Семейные роли. Семейные роли и их распределение Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не

Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений - рождение и воспитание людей. Всё остальное в жизни семьи - вторично по отношению к этому.

Воспитание человека - это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и определяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесообразности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное развитие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нравственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропонимания, которые были свойственны прежним поколениям.

Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как «социального организма» (т.е. «системной целостности») в процессе исторического развития. Если этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя биологическую функцию воспроизводства (в том числе и «расширенного» воспроизводства) «биомассы» новых поколений вида «Человек разумный» может при этом выполнять более или менее успешно.

Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осознаётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекорыстием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то своё, а личностное своекорыстие требует только одного - брать из среды обитания, как можно больше , отдавая окружающим, как можно меньше .

Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных. Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё, ничего не отдав от себя) , то семья нескольких взрослых поколений - не только средство воспроизводства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте .

Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё необходимо и общение, - и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, - то в качестве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью нескольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одинокая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и центры временного пре­бывания пенсионеров.

Но для того, чтобы семья многих поколений могла осу­щес­т­влять эту личностно значимую и социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каждому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен .

Соответственно, дома престарелых и т.п. - вспомогательные социальные институты, средства оказания поддержки тех, кто в силу разных причин, - не типичных для нормальной жизни людей и общества в целом, - остался без семьи в старости или по инвалидности.

Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутствует так называемое «социальное сиротство» - одинокие дети (одиночество в семье ребёнка особенно удручающе) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие родственники уклонились.

Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психо­логи­ческое развитие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребёнок в неформальной обстановке - в обычной повседневной жизни - видит все предстоящие ему возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье, он перенимает бессознательно и осмысленно-крити­чес­ки нравственность, этику и навыки поведения взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви и т.п.).

Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того, как не надо жить, - если он сможет это понять; а если не сможет, - то он обречён с высокой вероятностью бессознательно «автоматически» воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях конфликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).

Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ребёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.

Тем более «неполные семьи», в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психология полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует перенять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психологического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего «на сторону» или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие второго родителя.

Но в подавляющем большинстве случаев «неполная семья» (в которой только кто-то один из родителей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому, что семья распадается и становится «неполной» большей частью в результате того, что родители оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про­блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада «полной семьи» (или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-пси­холо­ги­ческие проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родóв его предков.

Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не «неполной семье», т.е. по существу не «главе семьи», а ребёнку непосредственно . Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей должен быть большей частью мужским, а особая программа «продлён­ного дня» (в таких спецшколах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».

С этой же целью - воспитания детей, растущих в «неполных семьях», и улучшения возможностей вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин (мужей и отцов в одном лице), - целесообразно законодательно разрешить многожёнство.

Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие - весьма продолжительные - сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять положение основного типа семьи в обществе.

Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье «рабочей силы» - один из наиболее действенных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей - «улице» (либо того хуже - телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравственно-психи­чес­кой дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того, кочевье «рабочей силы», быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжительной жизнью без семьи, - один из источников преступности вообще и мафиозно организованной преступности, в частности.

Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи обходят стороной: современный город - мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику человека большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в своей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности общества. Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание численности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых поколений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города молодёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это касается городов с населением более, чем примерно 200 - 250 тыс. человек, в которых преобладает плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает людей из естественных биоценозов.

Но такая демографическая политика государства требует слаженного взаимодействия культур - городской и сельской - и, прежде всего, - на основе достижения реальной общности стандартов обязательного образования школьников как в городах, так и в сельской местности, а также общедоступности произведений художественного творчества и культуры в целом, что должно составить главную задачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчинена и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы, библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не программировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше понять, освоить и пройти ими во взрослость.

Понятие «репродуктивное здоровье» происходит от слова «репродукция». Репродукция биологическая - это воспроизведение организмами себе подобных, то же самое, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через воспроизводство и смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходят на основе биологических программ и зависят от внешних условий, то человек, наделенный разумом, может влиять на реализацию биологических программ, т. е. управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества.

Запомните!

Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена социума, способного выполнять необходимые функции, обеспечивающие социальное развитие общества.

Единая комплексная система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здорового ребенка и воспитание здорового поколения, и определяет основное содержание уровня репродуктивного здоровья.

Уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности 1 .

Уровень репродуктивного здоровья - это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом. Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала основной гарантией выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы.

Исторические факты

Лучшие умы России связывали ее будущее с ростом численности народонаселения и с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определил вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а также распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 142 млн человек.

Необходимо отметить, что руководство различных государств в критических ситуациях демографического характера принимает ряд административных мер. Так, в СССР одно время существовал запрет на аборты, была усложнена процедура расторжения брака, ужесточен контроль за выплатой алиментов в пользу женщин, установлены государственные награды и почетные звания за многодетное материнство (в 1944 г. было введено почетное звание «Мать-героиня» и учрежден одноименный орден для награждения женщин, родивших и воспитавших десять и более детей). Комплекс таких мер помог увеличить темпы прироста народонаселения.

Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасности стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает все более приоритетное место в системе национальной и международной безопасности. Вопрос демографического развития каждой страны является ее суверенным правом с учетом всех наличных и потенциальных ресурсов. Демографические процессы, происходящие в стране, должны соответствовать ее социальному развитию и обеспечению благополучия и безопасности населения.

Статистика

В Российской Федерации начиная с 1992 г. наметилась тенденция к сокращению численности населения, которая наблюдается и в настоящее время. Основная причина такого положения - естественная убыль населения в связи с превышением смертных случаев над числом родившихся. Так. численность населения страны на 1 января 2006 г. по сравнению с 1996 г. сократилась на 5,5 млн человек.

Низкой остается продолжительность жизни населения России. На 1994 г. она составила для мужчин 57,7 года, для женщин - 71,3 года. По долгосрочным прогнозам, она остается близко к этому уровню (так, у родившихся в 2006 г. мужчин средняя продолжительность жизни составит 60,4 года, у женщин - 73.2 года). Для сравнения: средняя продолжительность жизни граждан США и Англии - 75 лет, Канады - 76, Швеции - 78, Японии - 79.

По данным Госкомстата России

Оценка уровня репродуктивного здоровья с точки зрения демографических процессов, происходящих в России, также оставляет желать лучшего.

Для оценки состояния уровня репродуктивного здоровья нашего общества и возможностей, имеющихся в Российском государстве, по воспроизводству населения и обеспечению смены поколений рассмотрим два наиболее значимых условия, влияющие на уровень репродуктивного здоровья личности и общества.

  1. Обеспечение устойчивой мотивации для человека на создание благополучной семьи и воспитание личностной модели хорошего семьянина.
  2. Степень ответственности родителей и государства за воспитание детей, получение ими необходимого образования, состояние их здоровья, физическое и психическое, духовное и нравственное развитие.

Эти критерии наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую общественного здоровья.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи . Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Запомните!

Семья - это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностей конкретного исторического этапа развития общества.

Семейный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 1996 г. Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в ее дела, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.

Прогулка на природе

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию - рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Статистика

Начиная с 1990 г. сокращается число ежегодно заключаемых браков в России. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 8,9 заключенных браков, в 2000 г. это число составило 6,2. Одновременно с сокращением браков росло число разводов. И нельзя сказать, что в последнее время наметилась резкая тенденция к снижению этого показателя. В 1990 г. их было зафиксировано 3,8 на 1000 человек населения, а в 2003 г. - 5,5, в 2007 г. - 4,8.

В 1994 г. в стране было зарегистрировано 1090,6 тыс. браков и 680,5 тыс. разводов, в 2003 г. - соответственно 1091,8 тыс. браков и 798,8 тыс. разводов, в 2007 г. - 1262,6 тыс. браков и 685,9 тыс. разводов. Количество детей, находящихся в ситуации расторгнутых браков, постоянно увеличивается. Кроме того, непрестанно растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке.

По данным Госкомстата России

Анализ статистических данных и опросов молодежи свидетельствует о том. что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений.

Внимание!

Из всего сказанного можно сделать суровый вывод: уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части общественного здоровья за последнее время постоянно снижается.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи. Оценить этот уровень с определенной степенью достоверности можно также с учетом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей.

В Российской Федерации действует ряд национальных проектов и региональных программ, направленных на улучшение положения детей.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008) были обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

  • охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
  • повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Принята актуальная федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг., которая призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

В заключение отметим, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей в целях повышения национальной безопасности России.

Вопросы

  1. Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?
  2. Какая роль принадлежит семье в процессе смены поколений?
  3. Какое влияние оказывает деятельность государства и родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения?
  4. Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?
  5. Почему именно в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей?

Задание

Сформулируйте для себя, какие качества человека будут способствовать гармоничному взаимоотношению членов семьи и созданию безопасной семейной жизни.

1 Подробно о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества можно прочитать в учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» (см. раздел 7.3.).

Например, семейная роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых - любовь. Однако «мать» - это также цели, к достижению которых она стремится, а именно - воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения общества должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости - наказывать. Санкции - это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции - угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

Члены семьи выполняют разные : супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка - сына и младшего ребенка - дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

Каждой семейной роли в отдельности и всей их системе в конкретной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.

Во-первых, они должны обладать логической цельностью. Если ожидания от представителя определенной семейной роли противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, - независимым и мужественным).

Во-вторых, совокупность семейных ролей , которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.

В-третьих, очень важно, чтобы выполняемые соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого - «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.


В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей является целостной, динамичной и психологически комфортной для всех ее членов. Однако нередко являются патологизирующими, итогда в силу своей структуры исодержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр.

В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам. Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» - поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д.






Статистика показывает, что переход к рыночной экономике весьма негативно отразился на состоянии семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.


Один из лучших подарков, которые могут сделать родители ребенку - это познакомить его с историей своей семьи. Став взрослым, он сам станет связующим звеном поколений. Связь поколений становится зримой, когда мы вместе рассматриваем фотографии наших родных, рассказываем или слушаем истории из жизни, «семейные легенды».


Печально, что, в основном, дальше трех поколений мы не знаем свою родословную. В современном мире масса технических возможностей для того, чтобы оставить ее и оставить о себе память. Это занятие станет очень интересным и очень важным для семьи. А мы знаем, что ничто так не объединяет семью, как общее увлечение. Как здорово вечером всем вместе собраться не у телевизора, а у семейного альбома за чашкой чая с малиновым вареньем, приготовленным по бабушкиному рецепту!





Вся семейная жизнь изначально строится на распределении обязанностей, и чрезвычайно важно решить вопрос об оптимальном разделении их между супругами. Причем распределять домашние обязанности следует в соответствии с желаниями и возможностями каждого супруга, чтобы выполнение их не превращалось в тяжелое бремя.

Современная семья не всегда следует традиционным правилам и нормам, практика в каждой паре индивидуальна и часто связана с тем, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительского дома, что они наблюдают в знакомых семьях. Выработка собственного семейного уклада и распределения семейных обязанностей нередко становится долгим и сложным процессом. Но только от самих супругов зависит согласованность представлений о функционально-ролевом назначении обязанностей каждого из них.

В соответствии с важнейшими функциями семьи функционально-ролевая согласованность супругов является основой стабильности и благополучия семейного союза.

Система включает следующие семейные роли: Ответственный за материальное благосостояние семьи. Эта роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи, необходимым уровнем благосостояния. В традиционной семье эта роль принадлежит мужу. В современной семье, как правило, работают оба супруга.

Роль хозяина (хозяйки ) дома реализует функцию организации и поддержки быта. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой. В традиционной семье эта роль отводится жене. В эгалитарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и женщины в «поддержании семейного очага».

Роль ответственного за поддержание родственных связей. Эта роль включает в себя организацию общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках и содействие социальному и психологическому становлению членов семьи.

Роль организатора и творца семейной субкультуры, своеобразного духовного лидера семьи. Эта роль направлена на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений, духовного общения и обеспечение условий для культурного роста членов семьи.

Роль организатора семейного досуга. Эта роль включает в себя инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга, реализацию рекреационной функции семьи, направленную на планирование и проведение выходных дней и отпусков. В современной ситуации дефицита межличностного общения в семье эта роль, несомненно, важна, она способствует сплочению семьи.

Роль семейного «психотерапевта». Исполнение этой роли предполагает осуществление эмоционального взаимопонимания, поддержки, безопасности в семье, ощущения личностной самоценности членов семьи. Традиционно эта роль отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности. Полнота выполнения этой роли тесно связана с общей удовлетворенностью браком.

Роль сексуального партнера включает проявление активности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, хотя в последние время отмечается рост активности в сексуальном поведении у женщин.

Роль ответственного за воспитание младенца. Исполнение этой роли требует обеспечения ребенку в первый год - полтора его жизни физического и психического комфорта. Традиционные нормы приписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье ее достаточно успешно выполняют отцы, но традиционно эта функция остается за матерью, поскольку именно мать является наиболее адекватной фигурой для формирования первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и привязанности. Предпосылки синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в период пренатального развития, формирование материнской родительской позиции происходит значительно раньше по сравнению с родительской позицией отца. Кроме того, кормление грудью - биологически обусловленная функция матери.

Роль воспитателя детей. Эта роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с формированием личности ребенка более старшего возраста, и, как правило, осуществляется обоими родителями.

Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью; конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли. Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи каждого из супругов. Возможны два типа воздействия образа родительской семьи на принятие и исполнение ролей: 1) повторение в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение семейного уклада родительской семьи из-за неблагополучия детско-родительских отношений в семье одного из супругов.

Любая из социальных и межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения. К сожалению, привыкнув к определенной роли и манере поведения, молодой супруг часто не учитывает особенности семейной ситуации и личностно-ролевой позиции своего брачного партнера. Поэтому очень важно правильно осознавать уместность роли, которую избирает каждый из супругов, ее соответствие ситуации и согласованность с предпочтениями друг друга.

Ролевое поведение супругов в семье, особенно в начальный период ее становления, связано с неосознанной тенденцией к повторению модели семьи своих родителей. При этом каждый из брачных партнеров обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола, дополняя эту роль своими представлениями о роли родителя другого пола.

Форма родительских отношений выступает для молодых супругов в качестве своеобразного эталона, с которыми они сверяют свои роли в собственной семье. На начальных этапах брака нередко проявляется уступчивость со стороны одного из супругов ради своего брачного партнера из-за желания приспособиться к нему (первичная адаптация). Однако со временем возможен возврат к прежней программе поведения, которая не соответствует ролевым ожиданиям второго супруга, повторение ошибок и проблем своих родителей, что создает условия для конфликта, отрицательно влияет на стабильность супружества.

Модель родительской семьи оказывает влияние на модель семей, которые создают впоследствии их дети. Вероятность гармоничного союза в создаваемой семье тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги.

Серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоотношения в собственной семье супругов.

В зависимости от сиблинговых позиций можно выделить несколько вариантов сочетаний ролевых ожиданий:

  • комплементарный брак - взаимодополняющие сиблиноговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры, партнеры могут создавать стабильную модель на основе сотрудничества. В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье:
  • частично комплементарный брак - частичное совпадение сиблинговых позиций. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия;
  • некомплементарный брак - тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.

Ролевое поведение в браке во многом будет зависеть также от того, будут ли партнерские комбинации соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга. В подобных случаях партнеры легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания.

Функционально-ролевые позиции (поведение) молодых супругов в значительной степени зависят от того, какую модель брачного союза они предполагают создать с учетом личностных установок, своих представлений о роли каждого из них в семейном союзе.

Психолог Т.С. Яценко выделила четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. Именно эти роли связаны с удовлетворением наиболее значимых потребностей брачных партнеров: сексуальной, потребности в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребности в защите, опеке и в сфере выполнения бытовых обязанностей. Компоновка этих ролей и определяет характер супружеских отношений. Например, если у жены очень сильная потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, то муж должен выступать для нее в роли друга, чтобы именно эта потребность удовлетворялась. У мужа же, в соответствии с особенностями возраста и психологии пола, может в первые годы брака превалировать сексуальная потребность. Поэтому жене желательно выступать в роли интимного партнера. В принципе, для нормальной супружеской жизни необходимо присутствие всех этих ролей, иначе супружество становится ущербным. Прочность и стабильность семьи в последующем будет зависеть от совпадения ролевых ожиданий партнеров и соответствующих им особенностей ролевого поведения брачного партнера. Поэтому важно знать, какие разновидности семейных ролей существуют в современной семье, чтобы разумно подходить к их согласованному выбору в рамках внутри- и внесемейного поведения.

Определяющими в супружеских отношениях являются три основные вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров.

Традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание домашнего очага, бытовое обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа как главы семьи, приспособленность к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармоничности семейных отношений в этом случае необходимы (строго последовательно): преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений.

Товарищеская роль требует от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, обеспечения интересного общения, разнообразия жизни и устранения скуки. Роль мужа предполагает восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответную романтическую любовь и нежность, обеспечение ее средствами для нарядов, развлечений, социальных контактов, проведение досуга с женой.

Роль партнеров требует от мужа и жены определенного экономического вклада в семейный бюджет, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. От мужа необходимо еще и принятие равного статуса (положения) жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений. От жены - готовность к отказу мужа от рыцарства (супруги равны), равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи.

Для стабильности брака важна согласованность не только социальных, но и межличностных ролей в союзе двух неповторимых личностей, отличающихся друг от друга индивидуальным своеобразием.

Отношения между мужем и женой могут строиться на моделях: отец-дочь, мать-сын, брат-сестра, приятель-приятельница.

Модель «мать-сын» удобна для некоторых мужчин, но не так много женщин с радостью соглашаются играть эту роль. Роль отца-покровителя в модели «отец-дочь» больше нравится мужчинам, но не все могут выступать в этой роли и часто возникает ролевой конфликт, приводящий к распаду супружеской пары. Модель «приятель-приятельница» заведомо не пригодна для создания семьи, поскольку с самого начала не предполагает четких взаимных обязательств.

Модель «брат-сестра» наиболее гармонична в супружеских отношениях, поскольку с сестрой (братом), поссорившись, не разойдешься. Привязанность сильней любой обиды, и эта привязанность помогает искать пути к примирению, приучает терпеть недостатки другого человека, позволяет объективно разобраться в сложных семейных проблемах, найти точки соприкосновения.

Когда в семье есть настоящая любовь, люди становятся друг для друга всем, поскольку в мужском и женском складе души всегда сохраняются различия, притягивающие один пол к другому и обеспечивающие взаимное дополнение характеров, незаменимый очаг искренности и человеческой теплоты.

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал