Древнейшее население двуречья. Древняя Месопотамия

«Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...»

(Константин Михайлов )

Пока по территории древней Европы бродили дикие кочевники, на Востоке вовсю происходили очень интересные (порой необъяснимые) события. О них красочно написано в Ветхом Завете и в других исторических источниках. Например, такие известные библейские истории, как и Всемирный Потоп, случились как раз на территории Месопотамии.

Древнее Междуречье без всяких прикрас можно назвать колыбелью цивилизации. Именно на этой земле примерно в 4-м веке до нашей эры зародилась первая восточная цивилизация. Такие государства Месопотамии (Древнее Междуречье по-гречески), как Шумер и Аккад, подарили человечеству письменность и удивительные храмовые постройки. Отправимся же в путешествие по этой полной секретов земле!

Географическое положение

Какое название имела Месопотамия? Двуречье. Второе название Месопотамии - Междуречье. Также можно услышать слово Нахараим - это тоже она самая, только на иврите.

Месопотамия - это историко-географическая территория, расположенная между и Евфрат. Сейчас на этой земле находятся три государства: Ирак, Сирия и Турция. История Месопотамии развивалась именно на этой территории.

Расположенный в самом центре Ближнего Востока регион ограничен с запада Аравийской платформой, с востока - предгорьями Загроса. На юге Месопотамия омывается водами Персидского залива, а на севере возвышаются живописные Араратские горы.

Междуречье представляет собой плоскую равнину, тянущуюся вдоль двух великих рек. По форме она похожа на овальную фигуру - такова удивительная Месопотамия (карта подтверждает это).

Деление Междуречья на регионы

Историки условно делят Месопотамию на:


На территории Древнего Междуречья в разное время существовали четыре древних царства:

  • Шумер;
  • Аккад;
  • Вавилония;
  • Ассирия.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации - Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье - нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье - это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера - горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые - вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Немного конспирологии: о происхождении шумеров

Современная история не отвечает на вопрос, откуда появились шумеры. Есть множество предположений по этому поводу, но к единому мнению ученое сообщество до сих пор не пришло. Почему? Потому что шумеры сильно выделялись на фоне остальных племен, населяющих Междуречье.

Одно из явных отличий - это язык: он не похож ни на один из диалектов, на котором разговаривали жители соседних территорий. То есть у него нет схожести с индоевропейским языком - предшественником большинства современных языков.

Также внешность обитателей Древнего Шумера совсем не типична для жителей тех мест. На табличках изображены люди с ровными овалами лиц, удивительно большими глазами, тонкими чертами лица и роста выше среднего.

Еще один момент, на который обращают внимание историки, - это необычная культура древней цивилизации. Одна из гипотез гласит о том, что шумеры - это представители высокоразвитой цивилизации, прилетевшей из Космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно странная, но имеет право на существование.

Как оно было на самом деле - неясно. Но одно можно сказать с точностью - шумеры дали очень много для нашей цивилизации. Одно из их неоспоримых достижений - это изобретение письменности.

Древние цивилизации Месопотамии

Разные народы населяли протяженную территорию Междуречья. Мы выделим два основных (история Месопотамии без них не была бы такой насыщенной):

  • шумеры;
  • семиты (если быть точнее, то семитские племена: арабы, армяне и иудеи).

Отталкиваясь от этого, мы будем рассказывать о наиболее интересных событиях и исторических личностях.

Шумер: краткая историческая справка

Это была первая письменная цивилизация, возникшая на юго-востоке Месопотамии с 4-го по 3-й век до нашей эры. Сейчас на этой местности находится современное государство Ирак (Древняя Месопотамия, карта снова помогает нам сориентироваться).

Шумеры - это единственный несемитский народ на территории Междуречья. Подтверждают это многочисленные лингвистические и культурные исследования. Официальная история говорит, что шумеры пришли на территорию Месопотамии из какой-то горной азиатской страны.

Они начали свое путешествие по Междуречью с востока: селились вдоль устьев рек и осваивали ирригационное хозяйство. Первым городом, в котором остановились представители этой древней цивилизации, был Эреду. Далее шумеры двинулись вглубь равнины: они не подчиняли себе местное население, а ассимилировали; иногда даже перенимали какие-то культурные достижения диких племен.

История шумеров - это увлекательный процесс борьбы между различными группами людей под предводительством того или иного царя. Своего расцвета государство достигло при правителе Умме Лугальзагессе.

Вавилонский историк Берос в своем труде разделил шумерскую историю на два периода:

  • до Потопа (имеется в виду именно Великий Потоп и история с Ноем, описанная в Ветхом Завете);
  • после Потопа.

Культура Древней Месопотамии (Шумера)

Первые поселения шумеров отличались оригинальностью - это были небольшие города, окруженные каменными стенами; проживали в них от 40 до 50 тысяч человек. Важным городом на юго-востоке страны был Ур. Центром шумерского царства был признан город Ниппур, расположенный в центре страны. Известен крупным храмом Бога Энлиля.

Шумеры были довольно развитой цивилизацией, перечислим, в чем они достигли высот.

  • В земледелии. Об этом говорит дошедший до нас земледельческий альманах. В нем подробно рассказывается, как правильно выращивать растения, когда их нужно поливать, как правильно вспахивать почву.
  • В ремесле. Шумеры умели строить дома и знали, как пользоваться гончарным кругом.
  • В письменности. О ней пойдет речь в нашей следующей главе.

Легенда о возникновении письменности

Большинство важных изобретений происходят довольно странным образом, особенно когда речь идет о древних временах. Возникновение письменности не является исключением.

Поспорили два древних шумерских правителя между собой. Это выражалось в том, что они загадывали друг другу загадки и обменивались ими через своих послов. Один правитель оказался очень изобретательным и придумал настолько сложный ребус, что его посол не смог его запомнить. Тогда пришлось изобрести письменность.

Писали шумеры на глиняных досках тростниковыми палочками. Вначале буквы изображались в виде знаков и иероглифов, потом - в виде связных слогов. Назывался этот процесс клинописью.

Культура Древней Месопотамии немыслима без шумерской. Соседние народы заимствовали навык письменности у этой цивилизации.

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд - «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то - переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии - это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом - точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне - это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова - «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Ассирийская империя

Первые упоминания об Ассирии датируются 24-м веком до нашей эры. Государство просуществовало две тысячи лет. А в седьмом веке до нашей эры прекратило свое существование. Ассирийская империя признана первой в истории человечества.

Государство распологалось в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Отличалось воинственностью: очень много городов подчинили и разрушили ассирийские военачальники. Они захватывали не только территорию Месопотамии, но и территорию Израильского царства и острова Кипр. Была попытка подчинить древних египтян, но она не увенчалась успехом - через 15 лет жители этой страны вновь обрели независимость.

К захваченному населению применялись жестокие меры: ассирийцы обязывали выплачивать ежемесячную дань.

Крупными ассирийскими городами были:

  • Ашшур;
  • Калах;
  • Дур-Шаррукин (Дворец Саргона).

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени - это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану - аккад.) - бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль - владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) - ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой - свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Вавилонская мифология

Основные идеи для своей религии переняли от шумеров. Правда, со значительными усложнениями.

Вавилонская религия строилась на вере человека в его бессилие перед богами пантеона. Понятно, что такая идеология держалась на страхе и ограничивала развитие древнего человека. Подобную структуру удалось построить жрецам: они проводили в зиккуратах (величественных высоких храмах) различные манипуляции, в том числе и сложный обряд жертвоприношения.

В Вавилонии почитаемыми были следующие боги:

  • Таммуз - являлся покровителем земледелия, растительности и плодородия. Прослеживается связь с аналогичным шумерским культом воскресающего и умирающего бога растительности.
  • Адад - покровитель грозы и дождя. Весьма властное и злое божество.
  • Шамаш и Син - покровители небесных светил: солнца и луны.

Ассирийская мифология

Религия воинственных ассирийцев очень схожа с вавилонской. Большинство обрядов, традиций и преданий пришли к народу Северного Междуречья от Вавилонян. Последние заимствовали, как говорилось ранее, свою религию у шумеров.

Важными богами являлись:

  • Ашшур - главный бог. Покровитель всего Ассирийского царства, создал не только всех остальных мифологических героев, но и самого себя.
  • Иштар - богиня войны.
  • Рамман - ответственен за удачу в военных сражениях, приносил удачу ассирийцам.

Рассмотренные боги Месопотамии и культы древних народов - увлекательная тема, уходящая корнями в очень давние времена. Напрашивается вывод, что основными изобретателями религии были шумеры, чьи идеи переняли остальные народы.

Богатое культурное и историческое наследие оставили нам проживающие в Междуречье.

Изучать древние цивилизации Месопотамии одно удовольствие, поскольку они связаны с интересными и поучительными мифами. А все, что касается шумеров, - это вообще одна сплошная загадка, ответы на которую до сих пор не найдены. Но историки и археологи продолжают «рыть почву» в этом направлении. Любой человек может присоединиться к ним и тоже изучать эту интереснейшую и очень древнюю цивилизацию.

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ

Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры. До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда, охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие древнейшие верования.

Наши сведения о народах, которые некогда жили на этой территории, создавали здесь древнейшие культуры и основывали первые поселения, очень скудны. К числу наиболее древних поселений принадлежит открытое в 1948 г. экспедицией Роберта Брейдвуда поселение в Калат Джармо, возникшее, по-видимому, в VII тысячелетии. Оно находилось приблизительно в 50 км к востоку от города Киркук, в северной части Месопотамской равнины, между реками Нижний Заб и Дияла. Брейдвуд и его сотрудники опубликовали материалы, из которых явствует, что Джармо было оседлым поселением. Так в эпоху неолита был сделан решающий шаг – переход от кочевого образа жизни к оседлости. Глиняных сосудов здесь не обнаружено – должно быть, их еще не умели делать. Зато найдено множество глиняных фигурок животных, благодаря которым стало известно, что жители Джармо уже одомашнили собак, свиней, коз и овец. Между камнями, служившими жерновами, сохранилось зерно. Однако, поскольку каменные мотыги не обнаружены, ученые полагают, что жители Джармо еще не умели обрабатывать землю, а лишь собирали дикорастущие злаки. Глиняные статуэтки богини-матери свидетельствуют о существовании уже зачатков религии. Методом радиокарбонного анализа, при помощи которого современная археология определяет возраст находок, установлено, что поселение в Джармо возникло не позднее 4750 г. до н. э. Через два года после открытия, сделанного Брейдвудом, неподалеку от Джармо было раскопано еще одно поселение подобного типа. Существует предположение, что жители Двуречья пытались вести оседлый образ жизни и в более ранние периоды. Об этом свидетельствуют, например, раскопки в Барда Балка.

Несколько более молодой по сравнению с культурой Джармо является культура Хассуна, получившая название от города близ Мосула, открытого в 1943-1944 гг. экспедицией Иракского музея. Здесь уже нашли и глиняные сосуды с расписным орнаментом, и каменные сельскохозяйственные орудия. Дома жителей Телль-Хассуна, вначале примитивные, из одного помещения, впоследствии расширяются: двор окружают сразу несколько строений. Обнаруженные здесь орудия труда и предметы повседневного обихода свидетельствуют о том, что жители этого поселения быстро осваивали ремесло и искусство украшения сосудов. За короткое время они научились изготовлять большие глиняные сосуды для хранения зерна, складывать специальные печи для выпечки хлеба и многое другое.

Подобные поселения обнаружены и в других районах Месопотамии, например в нижних культурных слоях Ниневии и в Арпачии. Более того, предметы материальной культуры, найденные в поселениях, расположенных на большом расстоянии от Месопотамии, например в Сирии, тоже обнаруживают сходство с глиняными изделиями из Телль-Хассуна. Эти пока еще весьма скромные и спорные свидетельства культурной общности, охватывающей пространство от Тигра до берегов Средиземного моря, безусловно, представляют одно из важнейших открытий послевоенного времени.

Не следует забывать: речь идет о каменном веке, когда человек еще не знает металла, мир вокруг дик и непонятен, лишь немногие участки земного шара заселены, а расстояние в 200-300 км представляется огромным и преодолеть его труднее, чем спустя 10-20 столетий тысячи километров, разделяющие страны с многочисленным населением. И тем не менее люди познают мир, завоевывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции уже созданной ими ранее культуры. Все это необходимо помнить, чтобы понять процессы и события, связанные с появлением шумеров на берегах Тигра и Евфрата.

Но пока еще шумеры не появились на месопотамской сцене. Другие доисторические культуры возникают и расцветают в долине Двуречья. Населяющие этот район народы осуществляют очередной – после перехода от кочевого образа жизни к оседлости – скачок в развитии цивилизации и культуры. Кончилась эпоха неолита, представителями которой были жители Джармо и Телль-Хассуна. Около середины V тысячелетия народы Передней Азии вступают в халколит – медно-каменный век. Первые следы этой новой культуры мы находим в северной части Месопотамии, на берегах притока Евфрата – Хабура. Здесь, в Телль-Халафе, неподалеку от которого сейчас находится оживленная железнодорожная ветка Бейрут- Багдад, в 1911г. начал археологические раскопки барон Макс фон Оппенгейм. Это произошло спустя 12 лет после того, как местные жители сообщили ему о том, что, по их мнению, Телль-Халаф скрывает руины очень древнего поселения. Собираясь хоронить на холме покойника, они убрали верхние слои нанесенного ветром песка и наткнулись на каменные изваяния животных с человеческими головами. Испуганные люди в панике разбежались.

Проведя несколько экспедиций перед Первой мировой войной и в 1927-1929 гг., Оппенгейм добрался до самых глубоких слоев. Изумительной красоты расписные лепные сосуды, по мнению специалистов, являются наиболее совершенными из всех изделий подобного рода, выполненных в древности. Трудно представить себе, каким образом древним мастерам удалось добиться такой законченности формы без помощи гончарного круга. Сосуды изящно украшены черным и оранжево-красным орнаментом в виде геометрических фигур и изображений птиц, животных и людей, покрыты глазурью и обожжены в специальных закрытых печах при высокой температуре, благодаря чему напоминают изделия из фарфора. Такие же закрытые гончарные печи, в которых регулировалась температура, обнаружены в Карке-мише, Тепе-Гавра и других доисторических поселениях. Печи, а также сходство самих гончарных изделий, найденных в этих поселениях, свидетельствуют о несомненной общности культуры их жителей.

Не будем подробно описывать бесценные сокровища доисторических эпох. Их немало находили прежде и продолжают находить. Постараемся коротко, в общих чертах, рассказать о глубоком прошлом той страны, где спустя тысячелетие возникло царство шумеров. Археологические материалы свидетельствуют о том, что здесь имели место процессы, сыгравшие огромную роль в истории цивилизации: здесь возникали, наслаивались друг на друга различные культуры, создавались все более многочисленные поселения, жители которых совершенствовали орудия труда, производили разнообразные изделия, умели обрабатывать землю и строить.

Следы оседлой жизни этого древнейшего, архаического периода истории Двуречья сосредоточены в северной части Месопотамской равнины. Нас же интересует главным образом ее южная часть, побережье Персидского залива, который в древности занимал гораздо большую территорию, простираясь на северо-запад почти на 120 км. Воды залива подходили к Эреду, Телль-эль-Обейду и Уру, а Тигр и Евфрат не сливались в одно русло при впадении в залив.

Здесь, в местах появления на исторической арене шумеров, оседлые поселения стали возникать несколько позднее. При раскопках в Уре, которые велись после Второй мировой войны, в самых глубоких слоях были обнаружены следы поселений второй половины V тысячелетия. Существует некоторое сходство в отделке глиняных сосудов, найденных в ранних слоях Эреду, и сосудов из Телль-Халафа, но различий между ними значительно больше. Глиняные изделия обнаружены непосредственно над «девственным» слоем, т. е. над чистым песком. Точно такие же изделия встречаются в более поздних слоях, и лишь над шестым слоем к ним примешивается керамика другого типа, известная по раскопкам в Телль-эль-Обейде.

В Эреду найдены не только сосуды, орудия, оружие и предметы повседневного обихода, но и руины небольшого храма, построенного из высушенного на солнце кирпича и относящегося к наиболее раннему периоду истории поселения. Этот храм, первый из четырнадцати (если не семнадцати) доисторических святилищ, возводившихся один за другим на одном и том же месте следующими друг за другом поколениями зодчих, считается древнейшим в этом районе земного шара. В более поздних археологических слоях ученые наткнулись на следы жилых домов – хижин из тростника, снаружи и изнутри облепленных глиной. Тростниковые стены истлели, но их отпечаток на глине пережил тысячелетия, и сейчас можно видеть, как строили свои жилища древнейшие обитатели побережья Персидского залива.

Поселение Телль-эль-Обейд, некогда располагавшееся на берегу Евфрата, который сейчас изменил свое русло, возникло, по-видимому, на рубеже V и IV тысячелетий до н. э. Обнаруженные здесь глиняные зеленоватые сосуды украшены темно-коричневым пли черным геометрическим орнаментом. Изображения животных или людей в орнаменте встречаются редко. Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей и животных. Эль-обейдские сосуды выделывались вручную, иногда на медленно вращавшемся гончарном круге, приводимом в движение при помощи рук. Дома строились из тростника, обмазанного глиной, или из высушенных на солнце больших глиняных глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла их от размыва дождевой водой. Телль-эль-Обейд, по-видимому, представлял собой большое и многолюдное поселение. На окраине Эреду, расположенного неподалеку от Эль-Обейда, раскопано кладбище. В могилах – а их больше тысячи – рядом с останками людей найдены обейдские керамические изделия.

Влияние обейдской культуры простиралось далеко за пределы южной части долины Двуречья. Поселения с культурой такого типа, имеющей сходство не только керамических изделий и орудий, но и способов погребения, обнаружены в окрестностях Мосула. Ученые выявили признаки общности культур Эль-Обейда и некоторых поселений, расположенных на Иранском нагорье и даже в долине реки Инд. Эти наблюдения тем более важны и интересны, что имеются свидетельства контактов между жителями Телль-эль-Обейда и обитателями этих далеких районов земного шара. Так, в эпоху культуры Эль-Обейда население Южной Месопотамии изготовляло бусы из лазурита и украшения из зеленого полудрагоценного камня амазонита. Эти камни в Двуречье не добывались, а ввозились: амазонит – из центральных районов Индии или Забайкалья, а лазурит – из Центральной Азии. Следовательно, торговые связи древнейшего населения Южной Месопотамии были географически очень широки.

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 2. Древнейшее население Европейской России На всем пространстве Европейской России, и преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно «древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения России в виде отдельных погребальных насыпей

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Природа и древнейшее население В древности Ираном (от «Ариана» – «страна ариев») именовалась территория, раскинувшаяся от западных рубежей современного государства Иран на восток и включающая также часть Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Она ограничена

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Древнейшее население Обширные степи, плоскогорья и горные области, прилегающие к плодородным долинам реки, были со времен глубокой древности заселены многочисленными племенами, которые жили в условиях кочевого скотоводческого быта. Китайским земледельцам, заселявшим

автора Бадак Александр Николаевич

Природные условия и население Двуречья Примерно в то же время, что и в Египте, в южной части долины рек Тигра и Евфрата складывается древнейшее рабовладельческое общество и государство.Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который впоследствии оказал

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

Глава I. Италия и ее древнейшее население АПЕННИНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И ЕГО ПЕРВЫЕ ОБИТАТЕЛИ Апеннинский полуостров омывается с запада Тирренским, с востока Адриатическим морями. На юге Мессенский пролив отделяет его от острова Сицилия, горы которого являются продолжением

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли

Из книги Древний Восток автора

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Пантеон богов Двуречья Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшее население Армянского нагорья Население этих горных местностей было этнически пестрым, но основной костяк его составляли урарты, относящиеся по своему языку к хурритской группе народов.Восточная часть Понта, Колхида и Западный Кавказ, очевидно, были заселены

Из книги Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века) автора Мавродин Владимир Васильевич

1. Древнейшее население Днепровского Левобережья Территорию Северской земли человек заселил еще в очень отдаленные времена, о чем свидетельствуют довольно значительные по количеству и представляющие большой интерес стоянки эпохи палеолита, расположенные главным

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

Глава I. ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНСКОЙ ССР Открытия последних лет, сделанные в области изучения приматов, позволяют внести существенные изменения в прежние представления о первых семействах гоминид - родоначальниках

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ КРЫМА ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах,

Древнейшее рабовладельческое общество и государства складываются в южной части долины рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который оказал большое влияние на политическую, экономическую и культурную историю всего древнего мира.

Разложение первобытно-общинного строя в Двуречье.

Природные условия и население Двуречья.

Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом в их нижнем и среднем течении, называют обычно греческим словом Месопотамия (Междуречье). Природные условия и исторические судьбы северной и южной части Месопотамии различны. Поэтому южную её часть, где течение обеих рек сближалось (в основном к югу от района столицы современного Ирака - Багдада), мы выделяем под названием «Двуречье».

Эта часть Месопотамской равнины заполнена отложениями рек, периодически разливающихся в весенне-петний период вследствие таяния снегов в горных районах верховьев. Древнейшие поселения, явившиеся центрами образования первых государств, были расположены по обоим берегам вдоль нижнего течения обеих рек, преимущественно Евфрата, воды которого легче использовать для земледелия без специальных водоподъёмных устройств. Для использования при осенней обработке земли воды разлива должны были собираться в особые водохранилища. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны.

Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. На таких почвах можно выращивать самые разнообразные культуры и получать высокие и устойчивые урожаи.

Месопотамская равнина окаймлена с севера и востока окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничит с Сирийской степью и пустынями Аравии. С юга равнина ограничена Персидским заливом, куда впадают,Тигр и Евфрат. В настоящее время обе эти реки за 110 км до впадения в море сливаются в единый речной поток - Шатт эль-Араб, но в древности море вклинивалось значительно глубже на северо-запад и обе реки впадали в него раздельно. Центр возникновения древнейшей цивилизации был расположен именно здесь, в южной части Двуречья.

Естественные богатства, из тех, которые могли быть использованы древнейшим населением равнины, невелики - тростник, .глина, а в реках и болотистых озёрах - рыба. Из древесных пород можно отметить финиковую пальму, дающую питательные и вкусные плоды, но низкую по качеству древесину. Отсутствовали необходимые для развития хозяйства камень и металлические руды.

Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Для физического типа шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом.

С III тысячелетия до н. э. в Двуречье из Сирийской степи начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-ассирийского, по тем позднейшим наименованиям, которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они селились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смешение семитического и шумерского населения.

Различные семитические племена в это время составляли основную массу скотоводческого населения Передней Азии; территория их расселения охватывала Сирийскую степь, Палестину и Аравию.

Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Евфрата, населяли многочисленные племена, говорившие на языках, родственные связи которых пока не установлены; некоторые из них, возможно, были близки отдельным современным кавказским языкам. В северной части Месопотамии и на притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племён хурритов; далее к востоку, в горах, жили луллубеи и гутеи (кутии). Соседние с Двуречьем долины рек Юго-Западного Ирана занимали эламиты.

В своём большинстве эти и близкие к ним племена в IV-III тысячелетиях до н. э. были оседлыми горными земледельцами и полуоседлыми скотоводами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя. Именно они создавали в Передней Азии энеолитическую «культуру крашеной керамики»; их поселения.- Телль-Халаф, Телль-Брак, Арначия, Тепе-Гаура, Самарра, а глубже в нагорье Ирана Тепе-Гиян, Тепе-Сиалк, Тепе-Гиссар, Туренг-Тепе - позволяют судить о характере развития племён, занимавшихся горно-ручьевым земледелием в период неолита и энеолита. Большинство из них вначале ещё опережало в своём.развитии племена, населявшие Двуречье, и только со второй половины IV тысячелетия население Двуречья быстро обгоняет своих соседей.

Лишь у эламитов в низовьях рек Каруна и Керхе классовое общество возникает.только немногим позже, чем в Шумере.

Памятники III тысячелетия свидетельствуют о том, что морским путём, шедшим по Персидскому заливу. Шумер был связан с другими странами. Клинописные тексты упоминают остров Дильмун и славившиеся золотом и чёрным деревом страны Маган и Мелухха. Только Дильмун со всей бесспорностью отождествлён с нынешними Бахрейнскими островами у берегов Восточной Аравии, поэтому мы не можем определённо сказать, как далеко простирались морские связи Двуречья. Однако эпические песни о путешествиях шумерских героев на восток, «за семь гор», и о дружеских отношениях с тамошним населением, а также печати с изображениями индийских слонов и знаками индийской письменности, которые найдены в поселениях Двуречья III тысячелетия до н. э., заставляют думать, что существовали связи с долиной Инда.

Менее определённы данные о древнейших связях с Египтом; однако некоторые особенности наиболее ранней энеолитической культуры Египта заставляют ряд исследователей предполагать наличие подобных связей, а отдельные историки предполагают, что в последней трети III тысячелетия до н. э. имели место военные столкновения Двуречья с Египтом.

Древнеишие поселения в Двуречье.

На примере истории народов Двуречья отчётливо видно, насколько влияние условий географической среды на ход исторического развития имеет относительный характер. Географические условия Двуречья почти не изменились за последние 6-7 тысячелетий. Однако если в настоящее время Ирак - отсталое, полуколониальное государство, то в средние века, до опустошительного монгольского нашествия в XIII в., а также в древности, Двуречье было одной из самых богатых и населённых стран мира. Расцвет культуры Двуречья, следовательно, невозможно объяснить только благоприятными природными условиями страны для земледелия. Если же заглянуть ещё дальше вглубь веков, то окажется, что та же самая страна в V и даже отчасти в IV тысячелетии до н. э. была страной болот и озёр, заросших тростниками, где по берегам и на островах ютилось редкое население, оттеснённое в эти гиблые места из предгорий и степей более сильными племенами.

Только с дальнейшим развитием неолитической техники и с переходом к веку металла древнейшее население Двуречья оказалось способным использовать те особенности географической среды, которые ранее были неблагоприятны. С усилением технической вооружённости человека эти географические условия оказались фактором, ускорившим историческое развитие селившихся здесь племён.

Древнейшие поселения, обнаруженные в Двуречье, относятся ещё к началу IV тысячелетия до н. э., к периоду перехода от неолита к энеолиту. Одно из этих поселений было раскопано под холмом Эль-Обейд. Такие холмы (телли) образовались на равнине Двуречья на месте древних поселений путём постепенного накопления строительных остатков, глины от сырцового кирпича и т. п. Население, жившее здесь, было уже оседлым, знало простейшее земледелие и скотоводство, однако охота и рыболовство всё ещё играли большую роль. Культура была сходной с культурой предгорий, но беднее. Было известно ткачество, гончарное дело. Преобладали каменные орудия труда, но уже начали появляться и изделия из меди.

Примерно к середине IV тысячелетия до н. э. относятся нижние слои раскопок Урука. В это время жители Двуречья знали культуры ячмоня и эммера, среди домашних животных были быки, овцы, козы, свиньи и ослы. Если жилища Эль-Обейда были преимущественно тростниковыми хижинами, то при раскопках Урука были найдены сравнительно крупные здания, сложенные из кирпича-сырца. К этому периоду, второй половине IV тысячелетия, относятся первые пиктографические (рисуночные) надписи на глиняных плитках («табличках») -древнейшие памятники письменности Двуречья. Наиболее древний письменный памятник Двуречья - маленькая каменная табличка - хранится в Советском Союзе в Государственном Эрмитаже (Ленинград).

К концу IV и самому началу III тысячелетия до п. э. относятся слои раскопок холма Джемдет-Наср, недалеко от другого древнего города Двуречья - Киша, а также более поздние слои Урука. Раскопки показывают, что здесь значительного развития достигло гончарное производство. Орудия из меди встречаются во всё большем количестве, хотя всё ещё широко применяются орудия из камня и кости. Уже было известно колесо и перевозка грузов осуществлялась не только вьюками, а по болотистой почве на санях, но и колёсным транспортом. Существовали уже построенные из кирпича-сырца значительные по размерам и художественному оформлению общественные сооружения и храмы (первые храмовые постройки появляются ещё в начале предшествующего периода).

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Возникновение рабства.

Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.

К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала }

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал