Происхождение и сущность восточного вопроса. Привет студент

Восточный вопрос - это так называемое устное обозначение ряда международных противоречий, возникшее в конце XVIII - начале XX веков. Оно было непосредствен...

От Masterweb

03.04.2018 16:01

Восточный вопрос - это так называемое устное обозначение ряда международных противоречий, возникшее в конце XVIII - начале XX веков. Оно было непосредственно связано с попытками балканских народов освободиться от османского ига. Ситуация усугублялась в связи с грядущим распадом Османской империи. Многие великие державы, в числе которых оказались Россия, Великобритания, Пруссия, Австро-Венгрия, стремились бороться за разделение турецких владений.

Предыстория

Восточный вопрос изначально возник из-за того, что турки-османы, которые обосновались в Европе, образовали достаточно могущественное европейское государство. В результате ситуация на Балканском полуострове кардинальным образом изменилась, между христианами и мусульманами наметилось противостояние.

В результате именно Османское государство стало одним из ключевых факторов международной европейской политической жизни. С одной стороны, ее боялись, с другой - искали в ее лице союзника.

Одной из первых завязывать дипломатические отношения с Османской империей стала Франция.

В 1528 году был заключен первый союз между Францией и Османской империей, который был основан на взаимной враждебности к Австрийской империи, которую в то время олицетворял Карл V.

Со временем к политическим добавились и религиозные составляющие. Король Франции Франциск I захотел, чтобы одну из церквей в Иерусалиме вернули христианам. Султан был против, но пообещал оказывать поддержку всем христианским храмам, которые будут основаны на территории Турции.

С 1535 года свободное посещение Святых мест было разрешено французам и всем прочим иностранцам под покровительством Франции. Таким образом, на протяжении долгого времени Франция оставалась единственной западноевропейской страной в турецком мире.

Упадок Османской империи


Упадок в Османской империи наметился в XVII веке. Турецкая армия была разгромлена поляками и австрийцами под Веной в 1683 году. Так, продвижение турков в Европу удалось остановить.

Ослабленной империей воспользовались лидеры национально-освободительного движения на Балканах. Это были болгары, греки, сербы, черногорцы, валахи, преимущественно православные.

В то же время в XVII веке в Османской империи все больше укреплялись экономические и политические позиции Великобритании и Франции, которые мечтали о сохранении собственного влияния, при этом стараясь мешать территориальным притязаниям других держав. В первую очередь России и Австро-Венгрии.

Главный противник Османской империи


В середине XVIII столетия у Османской империи меняется главный противник. На смену Австро-Венгрии приходит Россия. Кардинальным образом ситуация в Причерноморье изменилась после победы в войне 1768-1774 годов.

По ее результатам был заключен Кучук-Кайнарджийский договор, который официально закрепил первое вмешательство России в дела Турции.

В то время как раз у Екатерины II существовал план окончательного изгнания всех турок из Европы и восстановления Греческой империи, на трон которой она прочила своего внука Константина Павловича. При этом Османское правительство рассчитывало взять реванш за поражение в Русско-турецкой войне. В Восточном вопросе по-прежнему важную роль играли Великобритания и Франция, именно на их поддержку рассчитывали турки.

В результате в 1787 году Турция начала очередную войну против России. В 1788 году англичане и французы путем дипломатических уловок вынудили вступить в войну на их стороне и Швецию, которая напала на Россию. Но внутри коалиции все закончилось неудачей. Сначала из войны вышла Швеция, а затем Турция согласилась на еще один мирный договор, который отодвинул ее границу до Днестра. Правительство Османской империи отказалось от притязаний на Грузию.

Обострение ситуации


В результате было решено, что существование Турецкой империи в конечном счете окажется более выгодным для России. При этом единоличный протекторат России над турецкими христианами не был поддержан другими европейскими государствами. Например, в 1815 году на конгрессе в Вене император Александр I считал, что Восточный вопрос заслуживает внимания всех мировых держав. Вскоре после этого вспыхнуло восстание греков, за ним последовали страшные варварства турок, все это вынудило Россию вместе с другими державами вмешаться в эту войну.

После этого отношения между Россией и Турцией по-прежнему оставались напряженными. Отмечая, в чем причины обострения Восточного вопроса, нужно сделать акцент на том, что российские правители регулярно исследовали вероятность распадения Османской империи. Так, в 1829 году Николай I приказал изучить положение Турции в случае распада.

В частности, предлагалось обосновать пять второстепенных государств вместо Турции. Королевство Македония, Сербия, Эпир, Греческое королевство и княжество Дакия. Теперь вам должно быть понятно, в чем причины обострения Восточного вопроса.

Изгнание турок из Европы

План изгнания турок из Европы, задуманный еще Екатериной II, пытался реализовать и Николай I. Но в результате он отказался от этой идеи, решив наоборот поддерживать и охранять ее существование.

Например, после удачного восстания египетского паши Мегмета-Али, после которого Турция едва не была полностью сокрушена, Россия в 1833 году заключила оборонительный союз, отправив султану на помощь свой флот.

Вражда на Востоке


Вражда продолжалось не только с Османской империей, но и между самими христианами. На востоке соперничали римско-католическая и православная церкви. Они соперничали за различные льготы, преимущества для посещения Святых мест.

К 1740 году Франции удалось добиться определенных привилегий для Латинской церкви в ущерб православной. Последователи греческого вероисповедания добились от султана восстановления древних прав.

Разбираясь, в чем причины Восточного вопроса, нужно обратиться к 1850 году, когда французские посланники добивались возвращения отдельных Святых мест, расположенных в Иерусалиме, французскому правительству. Россия была категорически против. В результате в Восточном вопросе против России выступила целая коалиция европейских государств.

Крымская война

Благоприятный для России указ Турция не спешила принимать. В результате в 1853 году отношения снова ухудшились, решение Восточного вопроса вновь было отложено. Вскоре после этого разладились отношения с европейскими государствами, все это привело к Крымской войне, которая окончилась только в 1856 году.

Суть Восточного вопроса заключалась в борьбе за влияние на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. На протяжении нескольких десятилетий он оставался одним из ключевых во внешней политике России, она это подтверждала раз за разом. Политика России в Восточном вопросе заключалась в необходимости установить свое влияние в этом регионе, против него выступали многие европейские державы. Все это вылилось в Крымскую войну, в которой каждый из участников преследовал собственные корыстные интересы. Теперь вы разобрались, в чем заключался Восточный вопрос.

Резня в Сирии


В 1860 году европейским державам вновь пришлось вмешиваться в ситуацию в Османской империи, после страшной резни, устроенной для христиан в Сирии. На восток отправилось французское войско.

Вскоре начались регулярные восстания. Сначала в Герцеговине в 1875 году, а затем в Сербии в 1876. Россия в Герцеговине сразу заявила о необходимости облегчить страдания христиан и окончательно положить конец кровопролитию.

В 1877 году вспыхнула новая война, русские войска дошли до Константинополя, независимость получили Румыния, Черногория, Сербия и Болгария. Турецкое правительство при этом настаивало на соблюдении принципов религиозной свободы. В то же время российское военно-политическое руководство и в конце XIX продолжало разрабатывать планы по высадке на Босфоре.

Ситуация в начале XX века


К началу XX столетия разложение Турции продолжало прогрессировать. Во многом этому способствовало правление реакционного Абдул-Гамида. Италия, Австрия и балканские государства пользовались кризисом в Турции, чтобы отторгать от нее свои территории.

В итоге в 1908 году Босния и Герцеговина отошли Австрии, к Италии была присоединена область Триполи, в 1912 году четыре второстепенные балканские страны начали войну с Турцией.

Ситуация усугублялась из-за геноцида греческого и армянского народа в 1915-1917 годах. При этом союзники по Антанте дали понять России, что в случае триумфа черноморские проливы и Константинополь могут отойти России. В 1918 году Турция капитулировала в Первой мировой войне. Но ситуация в регионе кардинально изменилась еще раз, чему способствовало падение монархии в России, национально-буржуазная революция в Турции.

В войне 1919-1922 годов победили кемалисты под предводительством Ататюрка, на Лозанской конференции были утверждены новые границы Турции, а также стран бывшей Антанты. Сам Ататюрк стал первым президентом Турецкой республики, основателем современного турецкого государства в знакомом нам виде.

Итогами Восточного вопроса стало установление границ в Европе приближенных к современным. Также удалось урегулировать многие вопросы, связанные, например, с обменом населением. В конечном счете это привело к окончательной юридической ликвидации самого понятия Восточного вопроса в современных международных отношениях.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

После взятия турками Константинополя (1453 г.) Османская империя постепенно превратилась в мировую державу, которая играла одну из ведущих ролей в международной политике. С этого времени к востоку от европейских стран появился сильный сосед, в отношениях с которым им необходимо было выработать особую внешнеполитическую стратегию.

В ходе военных походов турецкие султаны Селим I (1512-1520) и Сулейман I (1520-1566) расширили свои владения за счёт территорий в Восточном Средиземноморье, Северной Африке, на Балканах, где проживали разные по национальной и конфессиональной принадлежности народы. Завоевательная политика турецких султанов не только создала угрозу безопасности европейских государств, но и замедлила развитие экономики в ближневосточном регионе.

Однако правители последующих лет не смогли сохранить их завоеваний. В XVIII – начале ХХ вв. многонациональная Османская империя переживала глубокий кризис, в то время как европейские державы, обладавшие большей военной и экономической мощью, проводили активную колониальную политику, соперничая друг с другом, в т.ч. на Востоке. Так между государствами были заложены противоречия, вошедшие в историю под общим названием.

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС, - под ним следует понимать комплекс международных проблем, связанных, во-первых, с решением режима проливов Босфор и Дарданеллы, во-вторых, с национально-освободительным движением народов, находившихся под властью турецких султанов, в-третьих, с борьбой ведущих европейских государств за экономическое влияние в регионе.

В историографии нет общего мнения относительно даты возникновения понятия «восточный вопрос». Ряд исследователей предполагает, что этот термин появился в дипломатической практике в конце XVIII в., другие относят его первое употребление ко времени Веронского конгресса Священного союза (1822 г.), когда обсуждалось положение, возникшее на Балканах в ходе греческого восстания 1821-1829 гг., третья группа учёных – к периоду второго турецко-египетского кризиса 1939-1841 гг. Точно также сложно определить и географическую принадлежность «восточного вопроса», учитывая масштабы владений Османской империи.

Московская Русь установила политические контакты с Турцией ещё в 1496 г. Период конца XV – середины XVII вв. характеризовался развитием дипломатических связей между Россией и Османской империей в форме обмена посольствами. Однако захватническая политика турецких султанов, стоявших за спиной крымских ханов, осложнила взаимное общение. С 1677 г. в истории русско-турецких отношений начался период войн. Первое время Турция сохраняла главенство в решении межгосударственных противоречий, препятствуя укреплению южных рубежей России. Отсутствие флота и оборонительных пунктов на Чёрном море не позволяло России влиять на международные проблемы на Балканах, Ближнем Востоке. Лишь с конца XVIII в. Россия стала активно участвовать в решении «восточного вопроса». Русско-турецкие отношения зависели от решения проблемы черноморских проливов, ситуации на Балканах и положения православных подданных султана, которым правительство России оказывало покровительство.


В истории «восточного вопроса» как международной проблемы принято выделять три периода, каждый из которых имел свои особенности.

1.- с конца XVIII в. до Крымской войны 1853-1856 гг. Приоритетами во внешней политике России в это время были борьба за выход к Чёрному морю, обеспечение свободы морской торговли, укрепление южных рубежей и установление отношений с Турцией наравне с западноевропейскими державами. Политика русской дипломатии по отношению к Турции осуществлялась при помощи двух, сменявших друг друга методов. Один заключался в содействии разделу Европейской Турции и образованию самостоятельных государств на её территории. Другой – в установлении преобладающего влияния России в Европейской Турции с помощью союзных договоров.

Помощь славянским народам использовалась Россией в качестве обоснования политики утверждения русского влияния в Юго-Восточной Европе, обеспечения свободного судоходства по Дунаю, Пруту, Днестру, создания военно-экономической и стратегической базы на Ближнем Востоке.

2.Второй этап – с окончания Крымской войны до середины 90-х гг. XIX в. Европейские государства диктовали политику на Ближнем Востоке, а русская дипломатия, потерявшая влияние в международных делах, боролась за отмену ограничительных условий Парижского договора 1856 г. С этого момента – начала второго периода танзимата (реформ) владения Османской империи оказались открытыми для европейского капитала.

Крымская система сохранилась до 70-х гг. XIX в. Отмена нейтрализации Чёрного моря в 1871 г. на Лондонской конференции изменила расстановку сил. Принятие Берлинского трактата 1878 г. обострило обстановку на Балканах и привело к ухудшению отношений между Россией и Австро-Венгрией, Сербией и Болгарией. Принято считать, что международный кризис второй половины 70-х гг.XIX в. углубил противоречия, которые зарождались в течение всего столетия и создал предпосылки к возникновению Первой мировой войны.

3.Третий период начался с заключения в 1897 г. русско-австрийской конвенции по балканской проблеме. Этот период характеризуется обострением соперничества между европейскими государствами в Османской империи. В связи с активизацией русской политики на Дальнем Востоке её задачи в «восточном вопросе» ограничились сохранением status quo на Балканах. К концу XIX в. угрозой для многих стран Европы становится Германия. Сооружение Багдадской железной дороги, особое влияние на турецкого султана Абдул Хамида II обеспечили немецкое преобладание в Османской империи. Сложились военно-политические блоки. Балканские войны стали подготовкой к мировому конфликту. В результате поражения в Первой мировой войне Османская империя утратила большую часть своих территорий.

30 октября 1918 г. в Мудросе (порт на о. Лемнос) на борту линкора «Агамемнон» было подписано перемирие, означавшее конец существования Османской империи. Под властью султана остались фактически лишь земли современной Турции. Восточный вопрос прекратил своё существование (Петрунина Ж.В. «Восточный вопрос»: понятие и основные этапы // Преподавание истории в школе. 2007, № 4.)

Класс 8

Тема: «Восточный вопрос» и европейская политика.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: охарактеризовать сущность «восточного вопроса» и пути его разрешения.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся по теме «»
  3. Изучение нового материала.

План:

  1. Попытки раздела владений Турции.
  2. Реформы 1840-х гг. в Турции.
  3. Крымская война 1853-1856 гг.
  1. Вспомните пожалуйста, как образовалась Османская империя? (османская империя возникла в 1299 году и просуществовала до 1922 года. Она включала в себя: Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы) В Европе Османскую империю называли Оттоманской империей, Высокой (блистательной) Портой.

В этот период в Европе ведущие державы вступили в противоборство друг с другом, когда возникла опасность усиления конкурентов, угрожающая нарушить равновесие в Европе.

Равновесие сил – принцип политики, которому следовали европейские державы. Он предполагал, что они объединятся против тех стран, которые претендуют на господство на континенте.

Наиболее острым в середине XIX века оказался «восточный вопрос».

«Восточный вопрос» – это комплекс международных конфликтов в XVII- началу XX вв., связанный с контролем над святыми местами в Палестине, а также борьбой христианских народов Османской империи за обретение независимости и соперничеством великих держав за раздел слабеющей Османской империи.

Причины обострения «восточного вопроса»

  • Борьба за сферы влияния в Турции.
  • Борьба славянских народов за национальное освобождение.
  • Контроль черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.

В 1830 году французские войска вторглись в Алжир (формально вассала Турции) французские власти конфисковали государственные земли мусульман, которые не признали власть колонизаторов. Эти земли передавались переселенцам из стран Южной Европы. Повышенное внимание Франция уделяла другому вассальному государству Османской империи – Египту.

Паша Египта Мухаммед-Али (1769-1849) провёл реформы, которые усилили его власть.

В 1831 году поощряемый Францией Мухаммед-Али начал войну против турецкого султана. Египетские войска заняли Сирию, Ливию, что вызвало недовольство европейских держав.

Россия по просьбе султана Мухмуда II направила в Турцию флот и войска, которые высадились в районе Босфора. Англия была озадачена таким поворот событий. Её не устраивало ни закрепление Россией у проливов; ни установления контроля Франции над Египтом.

По инициативе Англии в 1833 году между Египтом и Турции было подписано перемирие.

Однако в 1839 году война вновь началось. Турецкая армия потерпела поражение.

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 114.

Задание: выписать реформы, которые проводились в Турции в 40-е гг. XIX века.

Реформы:

  • Введение централизованного административного управления.
  • Признание права частной собственности на землю, разрешена её купля продажа.
  • Развитие светской системы образования.
  • Гарантия неприкосновенности жизни и имущества, независимо от религиозной принадлежности.
  • Предприняты попытки пересечь злоупотребления при сборе налогов.
  • Началось создание регулярной армии европейского типа.

!!! Однако реформы не встретили поддержки в стране. Мусульманское духовенство было раздражено уступками «неверным». Местная знать считала, что реформы ущемляют их привилегии. Крестьянство было не довольно скупкой земли ростовщиками и торговцами.

Реформы не обеспечили условий для развития собственного производства.

  1. Крымская война 1853-1856 гг.

Причины войны:

  • Противоречия между Россией и Турцией и европейскими государствами из-за проливов.
  • Помощь со стороны России национально освободительным движениям балканских народов в борьбе против Османской империи.
  • Политика Англии и Франции, направленная на ослабление Влияния России на Балканском полуострове и на Ближнем Востоке.

Итоги войны:

  • Возврат России Севастополя, в обмен на турецкую крепость Карс.
  • Объявление Чёрного моря нейтральным, что лишало Россию и Турцию возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления.

Таким образом, «восточный вопрос» был отчасти лишён.

  1. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 13.
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Восточный вопрос - это вопрос о судьбах Турции, о судьбах по­рабощенных ею и боровшихся за свою национальную независимость народов на Балканах, в Африке и в Азии, а также об отношении к этим судьбам европейских держав и о возникавших при этом международных противоречиях.

К концу XVI века Турецкая империя достигла наибольшего могущества, основанного на территориальных захватах и феодаль­ном грабеже порабощенных народов. Однако уже в начале XVII века начался процесс утери Турцией завоеванных земель и падения ее мощи.

Причины этого процесса лежали в росте экономического влия­ния крупных землевладельцев-феодалов в связи с развитием в Тур­ции товарно-денежных отношений; это привело к ослаблению воен­ной мощи турецкого государства, к феодальной раздробленности и к усилению эксплуатации трудящихся масс порабощенных народов.

Начавшееся в середине XVIII века в Турции зарождение капи­тализма лишь ускорило этот процесс. Порабощенные Турцией на­роды стали складываться в нации и начали борьбу за свое нацио­нальное освобождение; невыносимая эксплуатация трудящихся масс Турецкой империи задерживала капиталистическое развитие под­властных Турции народов и усиливала их стремление к националь­ному освобождению.

Экономический застой и деградация, неспособность преодолеть феодальную раздробленность и создать централизованное государ­ство, национально-освободительная борьба подвластных Турции народов, обострение внутренних социальных -противоречий вели Турецкую империю к распаду и ослаблению ее международных позиций.

Все увеличивавшееся ослабление Турции разжигало захватниче­ские аппетиты крупных европейских держав. Турция являлась вы­годным рынком сбыта и источником сырья; кроме того, она имела и крупное стратегическое значение, располагаясь в узле путей между Европой, Азией и Африкой. Поэтому каждая из «великих» европей­ских держав стремилась урвать для себя побольше из наследства «больного человека» (так стали называть Турцию с 1839 года).

Борьба западноевропейских держав за экономическое и полити­ческое преобладание в Османской (Турецкой) империи началась в XVII веке и продолжалась в XVIII и XIX веках.

К концу третьей четверти XIX века между европейскими дер­жавами началась новая борьба, получившая название «восточного кризиса».

Восточный кризис возник в результате вооруженного восстания славянского населения Боснии и Герцеговины (1875-1876 гг.) про­тив турецких угнетателей. Это восстание, носившее антифеодальный характер, являлось прогрессивной национально-освободительной борьбой славянской народности против отсталого и дикого турец­кого феодализма.

Какова же была позиция главных европейских держав в период восточного кризиса?

Германия рассчитывала использовать восточный кризис для ослабления России и получения свободы действий в отношении Франции. Разгромленная в 1871 году Пруссией, она быстро оправ­лялась и в ней росли реваншистские настроения. Буржуазно-юнкер­ская Германия с тревогой присматривалась к возрождению мощи Франции и строила планы ее нового разгрома. Для Германии это было возможно лишь при условии, что ни одна европейская дер­жава не вмешается в новую франко-германскую войну на стороне Франции; в этом отношении она больше всего могла опасаться неблагоприятного для нее вмешательства России. Ослабления Рос­сии германский рейхсканцлер Бисмарк рассчитывал добиться путем втягивания ее в войну с Турцией; одновременно Бисмарк стремился столкнуть Россию на Балканах с Австро-Венгрией и тем окончатель­но связать Россию, лишить ее возможности поддержать Францию.

В Австро-Венгрии военно-клерикальная немецкая партия с импе­ратором Францем Иосифом во главе рассчитывала использовать босно-герцеговинское восстание для захвата Боснии и Герцеговины, к чему ее побуждала тайно Германия. Захват мыслился в виде по­любовной сделки с русским царем, так как воевать с Россией Австро-Венгрия в то время не считала для себя возможным. На первых порах восточного кризиса австро-венгерские правительствен­ные круги даже полагали, что необходимо затушить восстание и тем ликвидировать кризис.

Россия, ослабленная Крымской войной и не вполне еще опра­вившаяся от ее последствий, в начале восточного кризиса вынуж­дена была ограничивать себя, заботясь лишь о сохранении своих позиций на Балканах и о поддержании своего престижа среди бал­канских славян. Царское правительство пыталось помочь восстав­шим, но не желало ввязываться в какие-либо действия, которые могли бы вовлечь Россию в войну. Это вело к тому, что русское правительство было готово взять на себя инициативу по оказанию помощи восставшим, но лишь в согласии с другими державами.

Английское правительство во главе с премьер-министром Дизраели стремилось воспользоваться трудным положением России для еще большего ее ослабления. Дизраели понимал, что только сла­бость заставила правительство России ограничить себя в своих за­хватнических целях по отношению к Турции и что царское прави­тельство рассматривает такое ограничение как временную меру.

Чтобы лишить Россию возможности вести на Балканах активную политику, Дизраели принял план столкнуть Россию в войне с Тур­цией, а по возможности и с Австро-Венгрией. По мнению Дизраели, такая война ослабила бы всех ее участников, что дало бы Англии свободу действий по осуществлению захватнических планов в Тур­ции, устранило бы всякую угрозу Англии со стороны России в Сред­ней Азии, где Россия уже приближалась к границам Индии, и на Балканах, где Англия опасалась захвата Россией черноморских проливов. Развязывание войны России с Турцией Дизраели начал проводить под лицемерным лозунгом невмешательства в балкан­ские дела.

Такова была международная расстановка сил европейских дер­жав в начале восточного кризиса.

Первые шаги европейских держав еще подавали надежды на мирное урегулирование восточного кризиса. Австро-венгерский ми­нистр иностранных дел Андраши, по инициативе России и по согла­сованному с ней проекту, 30 декабря 1875 года вручил всем круп­ным европейским державам ноту. Суть ее сводилась к тому, чтобы при помощи скромных административных реформ для Боснии и Герцеговины ликвидировать восстание. Державы согласились с пред­ложениями ноты и через своих послов стали добиваться от Турции проведения предлагаемых нотой требований. В феврале 1876 года султан Абдул-Азиз согласился с требованиями ноты. Казалось бы, восточный кризис, едва начавшись, кончается.

Но тут на сцену выступила английская дипломатия. Мирное раз­решение восточного кризиса ее не устраивало.

Ближайшим препятствием на пути к углублению кризиса был сам султан Абдул-Азиз и его русофильский кабинет во главе с Махмуд-Недим-пашей. В результате организованного английским пос­лом в Турции Эллиотом дворцового переворота на султанский престол был возведен Мурад V.

Тем временем героическая борьба босняков и герцеговинцев ускорила открытое выступление Сербии и Черногории. В конце июня 1876 года Сербия объявила войну Турции. Успешная борьба 13-14 тысяч босно-герцеговинских повстанцев против 35-тысячного турецкого войска подавала надежды и на успешный исход сербо-турецкой войны. Чтобы быть в готовности встретить любой исход этой войны и не быть самому втянутым в нее, русское правительство решило заранее договориться с Австро-Венгрией на все возможные случаи.

На этой почве родилось Рейхштадтское соглашение, заключен­ное 8 июля 1876 года между Александром II и русским канцлером Горчаковым - с одной стороны, Францем-Иосифом и Андраши - с другой.

Первый вариант, рассчитанный на поражение Сербии, преду­сматривал лишь проведение в Боснии и Герцеговине реформ, наме­ченных нотой Андраши. Второй вариант, рассчитанный на победу Сербии, предусматривал увеличение территории Сербии и Черного­рии и некоторые аннексии для Австро-Венгрии за счет Боснии и Герцеговины; Россия по этому варианту получала Батуми ей воз­вращалась отторгнутая после Крымской войны часть Бессарабии. Третий вариант соглашения, рассчитанный на полный развал Тур­ции и вытеснение ее из Европы, предусматривал, кроме мер по вто­рому варианту, также создание автономной или независимой Бол­гарии, некоторое усиление Греции и, предположительно, объявле­ние Константинополя вольным городом.

Тем временем надежды на успешный для Сербии исход войны не оправдались. Сербская армия потерпела ряд неудач, и уже 26 августа сербский князь Милан запросил державы о посредниче­стве в целях прекращения войны. Державы согласились и обрати­лись к Турции с просьбой сообщить, на каких условиях может быть предоставлен Сербии мир; официально в этом участвовала и Ан­глия, неофициально же она побудила Турцию предъявить Сербии совершенно неприемлемые для последней условия заключения мира.

В ответ на это державы поручили Англии добиться от Турции месячного перемирия. Открыто отказаться от выполнения этого поручения Дизраели не мог. Гладстон, возглавлявший в Англии оппозицию против политики Дизраели, развил в Англии лицемер­ную кампанию против господствовавшего в Турции произвола и ди­ких турецких зверств и сумел на этой почве нажить себе политиче­ский капитал - настроить общественное мнение Англии против Дизраели. Чтобы успокоить умы и помирить общественность Англии с Турцией, Дизраели придумал новый ход: решил сделать Турцию хотя бы фиктивно конституционной.

По указке английского посла был организован новый дворцовый переворот, Мурад V был свергнут и на его место посажен новый султан Абдул-Гамид, являвшийся сторонником Англии и формально невозражавший против провозглашения конституции.

Вслед за тем Дизраели, тогда уже получивший титул лорда и именовавшийся Биконсфильдом, выполняя поручение держав, офи­циально предложил Турции заключить мир с Сербией на основе положения, существовавшего до войны; в то же время английские дипломаты передали новому султану тайный «дружеский совет» покончить с Сербией.

Этому совету Абдул-Гамид последовал. Под Дьюнишем плохо подготовленная сербская армия была разбита. Ей грозила гибель.

В этой обстановке царское правительство не могло не выступить в пользу Сербии, не рискуя навсегда потерять свое влияние на Бал­канах. 31 октября Россия предъявила Турции ультимативное требо­вание в течение 48 часов объявить о перемирии с Сербией. Султан не был подготовлен своими английскими суфлерами к такому ходу, растерялся и 2 ноября принял требование ультиматума.

Биконсфильд забряцал оружием, произнес воинственную речь. Все это звучало грозно, но по существу к сухопутной войне Англия готова не была. Русское правительство поняло это и не пошло на попятную. Более того, Александр II, подстрекаемый воинственно настроенной придворной партией, во главе которой стояли его брат Николай Николаевич и сын Александр Александрович, 13 ноябри отдал приказ о мобилизации двадцати пехотных и семи кавалерий­ских дивизий. После этого Россия без потери престижа уже не могла отказаться от своих требований к Турции, хотя бы даже по­следняя их и не выполнила.

Чтобы наверняка втравить Россию в войну с Турцией, Бикон­сфильд предложил собрать в Константинополе послов шести дер­жав и еще раз попытаться договориться о «мирном» улаживании восточного кризиса, о мире Сербии с Турцией и о реформах для балканских славян.

Конференция послов выработала условия прекращения восточ­ного кризиса и 23 декабря должна была предъявить эти условия султану.

Однако 23 декабря представитель султанского правительства под гром пушечных салютов объявил на конференции, что султан даровал всем своим гражданам конституцию и что в связи с этим все выработанные конференцией условия становятся излишними.

Это заявление султанского министра, инспирированное англий­скими дипломатами, явно провоцировало Россию на войну с Тур­цией. Для большинства в русском правительстве становилось все яснее, что без войны не обойтись. С Австро-Венгрией к тому вре­мени в Будапеште было заключено новое соглашение, теперь уже на случай войны России с Турцией. Соглашение это было для России менее выгодно, чем Рейхштадтское. Россия была вынуждена согласиться на оккупацию Австро-Венгрией почти всей Боснии и Герцеговины и дала обещание не создавать на Балканах сильного славянского государства. Взамен этого царизм получал лишь «дру­жественный» и ненадежный нейтралитет Австро-Венгрии.

Хотя 28 февраля 1877 года Турция и заключила мир с Сербией, но война с Черногорией продолжалась. Над ней нависала угроза поражения. Это обстоятельство, вместе с провалом Константино­польской конференции, толкало царскую Россию на войну с Тур­цией; однако невыгодность Будапештской конвенции была так оче­видна, что в царском правительстве возникли колебания; были даже мнения о необходимости пойти на уступки Турции и демобилизовать армию.

В конце концов было принято решение: армию не демобилизовывать и сделать еще одну попытку договориться с западноевропей­скими державами для совместного воздействия на Турцию.

В итоге этой попытки родились так называемые «лондонские» предложения, требовавшие от Турции еще более, чем раньше, уре­занных реформ для славянских народностей.

11 апреля эти предложения, по наущению Биконсфильда, были отвергнуты, а 24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции.

Итак, английскому правительству удалось достичь своей бли­жайшей цели в использовании восточного кризиса: втравить Рос­сию в войну с Турцией. Своей ближайшей цели достигла и Герма­ния, заставив Австро-Венгрию принять непосредственное участие в разрешении Восточного вопроса; в перспективе было возможное столкновение Австро-Венгрии с Россией на Балканах.

Было бы совершенно неправильно приписывать весь успех ан­глийской и германской внешней политики по разжиганию восточ­ного кризиса только Биконсфильду и Бисмарку. Они, конечно, сыграли немаловажную роль, но главной причиной успеха Англии и Германии являлась экономическая и политическая отсталость цар­ской России.

С приходом к власти коалиции СДПГ / СвДП, и, соответственно, канцлера Вилли Брандта и министра иностранных дел Вальтера Шееля во внешней политике страны обозначился поворот в сторону большего реализма и взвешенности. Новые власти предприняли шаги в направлении подлинного улучшения отношений с Советским Союзом на единственно возможной основе – признания политических и территориальных реалий, сложившихся в Европе после Второй мировой войны. 28 октября 1969 г. В. Брандт сделал правительственное заявление, в котором расставил основные акценты во внешнеполитической ориентации. В правительственном заявлении отмечалось: «Наши национальные интересы не позволяют нам занимать позицию между Западом и Востоком. Наша страна нуждается в сотрудничестве и согласии с Западом и взаимопонимании с Востоком. Немецкому народу нужен мир в полном смысле этого слова также с народами Советского Союза и всеми народами Восточной Европы» . В заявлении отмечалось, что «восточная политика» прежде всего «…представляла собой обеспечение немецких интересов и предполагала осторожное расширение поля внешнеполитической активности Федеративной Республики» . Правительство В. Брандта сразу начало искать пути к улучшению отношений с СССР, нормализации отношений с восточноевропейскими государствами. Немаловажным было признание ГДР как государства, что открывало путь для начала нормализации отношения с ней. По мнению А.А. Новикова и Н.В. Павлова, новая «восточная политика» стала пониматься как «практические шаги по нормализации отношений ФРГ с социалистическими странами на базе признания территориального статус-кво в Европе и отказа от применения силы или угрозы ее применения, по преодолению инерции «холодной войны», по самоутверждению Федеративной Республики на мировой арене и ее превращению в полноправного субъекта международных отношений» . В свою очередь, как указывает И.С. Кремер, «уже первое правительственное заявление В.Брандта в бундестаге 28 октября 1969 г. свидетельствовало о том, что его кабинет намерен сделать серьезный поворот в политике по отношению к СССР и другим социалистическим странам, включая ГДР» .



Правительство В. Брандта, представляя, что в ближайшее время объединение Германии невозможно, ставило задачу на основе политики разрядки преодолевать изоляционизм Востока и «через контакты между людьми сделать границы более прозрачными» . Таким образом, за основу новой «восточной политики» ФРГ была взята разработанная В. Брандтом и Э. Баром концепция «Перемены через сближение», вобравшая в себя идеи политико-экономической концепции конвергенции и «теорию магнита» К. Шумахера. Тем самым, не отказываясь от идеи национального воссоединения, ФРГ перенесла достижение этой цели на долгосрочную перспективу и под лозунгом «Перемены через сближение» сосредоточилась на задачах средне- и краткосрочной перспективы. Этими задачами стали: «улучшение отношений с Советским Союзом, нормализация отношений с восточноевропейскими государствами и сохранение модуса вивенди между обеими частями Германии», при том понимании, что международно-правовое признание ГДР по-прежнему являлось для ФРГ нежелательным . Высшим руководством Западной Германии была сделана попытка через контакты между людьми и придания особого статуса отношений ФРГ и ГДР сделать границы между двумя германскими государствами более прозрачными.

28 ноября 1969 г. правительство В. Брандта подписало Договор о нераспространении ядерного оружия, против присоединения к которому выступали предыдущие правительства ФРГ и нынешняя оппозиция ХДС . Подписание Договора, безусловно, обозначало стремление Бонна следовать в русле мировых процессов разрядки. Однако в видении границ мирного урегулирования канцлер В. Брандт и его ближайший помощник Э. Бар шли еще дальше. По их мнению, основой разрядки напряженности между Востоком и Западом должны были явиться широкие практические меры разоруженческого характера, вплоть до создания общего органа, координирующего деятельность НАТО и ОВД. Военные блоки со временем предполагалось заменить единой системой коллективной безопасности через заключение ряда двусторонних соглашений между странами Центральной и Восточной Европы об отказе от применения силы и сокращение вооруженных сил. СССР и США, не являясь членами системы безопасности, должны были бы выступать ее гарантами. Таким образом, результаты разрядки в Европе способствовали бы приходу обеих германских государств, по сути, к нейтралитету, что неоднократно озвучивалось Москвой в качестве обязательного условия объединения Германии . Для полного понимания нового внешнеполитического курса в области «восточной политики», необходимо выделить основные цели, на которых сосредоточилось социально-либеральное правительство В. Брандта и В. Шееля, обозначив обязательным условием преодоления конфронтации между Востоком и Западом укрепление союза западных государств, сконцентрировало свои усилия :

1. Обмен официальными заявлениями об отказе от применения силы с Советским Союзом, а также укрепление двухсторонних, в особенности экономических, отношений с СССР.

2. Заключение соглашения с Польской Народной Республикой, в котором урегулировался вопрос послевоенных границ между ФРГ и ПНР.

3. Улучшение ситуации вокруг Западного Берлина. При этом задачи ФРГ состояли в сохранении ответственности трех держав за Западный Берлин, в обеспечении транспортных гарантий по транспортному сообщению с городом и его улучшению, в укреплении связей между Восточным и Западным Берлином, а также между Западным Берлином и ГДР.

4. Заключение комплекса соглашений с ГДР – по возможности с советской помощью, – где были провозглашены особые отношения между обоими германскими государствами, исключающие международно-правовое признание ГДР. При этом особое внимание уделялось мерам по облегчению жизни людей в соседней ГДР путем расширения обменов и поездок, то есть путем обеспечения свободы передвижения и проживания граждан, обмена между ними информацией и мнениями.

5. Заключение соглашения с Чехословацкой Советской Социалистической Республикой, в котором урегулировался вопрос Мюнхенского соглашения 1938 г. и вопрос судетских немцев.

6. Подписание договоров с другими странами Восточной Европы.

7. Участие обоих германских государств в Совещании по безопасности и сотрудничестве в Европе и в переговорах по сокращению вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

«Новая восточная политика» правительства В. Брандта, отразившаяся в поставленных перед ней задачах, была направлена на достижение двух глобальных целей: разрядки международной напряженности и воссоединения Германии. Эта формула не являлась изобретением кабинета В. Брандта / В. Шееля – как воссоединение, так, в той или иной степени, и снижение конфронтации и мирное урегулирование, в качестве приоритетных политических целей фигурировали у руководства ФРГ на протяжении 1949–1969 гг. Однако основной и очень существенной особенностью внешнеполитической концепции пришедшего к власти в 1969 г. в Бонне правительства, явилось то, что впервые воссоединение Германии полностью подчинялось процессу разрядки. В отказе от тезиса «разрядка и нормализация отношений с социалистическими странами только после воссоединения» и заключена главная особенность «восточной политики» Вилли Брандта, позволяющей говорить о ней как о подлинно новой «восточной политике» ФРГ.

Советско-германские отношения в контексте
реализации «новой восточной политики» ФРГ

Еще 22 сентября 1969 г. в Нью-Йорке В. Брандт, будучи министром иностранных дел в правительстве К.-Г. Кизингера, проводил консультации по вопросам двухсторонних отношений со своими советскими коллегами. А уже после победы блока СДПГ / СвДП на выборах в октябре 1969 г. В. Шеель встретился с советским послом С. Царапкиным и договорился о возобновлении переговоров об отказе применения силы. 15 ноября 1969 г. посол ФРГ в Москве Г. Аллардт передал Министерству иностранных дел СССР ноту своего правительства, в которой подчеркивалось стремление немедленно начать переговоры с Советским правительством о взаимном отказе от применения силы . В конце 1969 г. завязался интенсивный политический диалог между представителями СССР и ФРГ на высоком уровне по вопросам нормализации отношений. Так, в декабре 1969 г. состоялась встреча советской делегации во главе с министром иностранных дел А.А. Громыко и делегации ФРГ. В январе 1970 г. для переговоров по вопросам соглашения о неприменении силы Москву посетил статс-секретарь ведомства федерального канцлера Э. Бар. Всего же с целью выработки текста договора между СССР и ФРГ А.А. Громыко, Э. Бар и В. Шеель провели в 1969-1970 гг. более 30 встреч . Первый раунд переговоров продолжался по 22 мая 1970 г. и завершился появлением так называемого «документа Бара». Это были первые штрихи совершенно новых отношений между ФРГ и СССР. В «документе Бара» ФРГ обязывалась «в настоящем и будущем уважать нерушимость» границ всех европейских государств, включая границу по Одеру и Нейсе и границу между ФРГ и ГДР. Кроме того, ФРГ обязывалась не выдвигать никаких территориальных претензий… Со своей стороны Советский Союз отказывался от своих прав на военное вторжение, вытекавших из положения устава ООН о “вражеском государстве”» . Намеренно предав гласности данный документ 1 июля 1970 г., В. Брандт, с одной стороны, пошел на серьезные уступки СССР в отношении официального признания границы по Одеру и Нейсе и границы между ФРГ и ГДР, однако, с другой стороны, данный договор не мешал будущему объединению двух Германии мирным путем. Необходимо также отметить положительную позицию США по отношению к первым шагам ФРГ в ходе процесса урегулирования отношений с СССР. «В целом, Вашингтон приветствовал новую западногерманскую внешнюю политику, рассматривая её как долгожданное прикрытие собственного курса на разрядку международной напряженности» . Канцлер В. Брандт впоследствии так оценивал позицию США: «…по большому счету разногласий быть не могло, так как Никсон по совету Киссинджера проводил начатую ещё Кеннеди политику по отношению к Советскому Союзу под лозунгом «кооперации вместо конфронтации». Правительство США знало, что у нас и в мыслях не было уклониться от сотрудничества с Западом, что, впрочем, и невозможно было сделать» . Практическим результатом первого раунда переговоров стало, в первую очередь, признание ФРГ существования двух немецких государств, а во-вторых, заключение трех соглашений о поставках советского природного газа сроком на 20 лет в обмен на трубы большого диаметра от 1 февраля 1970 г. и консультации по вопросам более тесного технологического сотрудничества . Тем самым уже с самого начала новая «восточная политика» ФРГ имела не только внешнеполитических характер, но и проявлялась в развитии сотрудничества СССР и ФРГ в экономической сфере. Второй раунд переговоров между СССР и ФРГ проходил в Москве с 17 июля по 12 августа 1970 г. между А.А. Громыко и В. Шеелем. В ходе этих переговоров немецкая делегация дала ясно понять советской стороне, что «с СССР не может быть заключено соглашение, способное заменить мирный договор, отменить права союзников, свести принцип отказа от применения силы к признанию границ, не учитывать положение в Западном Берлине и ущемлять интересы других государств» . Вместе с тем, по итогам второго раунда переговоров Бонна с Москвой в августе 1970 г. в СССР для подписания советско-западногерманского договора прибыла правительственная делегация ФРГ во главе с канцлером В. Брандтом. 12 августа 1970 г. В. Брандт и В. Шеель с западногерманской стороны и А.Н. Косыгин и А.А. Громыко с советской стороны подписали в Москве договор между СССР и ФРГ.

В договоре подчеркивалось стремление обеих сторон содействовать укреплению мира и безопасности в Европе и во всем мире, улучшению и расширению взаимного сотрудничества, включая научные, технические и культурные связи. Стороны взяли на себя обязательства «разрешать свои споры исключительно мирными средствами; в вопросах затрагивающих безопасность в Европе и международную безопасность, как и в своих взаимных отношениях, согласно статье 2 Устава Организации Объединённых Наций, от угрозы силой или её применения» . Таким образом, была окончательно поставлена точка в проводившейся до этого правительством ФРГ политики «с позиции силы» в отношении социалистических стран. Обе стороны подчеркивали своё стремление к укреплению мира и безопасности в Европе, а также к «…улучшению и расширению взаимного сотрудничества, включая научные, технические и культурные связи». Важнейшим положением Договора стало признание со стороны СССР и ФРГ нерушимости существующих европейских государственных границ. Это положение фиксирует ст. 3 Договора: «...Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германии едины в признании ими того, что мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы. Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах. Они заявляют, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было, и не будут выдвигать такие претензии в будущем. Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего Договора, в том числе линию Одер–Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой» .

Провозглашение нерушимости всех европейских границ открыло возможность формирования отношений ФРГ с социалистическими странами на основе доверия и взаимопонимания. СССР и ФРГ после признания территориального статус-кво уже рассматривали друг друга не в качестве противников, а, наоборот, в качестве союзников. В результате значительно увеличилась свобода действий сторон во внешнеполитической сфере, пробрели больший вес решения международно-политических вопросов. Правительства СССР и ФРГ приветствовали также планы созыва совещания по вопросам укрепления безопасности и развития сотрудничества в Европе и заявляли, что будут делать все от них зависящее для подготовки и успешного проведения этого совещания. Дальнейшие шаги по развитию политики разрядки нашли свое отражение в отдельном документе, также подписанном в Москве, «Договоренности о намерениях сторон». В этом документе правительство ФРГ заявило о готовности заключить договоры с ЧССР и ПНР, а также с правительством ГДР. Договор с ГДР «будет иметь общепринятую между государствами обязывающую силу, так же как и другие договоры, которые ФРГ и ГДР заключают с третьими странами, ... строить свои отношения с ГДР на основе полного равноправия, отсутствия дискриминации, уважения независимости и самостоятельности каждого из обоих государств в делах, касающихся их внутренней компетенции, в их соответствующих границах. Было заявлено о намерении принять меры для вступления обоих германских государств в ООН» . В документе имелось положение, свидетельствовавшее об отказе Западной Германии от претензий на «единоличное представительство всех немцев». В этом документе также говорится о намерении обеих сторон содействовать вступлению ФРГ и ГДР в ООН. Тем самым ФРГ фактически должна была отказаться от многолетней практики создания препятствий в нормализации отношений всех стран мира с ГДР. Договор и Договоренность о намерениях сторон затронули ряд кардинальных вопросов отношений Москвы и Бонна и всей мировой политики в целом. Впервые в документальном виде Западной Германией был подтвержден территориальный статус-кво в Европе, в частности, граница по Одеру–Нейсе, а также признавался факт существования ГДР, ее суверенитета. Зафиксировав основные принципы советско-западногерманских отношений, Московский договор заложил «первый камень в фундамент “новой восточной политики”» ФРГ , стал «сердцевиной политики разрядки и мира, проводимой В. Брандтом» .

Значение Московского договора определялось не только конкретным содержанием составлявших его статей, но и тем, что он широко распахнул дверь для целой серии последующих договоренностей и соглашений, а значит, и заметных перемен в общеевропейской ситуации. Однако нельзя не сказать о том, какой смысл вкладывала каждая из сторон-подписантов в Московский договор. Подписание Договора позволило Советскому Союзу заявить об окончательном закреплении послевоенного статус-кво в Европе, акцентировав особое внимание на признании Западной Германией нерушимости существующих границ, в т.ч. границы между ФРГ и ГДР. Характерно по этому поводу высказывание Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева: «Эти политические документы целиком основываются на признании политических и территориальных реальностей, сложившихся после Второй мировой войны, и закрепляют нерушимость существующих европейских границ, в том числе границы между ГДР и ФРГ и западной границы Польской Народной Республики». В свою очередь, Правительство ФРГ акцентировало внимание на статьях, где говорилось об отказе от применения силы или угрозы её применения. По-прежнему осталась зарезервированной позиция ФРГ по вопросу о стремлении к будущему воссоединению Германии. Тем самым Бонном уточнялось, что Договор не закрывает для ФРГ путь к восстановлению единства нации мирными средствами. Канцлер В. Брандт, выступая 14 августа 1970 г. в Бонне на пресс-конференции с заявлением по итогам визита в Москву, особо подчеркнул: «При подписании Договора мы исходили из того, что границы государств в Европе, как они существуют на сегодняшний день, - независимо оттого, нравятся они нам или нет, и на какой правовой основе они установлены, – не могут быть изменены силой… Эта ясная и твердая позиция не противоречит цели бороться мирными средствами за единство германской нации» .

Договор между СССР и ФРГ стал знаменательным событием в послевоенной истории международных отношений. Он стал весомым вкладом двух государств в укрепление мира в Европе. Была создана новая основа для развития сотрудничества между ФРГ и СССР в политической, экономической и культурных областях. Московский договор был первым и наиболее важным соглашением ФРГ с социалистическим государством. Открыв путь к сотрудничеству ФРГ с СССР в различных областях, Договор тем самым создал условия для нормализации отношений ФРГ с другими социалистическими государствами, положив начало подлинно «новой восточной политике» ФРГ.

Подписание договора вызвало позитивную реакцию и в международном сообществе. Его подписание приветствовали в совместном заявлении государства–участники Варшавского Договора, генеральный секретарь ООН У Тан, президент Франции Ж. Помпиду, руководители многих других стран и организаций. Таким образом, Московский договор, урегулировав имеющиеся между СССР и ФРГ проблемы, открыл ФРГ путь к нормализации отношений с восточным блоком и ГДР. Спустя год после подписания Московского договора новым важным шагом в развитии двусторонних отношений стали переговоры между В. Брандтом и Л.И. Брежневым на встрече в Крыму (16-18 сентября 1971 г.). В Крыму обсуждались вопросы, связанные с ратификацией Московского и Варшавского договоров, с четырехсторонним соглашением по Западному Берлину, с подготовкой общеевропейского совещания по безопасности с участием США и Канады, а также с перспективами вступления обоих германских государств в ООН. При этом советский руководитель поставил вступление в силу соглашения по Западному Берлину в зависимость от скорейшей ратификации бундестагом «восточных договоров».

Встреча в Крыму продемонстрировала возросшую роль ФРГ в процессе разрядки между Востоком и Западом, ознаменовала собой рубеж, с которого Федеративная Республика начала самостоятельно участвовать в формировании политики, касающейся отношений между Востоком и Западом . В ноябре 1971 г. между ФРГ и СССР состоялось подписание соглашения о воздушном сообщении, а также прошел официальный визит в Советский Союз министра иностранных дел ФРГ В. Шееля. Подписанием «Московского договора», а также серии «восточных договоров» правительство В. Брандта в целом решило две из трех поставленных задач: 1) решение наиболее острых вопросов между ФРГ и социалистическими странами (признание «ничтожным изначально» Мюнхенского соглашения, признание границ по Одеру и Нейсе, выплата репараций полякам пострадавшим в результате гитлеровской агрессии и др.); 2) признание и закрепление в договорной форме принципа нерушимости границ в Европе и принципа отказа от применения или угрозы применения силы в будущем. Когда вскоре после ратификации Московского договора Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев первым из руководителей СССР посетил ФРГ в мае 1973 г., Федеративная Республика уже стала для Советского Союза наиболее предпочтительным партнером среди стран Западной Европы. При этом СССР преследовал уже новую цель – добиться интенсификации экономического сотрудничества и получить поддержку со стороны ФРГ для скорого созыва европейской конференции по безопасности. Бонн же пытался использовать советскую заинтересованность в экономической кооперации для урегулирования проблем, оставшихся нерешенными после подписания четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Заключение

Перемены в советской внешней политике, американские инициативы в области разрядки и внутриполитический консенсус среди нового руководства ФРГ стали основной предпосылкой для выработки и претворения в жизнь новой концепции «восточной политики». Ее основными принципами стали практические шаги по нормализации отношений ФРГ с социалистическими странами на базе территориального статус-кво в Европе и отказа от применения силы или угрозы ее применения, по созданию климата доверия между партнерами по переговорам, по самоутверждению Федеративной Республики на мировой арене и ее превращению в полноправного субъекта международных отношений. Первым практическим актом реализации новой внешнеполитической концепции ФРГ» стало подписание между правительствами Советского Союза и Федеративной Республики в августе 1970 года «Московского договора», в котором подтверждалась нерушимость сложившихся после войны границ в Европе и содержался отказ от применения силы для решения спорных вопросов. Затем подобный договор был заключен ФРГ с Польшей, были заключены договоры об основах отношений между ФРГ и ГДР и о нормализации отношений с Чехословакией.

«Новая восточная политика» ФРГ придала мощнейший импульс углублению и дальнейшему развитию сотрудничества ФРГ с социалистическими странами Восточной Европы в экономической и культурных сферах. На протяжении 1972–1973 гг. прошли переговоры об установлении дипломатических отношений и открытии посольств между ФРГ и рядом социалистических стран. В 1970–1972 гг. Западная Германия подписала соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве с СССР, Румынией, Польшей, Чехословакией, Венгрией и Болгарией. Существенно возрос объем торгово-экономического оборота. «Новая восточная политика» ФРГ, способствовав преодолению инерции «холодной войны», явилась неотъемлемой частью процесса разрядки международной напряженности, и фактически «стала ее синонимом» . Как отмечает историк Н.В. Павлов, «…не будь «новой восточной политики» не было бы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе… «Восточная политика» вошла в качестве немецкого термина в международный лексикон и стала синонимом политики разрядки» .

20 октября 1971 г. В. Брандту была присуждена Нобелевская премия мира. Западногерманский канцлер стал первым немцем, получившим после Второй мировой войны премию мира «за политику примирения между старыми образами врага» и в знак признания «конкретных инициатив, повлекших ослабление напряженности» между Востоком и Западом. Произнося торжественную речь во время вручения ему премии, В. Брандт дал великолепную характеристику новой восточной политике ФРГ: «мы начали, также преследуя наш национальный интерес, по-новому строить наши отношения с Восточной Европой… Переход от классической политики силы к конструктивной политике мира, которую мы проводим, следует понимать как смену целей и методов – от осуществления своих интересов к их выравниванью» . Как отметил 10 декабря 2008 г. федеральный министр иностранных дел Ф. Штайнмайер в своей речи об общеевропейском партнерстве, «от «восточной политики» Вилли Брандта ведет прямая дорога к падению Берлинской стены, к преодолению разделения Германии и Европы» . «Новая восточная политика» В. Брандта оказала существенное влияние на советский внешнеполитический курс. Как отмечает первый президент СССР М.С. Горбачев, «новая восточная политика оказала влияние и на советскую общественность, способствовала размышлениям о роли демократии для будущего собственной страны, стимулировала критически мыслящие силы, вдохновленные в свое время XX съездом КПСС. Однако лишь спустя годы мы в Советском Союзе по-настоящему оценили заложенные в восточной политике огромные возможности и начали реальное движение навстречу» . Подводя итог, отметим, что важность «новой восточной политики», проводимой правительством канцлера В. Брандта, для развития российско-германских отношений не вызывает сомнений. Фактически именно на этом этапе были заложены основы нынешнего стратегического партнерства России и ФРГ.

Примечания

1. 1.Алексеев Р.Ф. СССР–ФРГ: новый этап взаимоотношений. М., 1973.

2. 2.Брандт, В. Воспоминания. Перевод с нем. М.: Новости, 1991.

3. 3.Германия. Факты / Под ред. К.Лантермана. Берлин, 2003.

4. 4.Горбачев М.С. Как это было: объединение Германии. М., 1999.

5. 5.Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии (вместе с «Договоренностью о намерениях сторон»). Подписан в Москве 12 августа 1970 г. / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974.

6. 6.Кремер И.С. ФРГ: этапы «восточной политики». М., 1986.

7. 7.Лабецкая Е., Лукьянов Ф., Слободин А., Шпаков Ю. Труба в бесконечность. Хроника самой большой сделки в российско-германской истории // Время новостей, № 169, 17 ноября 2000.

8. 8.Обмен нотами между Посольством СССР в Федеративной Республике Германии и Министерством иностранных дел Федеративной Республики Германии о договоренности по вопросам консульской деятельности. Состоялся 22.07.1971 г. / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХVII. М., 1974.

9. 9.Очерки истории Министерства иностранных дел России / Под ред. И.С. Иванова, А.Ю. Мешкова, В.М. Гринина и др. В 3-х тт. Т. 3. М., 2002.

10. 10.Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М., 2005.

11. 11.Павлов Н.В., Новиков А.А. Внешняя политика ФРГ: от Аденауэра до Шрёдера. М.: ЗАО Московские учебники – СиДиПресс, 2005.

12. 12.Политика мира в наше время. Лекция Федерального канцлера Вилли Брандта 11 декабря 1971г. в связи с присуждением Нобелевской премии мира за 1971г. / Вилли Брандт. Демократический социализм. Статьи и речи. Пер. с нем. / Под ред. Г.А. Багатуряна. М., 1992.

13. 13.Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. М., 2004.

14. 14.Телеобращение федерального канцлера Вилли Брандта к западногерманскому населению в связи с подписанием Договора между СССР и ФРГ. Москва, 12.08.1970 г. / Восточная политика ФРГ под перекрестным огнем. Сборник статей. Пер. с нем. М.: 1972.

15. 15.Хакке К. Великая держава поневоле. Внешняя политика Федеративной Республики Германии / Пер. с нем. М.: Буклет, 1995.

16. 16.Willi Brandt Regierungserklaerung vom 28 Oktober 1969 // Die Welt, 29.10.1969.

17. 17.http://www.bundestag.de/service/glossar/W/wahlergebnisse.html.

18. 18.http://www.germania-online.ru (Вилли Брандт – творец «восточной политики» // http://www.germania-online.ru/publikacii/swp/swp-detail/datum/2011/12/12/).

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал