История России: Россия во второй половине ХХ века. Япония во второй половине хх века Ведущие страны Западной Европы

Третья Республики.

Турция после II мировой войны. Роль турецкого государства в мировой политике. Относительная слабость позиций Турции на меж­дународной арене и её причины.

Турция в 1945 - I960 гг. Основные тенденции внутренней и внешней политики в период кризиса Первой Республики.

Кемалистский режим и его эволюция. Исмет Инёню как политиче­ский и государственный деятель в истории Турции. Кризисные яв­ления в политике и идеологии, экономике и социальных отношениях, их основные причины. Падение престижа Народно-республиканской партии /НРП/ в широких слоях населения. Общественный подъём во второй половине 40-х гг. XX века. Выдвижение требования демокра­тизации турецкого государства и общества. Начало процесса форми­рования многопартийной системы. Раскол НРП и образование Демократической партии /ДП, 1946 г./. Создание и деятельность Социалистической рабоче-крестьянской партии Турции /СРКПТ, 1946 г./. Стремление кемалистов к стабилизации политической си­туации и сохранению монополии на власть. Парламентские выборы 1950 г. и поражение НРП.

Приход к власти правительства ДП. Политические портреты и деятельность Джеляля Баяра и Аднана Мендереса. Пересмотр полити­ки этатизма и формирование государственно-бюрократической прос­лойки крупной турецкой буржуазии. Привлечение иностранного капи­тала и занятие последним ведущих позиций в экономике Турции. Оттеснение на второй план среднего и мелкого национального пред­принимательства. Ограниченные реформы в сельском хозяйстве и взращивание слоя крупных аграриев капиталистического типа. Час­тичный отказ от политики лаицизма и определённый уклон в сторону исламизации общественной жизни. Снижение темпов экономического роста и обострение социальных противоречий. Наступление реакции, попрание конституционных прав и свобод. «Процесс 167» в Стамбуле /октябрь 1953 г./ и раздувание антикоммуни-стической истерии в Турции. Дальнейшее обострение внутренней обстановки. Экономи-ческий и финансовый кризисы, резкое обнищание населения и поля­ризация основных социально-политических сил. Забастовочное движение, аграрные беспорядки и студен-ческие волнения. Падение Первой Республики.

Подчинение внешней политики Турции интересам США. «Доктрина Трумэна» и заключение военно-политического союза между США и Турцией /март - июль 1947 г./. Распространение на Турцию дейст­вия «Плана Маршалла» /июль 1948 г./. Превращение страны в стра­тегический плацдарм США у южных границ СССР и социалистических стран Юго-Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке. Уча­стие Турции в Корейской войне /1950 - 1953 г./, вступление в НАТО /1951 г./ и СЕНТО /1955 - 1959 гг./. Ухудшение отношений с СССР.

Турция в I960 - 2000 гг. Вторая и Третья Республики. Чередо­вание у власти воен- ных и гражданских правительств. Роль армии в политической жизни страны. Причины и характер военных переворо­тов в Турции.

Военный переворот 27 мая 1960 г. в Турции. Свержение режима ДП, арест и преда-ние суду Д.Баяра, А.Мендереса и их ближайших сподвижников. Роспуск правительства и Великого Национального Собрания Турции /ВНСТ/, запрет деятельности политических партий. Переход власти в руки Комитета национального единства /КНЕ/ во главе с генералом Гюрселем. Умеренные и радикалы в КНЕ, их взг­ляды на проблемы внутрен- ней и внешней политики Турции. Борьба за выбор курса развития страны, победа умеренных и вытеснение радикалов из КНЕ. Созыв Учредительного собрания /май 1961 г./, принятие Конституции Второй Республики, её основные положения. Пере-ход к гражданскому правлению. Новый этап в становлении мно­гопартийной системы. Создание партий буржуазно-либеральной ори­ентации - Партии справедливости /ПС, 1961 г./ и Партии новой Турции /ПНТ, 1961 г./. Возобновление деятельности НРП и эволюция её в партию социал-демократического типа. Активизация демократи­ческих и прогрессивных сил, образование Рабочей партии Турции /РПТ, 1961 г./. Коалиционное правление в Турции и однопартийные кабинеты ПС. Меморандум командования воору-жённых сил Турции /12 марта 1971 г./ и сдвиг вправо в политической жизни страны.

Основные тенденции социально-экономического развития Турции в эпоху Второй Республики. Пятнадцатилетняя программа индустри­ализации страны и её реализация /1963 - 1977 гг./. Влияние миро­вого экономического спада 1973 - 1975 гг. на Турцию. Снижение темпов промышленного развития и стагнация в сельском хозяйстве. Обост-рение социальных проблем, рост безработицы в городах, аг­рарное перенаселение в деревне, трудовая эмиграция турецких граждан в страны Западной Европы.

Нарастание кризисных явлений в политической жизни Турции на протяжении 70-х гг. XX века. Перегруппировка сил в стане партий буржуазно-либеральной и центристской ориентации. Раскол НРП и образование Республиканской партии доверия /РПД, 1972 г./. Вхо­ждение ПНТ в состав ПС /1973 г./. Консолидация консервативных сил и зарождение политического исламизма в Турции. Создание Партии националистического движения /ПНД, 1972 г./ и Партии национального спасения /ПНС, 1972 г./. Соперниче-ство в борьбе за власть между ПС, НРП и РПД. Коалиционное правление и его из­держки. Основные политические фигуры Второй Республики - Фахри Корутюрк /ПС/, Сулейман Демирель /ПС/, Бюлент Эджевит /НРП/, Турхан Фейзиоглу /РПД/, Альпарслан Тюркеш /ПНД/ и Неджметтин Эрбакан /ПНС/, их характеристика. Разгул правого и левого экс­тремизма в Турции, волна анархии и террора. Неспособность граж­данских правительств вывести страну из политического тупика. Меморандум командо-вания вооружённых сил Турции /1 января 1980 г./ и его последствия. Заседание Совета национальной безопасности /СНБ/ 22 января 1980 г. как последняя попытка мирного разреше­ния кризисной ситуации. Падение Второй Республики.

Внешняя политика Турции в эпоху Второй Республики. Отказ от односторонней ориентации на США, пересмотр Турцией условий воен­но-политического союза двух государств. Активизация и расшире­ние политических, экономических и иных контактов с ФРГ и други­ми странами Западной Европы. Нормализация отношений с СССР и реали-зация ряда совместных экономических проектов. Кипрский кризис и конфронтация с Грецией. Вторжение турецкой армии на Кипр под предлогом защиты этнических турок - жителей острова /20 июля 1974 г./, его последствия. Участие Турции в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписание ею Заключительного акта /Хельсинки, август 1975 г./.

Военный переворот 12 сентября 1980 г. в Турции. Устранение правительства С.Демиреля, роспуск ВНСТ и приостановление деяте­льности политических партий. Переход власти в руки СНБ во главе с генералом Кенаном Эвреном. Образование и деятельность надпар­тийного кабинета Бюлента Улусу из числа политиков и технократов консервативного крыла. Политический карантин в Турции и постепенная нормализация обстановки. Всенародный референдум и приня­тие Конституции Третьей Республики /ноябрь 1982 г./, её основ­ные положения. Переход к гражданскому правлению и вос-создание многопартийной системы. Партийное строительство в Третьей Республике и его особенности. Партии правоцентристской, буржуазно-либеральной ориентации - Партия Отечества. /ПО, 1983 г./ и Партия верного пути /ПВП, 1983 г./. Партии левоцентристской, социал-демократической ориентации - Демократическая левая партия /ДЛП, 1983 г./ и Социал-демократическая народническая партия /СДНП, 1983 г./. Кризис и раскол СДНП, образование на её основе новой Народно-республиканской партии /НРП, 1992 -1995 гг./. Партии правонационалистической и исламистской ори­ентации - Националистическая трудовая партия /НТП, 1983 г./, Партия благоденствия /ПБ, 1983 г./ и Партия справедливости и развития /ПСР, 2000 г./

Эволюция политической системы Третьей Республики. Однопар­тийные кабинеты ПО и коалиционное правление с участием ПВП, СДНП и ПБ. Рост националистических, пантюркистских и исламско-фундаменталистских тенденций в турецком обществе и государстве. Победа исламистов на парламентских выборах в ноябре 2002 г. и приход к власти правительства ПСР. Существенное изменение балан­са сил в политическом спектре Турции в пользу консерваторов и ретроградов, его причины. Позиция армейских кругов в сложившей­ся ситуации. Основные политические фигуры Третьей Республики - Кенан Эврен, Тургут Озал и Месут Йылмаз /ПО/, Сулейман Демирель и Тансу Чиллер /ПВП/, Бюлент Эджевит /ДЛП/, Дениз Байкал /НРП/, Альпарслан Тюркеш /НТП/, Неджметтин Эрбакан /ПБ/, Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган /ПСР/, Ахмед Неждед Сезер.

Курдская проблема в Турции. Отказ турецких властей от приз­нания за курдами права на национальное самоопределение. Полити­ка насильственной ассимиляции курдов. Освободительное движение в Турецком Курдистане и его организационные формы, сред-ства и методы борьбы. Рабочая партия Курдистана /РПК, 1979 г./ и Армия освобождения Курдистана /АОК, 1984 г./. Абдуллах Оджалан как лидер турецких курдов.

Качественный скачок в социально-экономическом развитии Турции в эпоху Третьей Республики. Т.Озал как архитектор турецких рефо­рм. Отказ от модели догоняющего развития на базе импортозамеще­ния и переход к экспортноориентированной модели. Реформа финан­совой системы в духе монетаризма и конвертация национальной валюты. Приватизация и ограничение механизма государственного регулирования экономики. Стимулирование развития среднего и мелкого предпринимательства в городе и деревне. Отмена государ­ственной монополии внешней торговли. Изменение социальной струк­туры турецкого общества вследствие урбанизации. Зарождение сред­него класса. Превращение Турции в индустриально-аграрную страну со средним уровнем развития капитализма. Издержки реформ. Рост инфляции и снижение темпов промышленного строительства в сере­дине 90-х гг. XX века. Высокий уровень безработицы, стагнация заработной платы лиц работающих по кайму, жилищный кризис, низ­кий уровень медицинского обслужи-вания, неразвитость системы социального обеспечения.

Основные тенденции внешней политики Турции в конце XX века. Трансформация внешнеполитических концепций турецкого государст­ва после окончания «холодной войны». Сохранение и упрочение военно-политического союза между Турцией и США. Роль Турции в НАТО. Позиция Анкары в период югославского и иракского кризисов. Проблема и перспективы вступления Турции в ЕС. Эволюция отноше­ний с арабскими государствами и Ираном. Сотрудничество Турции с Израилем. Претензии Анкары на роль регионального лидера в Цент­ральной и Юго-Западной Азии. Попытка создания исламской «боль­шой восьмёрки» в составе Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Малайзии, Индонезии и Нигерии /Стамбул, январь 1997 г./.

Россия и Турция в постконфронтационную эпоху. «Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики» /25 мая 1992 г./ и его значение. Активи-зация и расширение кон­тактов в политической, экономической, научной и культурной сфе­рах. Создание Организации Черноморского экономического сотруд­ничества /ОЧЭС, июнь 1992 г./. Реализация проекта «Голубой поток», ввод в действие газопровода Россия - Чёрное море - Турция. Участие турецких фирм в совместных проектах на террито­рии России. «Челночный бизнес» и туризм как формы народной дип­ломатии. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

Турция и государства Центральной Азии и Закавказья - члены СНГ. Пантюркизм и возрождение идеи «Великого Турана». Турецкое проникновение в Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан. Диалог с Грузией и блокада Армении. Позиция Анкары в отношении конфликтов на постсоветском пространстве.

Общий итог политического и социально-экономического развития Турции во второй половине XX века.

1. Положение в стране в первые послевоенные годы. Установление республики.

2. Социально-экономическое и политическое развитие в 50-60-е годы.

3. Обострение социально-экономических и политических проблем в 70-е гг.

В апреле 1945 г. Италия была полностью освобождена от оккупантов. Страна находилась в очень тяжелом положении. За годы войны Италия потеряла 1/3 национального богатства, остро ощущалась нехватка промышленных товаров и продовольствия, процветала спекуляция, безработица составляла 2 млн. человек. В политической жизни страны доминировали 3 партии. Слева это были Итальянская коммунистическая партия (ИКП) и Итальянская социалистическая партия (ИСП), которые в 1946 г. заключили соглашение о единстве действий. Им противостояла правоцентристская Христианско-демократическая партия (ХДП), созданная в 1943 г. и выступившая за реформирование капиталистического общества. ХДП выступила за проведение аграрной реформы, допускала возможность национализации частной собственности, соглашалась с созданием системы социальной защиты. Все это позволило ХДП получить поддержку значительной части трудящихся. Силу ХДП увеличивала поддержка Ватикана.

В декабре 1945 г. было создано коалиционное правительство с участием ИКП, ИСП и ХДП во главе с лидером ХДП А. де Гаспери. В июне 1946 г. оно провело референдум по вопросу о форме государственного правления и выборы в Учредительное собрание. На референдуме итальянцы высказались за установление республики, королю пришлось покинуть страну. В мае 1947 г. для получения помощи по плану Маршалла де Гаспери создал новое правительство без участия коммунистов и социалистов. В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию, вступившую в силу 1 января 1948 г. По конституции Италия стала республикой с двухпалатным парламентом и президентом, имеющим широкие полномочия. Конституция гарантировала гражданам широкий набор политических и социальных прав, предусматривала возможность национализации частной собственности за выкуп. Весной 1948 г. прошли выборы в парламент, на которых уверенно победила ХДП, получив почти половину голосов избирателей.

Период 50-х - первой половины 60-х годов стал временем быстрого развития экономики Италии. В 50-ые годы производство увеличивалось в год на 10 %, в первой половине 60-х - на 14 % в год. В это время Италия превратилась в индустриально-аграрную страну и прочно закрепилась в числе главных индустриальных держав мира.

Причины экономического подъема были следующими:

1) помощь по плану Маршалла, которая дала экономике стартовый толчок;

2) дешевая рабочая сила, что сделало итальянские товары конкурентоспособными в Европе;


3) система госрегулирования, которая позволила эффективно использовать ресурсы страны и расширить внутренний рынок за счет повышения покупательной способности населения. В 50-60-е годы в Италии прошли 2 волны национализации, и был создан обширный госсектор. Государство также приобретало часть акций частных компаний, получая возможность контролировать частный сектор.

4) кооперация в рамках ЕЭС, что открыло для Италии доступ к технологиям и кредитам. В 60-е годы Италия получала из бюджета ЕЭС больше средств, чем вносила в него. В 60-е годы Италия в ЕЭС была в основном поставщиком сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности. Но постепенно росло ее значение как производителя автомобилей, электроники, химической продукции.

Политическая система Италии в 50-80-х годах получила название многопартийности с доминирующей партией. В это время самой сильной партией страны была Христианско-демократическая партия (ХДП). На парламентских выборах ХДП всегда получала большинство голосов, но никак не могла набрать абсолютное большинство, чтобы в одиночку править страной. Поэтому ХДП приходилось создавать коалиции с другими партиями. В 50-ые годы страной правила коалиция «правый центр» в составе ХДП, Республиканской и Либеральной партий. В конце 50-х годов авторитет ХДП упал, т. к. правительство не спешило увеличивать социальные расходы. Одновременно вырос авторитет ИКП. Это встревожило левое крыло ХДП, которое выступило за проведение широких социальных реформ и за создание коалиции с ИСП.

В 1962 г. в Италии была создана коалиция «левый центр» в составе ХДП, ИСП, Республиканской партии и Итальянской социал-демократической партии (ИСДП). Эта коалиция правила Италией до 1972 г. Ее главная цель заключалась в том, чтобы ослабить влияние ИКП в стране. Именно поэтому в 60-ые годы в Италии была введена 40-часовая рабочая неделя, увеличен размер минимальной зарплаты, повышены пенсии, расширены права профсоюзов. Эти реформы привели к росту инфляции и к замедлению экономического развития. ХДП выступила за сокращение социальных расходов, ИСП - за их расширение. Из-за внутренних споров «левый центр» в 1972 г. распался. Италией стала править правоцентристская коалиция: ХДП, Республиканская и Либеральная партии.

Создание коалиции «левый центр» стало возможным из-за разногласий между левыми партиями - ИСП и ИКП. В 50-ые годы между партиями усилились разногласия. Руководство ИСП поняло, что необходимо искать новые лозунги, а не призывать к социалистической революции. В 1956 г. ИСП отказалась от союза с ИКП, а затем пошла на сближение с ХДП. Руководство ИКП также поняло необходимость корректировки позиции. В 1956 г. ИКП приняла новую программу, в которой уже не делался главный упор на идеях революции диктатуры пролетариата (хотя от них ИКП не отказывалась), высказывалась идея демократического пути к социализму. Принятие новой программы позволило ИКП сохранить свои результаты на выборах. В то же время для ИСП участие в коалиции с ХДП обернулось падением авторитета. Поэтому после развала «левого центра» руководство ИСП опять стало стремиться к сотрудничеству с коммунистами.

Во второй половине 60-х годов темпы развития резко уменьшились, а в 70-ые годы экономику Италии поразил экономический кризис. Промышленное производство в 70-ые годы топталось на месте, безработица выросла в 3 раза, инфляция была одна из самых высоких в Европе. Все попытки преодолеть кризис при помощи государственного регулирования успехов не принесли.

В 70-е годы политическая ситуация в Италии обострилась. Кризис привел к росту забастовочного движения. Одновременно активизировались неофашистские организации и ультралевые «красные бригады», которые стали на путь террористических актов. Рост терроризма потребовал сплочения всех демократических сил. В 1975 г. коммунисты предложили создать коалицию в составе ИКП, ИСП, ХДП. Эту идею поддержало руководство ИСП, заявив, что партия не войдет ни в один политический блок без участия коммунистов. В 1978 г. в парламенте была создана коалиция ХДП, ИСП, ИКП, ИСДП, Республиканской и Либеральной партий. В 1979 г. ИКП вышла из нее в связи с началом неолиберальных реформ.

История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

Глава 4 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 4 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI в

Из книги Отечественная история автора Михайлова Наталья Владимировна

Глава 9. Россия и мир во второй половине XX – начале XXI

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РУССКИЕ ЗЕМЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII - НАЧАЛЕ XIV в Судьбы русских земель после нашествия претерпели существенное изменение. Киевская земля после нашествия утратила свое былое значение. Власть над Киевом была передана в 1243 г. монголами владимирскому великому князю

Из книги История России автора Иванушкина В В

44. СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг Основной тенденцией в экономике СССР в годы войны был перевод промышленности на военные рельсы, но уже с 1943 г. начинается постепенное восстановление хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Поскольку в

Из книги История шифровального дела в России автора Соболева Татьяна А

Глава девятая. Российские шифры и коды во второй половине XIX - начале XX в Во второй половине XIX века криптографическая служба России претерпела существенную реорганизацию, в результате которой она перестала быть привилегией МИД, а была создана еще в двух ведомствах:

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава X РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1850 - НАЧАЛЕ 1890-х гг

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XV Грузинская культура во второй половине XIX и начале XX веков С национальным движением грузинского народа было тесно связано развитие грузинской культуры второй половины XIX и начала XX веков. Грузинская культура этого периода полностью соответствовала задачам

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

Глава II Особенности культурной эволюции КНДР во второй половине ХХ-начале XXI века Раскол Корейского полуострова и образование в 1948 г. двух независимых государств – Республики Корея на Юге и Корейской Народно-Демократической Республики на Севере привел к размыванию

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 4 Мир во второй половине XX – начале XXI в.

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 8. Великобритания во второй половине XIX – начале XX века Продолжение промышленного подъёмаТемпы развития английской промышленности и торговли и во второй половине XIX столетия продолжали оставаться довольно высокими, в особенности до начала 1870-х гг. Как и прежде, этот

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 8. Англия во второй половине XIX – начале XX века Продолжение промышленного подъемаТемпы развития английской промышленности и торговли и во второй половине XIX столетия продолжали оставаться довольно высокими, в особенности – до начала 1870-х гг. Как и прежде, этот подъем

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

Глава 6 ИНДОНЕЗИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX в. ГОЛЛАНДСКИЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ОИК. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА

Из книги История Тверского края автора Воробьев Вячеслав Михайлович

§§ 45-46. КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Глава 3 Монастыри Алтайской духовной миссии во второй половине XIX – начале XX в. Структура монастырских заведений на Алтае в начале ХХ столетия охватывала достаточно обширную территорию, в настоящее время расположенную в пределах четырех субъектов Российской Федерации.

Культура ХХ века – одна из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Во-первых, это объясняется большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистских идей, усиление культа тотального разрушения старого. Во вторых, происходят существенные изменения в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация, разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, переезжают в города, что приводит к урбанизации культуры. В-третьих, постепенное преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок ведет к процессу общей институционализации, результатом которой является лишение человека собственного "я", потери индивидуальности.

В ХХ в. отчетливо проявились две тенденции. С одной стороны, заметным является кризис духовности, которая характеризуется прежде отчуждения масс от культурного достояния нации и человечества, вытеснением духовных ценностей на периферию сознания, господством стереотипов массовой псевдокультуры. Кроме того, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества вернуться в лоно культуры, сделать свое бытие действительно духовным. В океане пароксизмов бескультурье нашего века – кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, национально-этнических и религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, разрушения и уничтожения природы, растущей егоизации индивидов – многие начинают воспринимать культуру как землю обетованную, как панацею, единую спасительную силу, способную решить проблемы современного человечества.

Относительно первой тенденции можно отметить, что духовный кризис резко обострилась после первой мировой войны. В духовном отношении последствия этой войны были, пожалуй, более разрушительными, чем в материальном. Христианские ценности, которые в течение тысячелетия были духовной основой европейской культуры, подверглись серьезному давлению со стороны примитивных национал-шовинистических идей и эмоций. Разрушителями духовных основ культуры были и революции, в частности в российской империи. С одной стороны, революции преодолевали падшие формы жизни, с другой – они были связаны с пробуждением и усилением культа тотального разрушения старого.

Кульминация "одичания" человечества – это вторая мировая война, изобретение и использование ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей, межэтнические войны конца ХХ в. Антикультурные последствия второй мировой войны и ядерного противостояния великих держав были усилены новой ситуацией в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация производства, быстрыми темпами разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, перемещаются в город, что привело к росту маргинальных слоев населения и распространение урбанизированной космополитической культуры.

Исследователи отмечают, что человек теряет свою индивидуальность, а вместе с ней и потребность в духовном самосовершенствовании с помощью культуры. Вследствие совершенной системы разделения труда, когда оттачивается лишь какая-то одна производственно-профессиональная функция, индивид становится деталью машины, а культура – индустрией развлечений.

Индустриализация культуры стала одной из закономерностей нашего века. Последствия этого процесса являются противоречивыми в духовном отношении: с одной стороны, развитая техника репродуцирования и тиражирования делает искусство доступным для широкой аудитории, с другой – общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивает. Облегченность и упрощенность восприятия делает ненужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, а это резко снижает его положительное влияние на развитие личности.

В обществе распространяется "массовая" культура, синонимы которой: "популярная культура", "индустрия развлечений", "коммерческая культура" и т.п. В отличие от высокой, элитарной культуры, которая всегда была ориентирована на интеллектуальную, думающую публику, массовая культура сознательно ориентируется на "средний" уровень массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры есть современные средства коммуникативной техники (книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кино, видео- и звукозаписи). Масскульт создают специалисты (менеджеры, писатели, режиссеры, сценаристы, композиторы, певцы, актеры и др.) не всегда на профессиональном уровне, часто качество их произведений определяется только одним критерием – коммерческим успехом. Во второй половине ХХ в. "законодателем моды" в массовой культуре стали Соединенные Штаты Америки, которые сосредоточили мощные финансовые и технические ресурсы в области поп-культуры. Многие современные культурологи даже применяет к процессу распространения массовой культуры термин "американизация культуры". Об опасности прелестей американской массовой культуры, которая имеет мало общего с творчеством таких выдающихся деятелей мировой культуры, как писатели Уильям Фолкнер (1897-1962 гг.), Эрнест Хемингуэй (1899-1961 гг.) или актер, кинорежиссер и сценарист Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977 гг.), говорят англичане и французы, немцы и японцы, представители других европейских и неевропейских культур. Обостряется эта проблема и у нас, ведь не может быть ничего страшнее для культуры, чем потеря ее национальной самобытности.

Это лишь некоторые негативные процессы, характеризующие состояние культуры ХХ в. Но на фоне кризисных явлений уже вырисовывается другая тенденция, которая, по мнению многих философов и культурологов, должна стать ведущей в XXI веке, – это возвращение человечества к "лоно" культуры, его духовное оздоровление. Осознание того, что человечество может спастись от самоуничтожения только путем обращения к культуре, ее тысячелетней мудрости и красоты, охватывает уже широкие круги общественности. Это, безусловно, отразилось на художественной культуре. Среди особенностей художественной культуры ХХ века можно выделить следующие:

– отсутствие доминирующего стиля и соответственно наличие многих течений, особенно в живописи и музыке;

– интерпретация действительности с позиций определенных философских идей (марксизма, фрейдизма, экзистенциализма);

– непосредственная связь художественного творчества с глобальными проблемами мировой политики, активное противостояние художественной интеллигенции милитаризма, фашизма, тоталитаризма, дегуманизации жизни и др.;

– раскол между популярным и элитарным искусством;

– интенсивное обновление выразительных средств, художественного языка в литературе, живописи, музыке, театре;

– огромные интенсивность и динамизм общественной жизни, вследствие чего чуть не каждое десятилетие имеет свое "лицо", в том числе и в художественной культуре и т.д.

Актуальными проблемами, которые нашли отражение в художественной культуре есть проблемы "культура и власть", "культура и рынок", защиту культуры. Самой болезненной проблемой является кризис духовности.

И все же XX в. – это целостная художественная эпоха, в которой прослеживается своя культурологическая идея. Это идея гуманизма, которая, в искусстве и в литературе проявляется не только в глобальном интересе к человеческой личности, рассматривается в самых разнообразных ракурсах, но и, как ни парадоксально на первый взгляд, в исчезновении человека из поля зрения художника. С одной стороны, стремление гуманизации человеческого бытия и творчества, с другой – гипертрофия форм, возрастание роли приема в таких масштабах, когда прием из средства превращается в самоцель. На смену органического образа пришел откровенный конструктивизм, геометрия стиля, которая вытеснила из содержания человека.

Международные отношения во второй половине ХХ в. Проблемы отношений «Запад-Восток», «Север-Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения. Мировое сообщество на рубеже XX-XXI в.

Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Начиная с середины прошлого столетия, а особенно в пос­ледние десятилетия, тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и ре­гионального своеобразия.

Широкий спектр глобальных процессов: научно-техни­ческих, экономических, социальных, политических - все теснее увязывает страны и регионы в единое мировое сооб­щество, а национальные и региональные экономики - в единое мировое хозяйство.

Процесс экономической глобализации находит свое от­ражение, прежде всего, во всемерном распшрении сферы действия мирового рынка капиталов, сырья и рабочей силы, вбирающих в себя рынки региональные и локальные. Раз­личные страны становятся цехами единого мирового про­изводства, где компоненты, произведенные в Америке, За­падной Европе и Азии, на конечной производственной ста­дии превращаются в интернациональный продукт - авто­мобиль, телевизор, компьютер и т. д. В современном мире трудно отыскать более или менее крупную фирму, которую можно было бы назвать чисто национальной. Другой гло­бальный процесс, который характерен для современного мира, - это рост частного и сокращение государственного капитала во всех сферах человеческой капитала во всех сферах человеческой деятельности. Этот процесс, набираю­щий силу с конца 70-х годов, делает главенствующим в современном мировом сообществе не государственно-поли­тические, а частнокапиталистические интересы. Капитал теперь легко перешагивает государственные границы. Ин­теграция государств теперь становится второстепенной по отношению к интеграции экономических структур мирово­го сообщества. Военно-политическую экспансию отдельных государств теперь вытесняет вездесущая экспансия транс­национальных корпораций, в которые интегрируется ка­питал самых различных национальных фирм современного мира (как западных, так и восточных).

Экономическим ядром современного мирового сообще­ства становится мировой рынок, в рамках которого совре­менные страны мира все теснее взаимодействуют. Это вза­имодействие благоприятствует повсеместному утверждению (в различных видах) рыночной социально-экономической системы, а вместе с ней и демократии или ее начальных форм. В ходе процесса глобализации демократия, обеспечивающая свободу предпринимательства, одерживает по­беду над тоталитаризмом на преобладающей части земно­го шара. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, парламентарные, многопар­тийные системы. Во всяком случае, в полной мере демок­ратическими они стали к началу XXI века уже в 30 госу­дарствах, или более чем в 10 % всех стран современного мира. Преимущественно это страны Северной Америки, Западной и Северной Европы. Многие страны Латинской Америки, Азии и Африки также внедряют у себя демокра­тические принципы. Среди стран, население которых в наименьшей мере пользуется демократическими правами, лидируют: Афганистан, Иран, большинство стран Тропи­ческой Африки, Куба, Ирак, Северная Корея, Китай, по­стсоветские государства Центральной Азии. Однако и там наблюдаются сдвиги в сторону демократизации. На пер­вый план повсеместно выходит борьба за права человека, за плюрализм мнений. Без этого нельзя создать процвета­ющее общество в эпоху стремительно развивающейся на­учно-технической революции. В октябре 1998 г. даже ком­мунистический Китай подписал международную Деклара­цию о правах человека и гражданина, включая свободу слова. Страну наводняют иностранные туристы, а китайс­кие граждане свободно посещают зарубежные государства. В Иране в мае 2000 г. начал функционировать парла­мент, большинство депутатов которого является сторон­никами проведения в этой.стране демократических реформ. В странах с переходными социально-экономическими сис­темами наблюдаются различные промежуточные стадии процесса демократизации. Огромную роль в этом играет широкий и все усиливающийся обмен различной полити­ческой, экономической и технической информацией. Че­ловечество всегда прогрессировало за счет международно­го обмена знаниями и опытом. Теперь этот процесс стал чрезвычайно интенсивным.

Границы преобладающей части стран мира становятся прозрачными, легко преодолимыми для экономического, по­литического и культурного взаимодействия народов. Это дает мощный импульс дальнейшему всестороннему развитию на­уки, техники, культуры. Вместе с тем, процесс глобализа­ции не всегда протекает безболезненно, вызывая протест со стороны ряда общественных слоев различных стран мира.

Процесс глобализации, являющийся неизбежным явлением нового времени, способствует ломке традиционных социально-экономических структур и корен­ным образом меняет жизнь многих людей далеко не в луч­шую сторону. Это вызывает протест со стороны различных общественных слоев, которые не могут адаптироваться к но­вым условиям. Кроме того, разрыв между уровнем развития между постиндустриальными - богатыми и развивающими­ся - бедными странами непрерывно увеличивается. Накап­ливается недовольство бедных, которым глобализация пока еще отнюдь не принесла благосостояния или даже значи­тельно ухудшила их материальное положение. В результате на пороге нового тысячелетия возникло широкое междуна­родное общественное движение против этого процесса. В нем принимают участие профсоюзы и представители самых ши­роких слоев населения не только в отсталых развивающих­ся, но и в постиндустриальных странах. Причины этого хо­рошо известны. Во-первых, в развитых капиталистических государствах Запада сокращается число рабочих мест в свя­зи с перемещением производства в развивающиеся, где более дешевая рабочая сила и сырье. Во-вторых, из-за притока в эти страны дешевой рабочей силы из Азии, Африки и Ла­тинской Америки предприниматели снижают там заработ­ную плату наемным работникам. Развивающиеся страны и их общественные организации, ссылаясь на экономические трудности, возникшие в ходе глобализации, требуют, чтобы МВФ и Всемирный банк списали им долги по взятым креди­там и оказали другую экономическую помощь. Огромный разрыв в уровнях жизни между развитыми и слаборазвиты­ми странами они считают аморальным. Процесс глобализа­ции, по их мнению, только увеличивает этот разрыв.

В современном мировом пространстве выделяются по­стиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад - совокуп­ность национальных экономик ведущих промышленно раз­витых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также нахо­дящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистическрго мира.

Самым мощным экономическим государством мира в настоящий момент являются США, которые ведут себя и как политический монополист, пытающийся распространить свое влияние по всему миру. Доллары делают политику по принципу «один доллар - один голос». За решениями, при­нимаемыми от лица международных организаций, напри­мер Совета Безопасности, МВФ, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, обычно скрываются цели, пре­следуемые узким кругом ведущих держав.

Вытесненные на политическую и экономическую пери­ферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития, и как Чили и Аргентина, ускоренными темпами стремятся догнать экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные кри­минально-террористические организации и мафиозные фор­мирования, раскиданные по всему миру. События 11 сен­тября 2001 года показали, что даже такое высокоразвитое государство как США не застраховано от масштабных атак со стороны террористических организаций.

В настоящее время по-прежнему сохраняется ядерная угроза. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственным оружием массового по­ражения и средствами его доставки. Осуществили экспери­ментальные ядерные взрывы Индия и Пакистан, провели испытания новых видов ракетного оружия Иран и Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химическо­го оружия Сирия. И этот перечень будет явно расширяться.

Такая ситуация делает весьма вероятным использова­ние оружия массового поражения в локальных военных конфликтах. Но проблема этим не ограничивается. Дело в том, что в последние годы отмечается снижение контроля за объектами атомной энергетики, опасное ухудшение его технического состояния. Возрастает угроза захвата ору­жия политическими авантюристами с целью шантажа пра­вительств тех или иных стран.

Свидетельством духовно нездорового состояния современ­ного общества является катастрофический рост организо­ванной преступности, коррупции, рэкета. Появились новые формы оружия массового поражения: биологические, бакте­риологические, что создает угрозу новых террористических актов. Еще более опасным явлением по сравнению с перио­дом 70 - 80-х годов стала торговля наркотиками, ибо в ее орбиту в начале 90-х годов (с падением «железного занаве­са») попали и страны вчерашнего социализма.

Все это требует от мирового сообщества выработки принципиально нового, адекватного нынешней глобаль­ной ситуации типа мышления, принципиально отличного от прежнего биполярного осмысления многих проблем (так характерного для эпохи «холодной войны»), признающей приоритет права над произволом. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть в будущем) Организация Объединенных Наций (ООН), ее различные учреждения.

Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Организация Объе­диненных Наций (ООН) в настоящее время является цент­ральным органом управления мирового сообщества. Создан­ная в 1945 году в целях поддержания и укрепления мира, ООН в 1985 г. объединяла 159 стран. Предполагается, что ее решениям должны подчиняться все страны-участницы. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культур­ные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски») ООН практически во все уголки Земли.

Деятельность ООН направлена на втягивание различ­ных государств мира в единый мировой рынок. Огромные роль в этом играют ее специализированные организации, финансирующие международные проекты экономического развития в Азии, Африке и Латинской Америке, а также в России и других постсоветских государствах. Особенно много для этого делает Международный валютный фонд (МВФ) при Организации Объединенных Наций, членами которого являются 180 стран, включая и Россию. Ему принадлежит теперь ключевая роль в предотвращении международных и локальных экономических кризисов в современном мире. Сегодня очевидно, что система единого мирового хозяйства может нормально функционировать только в условиях гло­бальной стабилизации. Любая дестабилизация в той или иной стране и тем более группе стран (военно-политичес­кая или экономическая) наносит урон мировому сообществу. Известно, например, что начавшийся в конце 90-х годов финансовый кризис в нескольких странах Тихоокеан­ского региона едва не стал прологом к глобальной дестаби­лизации всей мировой финансово-банковской системы. Имен­но по этой причине богатые страны теперь готовы оказы­вать экономическую помощь и прощать долги бедным, стре­мятся предотвратить экономическую и политическую дес­табилизацию в любом регионе земного шара. Страны и на­роды в новых условиях учатся (хотя и с большим трудом) избегать кризисов и конфронтации при объективно суще­ствующих громадных противоречиях.

Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в об­ласти биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематическо­го наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену ин­формацией по эти вопросам.

Важный вклад в решение глобальных проблем совре­менного общества вносят и другие учреждения ООН: Кон­ференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Орга­низация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.

В составе мирового сообщества организуются также и региональные объединения, например Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Гер­мания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.

Интеграция стран ЕС на пороге нового тысячелетия уже достигла такого уровня, что они смогли ввести для всех единую межнациональную валюту «евро», которая в будущем может обрести такую же ликвидность, как аме­риканский доллар. Экономическая стабильность ЕС, его последовательная экономическая стратегия и тактика, осу­ществление многих масштабных и весьма перспективных проектов привлекает туда довольно крупные международные инвестиции и квалифицированную рабочую силу. Все это обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйства Европейского Союза. С гораздо большим тру­дом и сложностями идет в ЕС, объединяющем очень раз­ные страны, процесс политической интеграции. Сказыва­ются весьма значительные различия между ними в расста­новке политических сил. Тем не менее в 2000 году Евро­пейский Союз уже приступил к созданию Конституции ЕС, которая должна заложить основы общего законодатель­ства для всех стран этого сообщества.

Все более важную роль в современном мире играет и Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Эта региональная организация объединяет ши­рокий круг стран Тихоокеанского бассейна, где проживает почти 40 % населения современного мира и производится свыше половины мировой продукции по стоимости. В АТЭС входят Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Чили, Ки­тай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мек­сика, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, Перу.

Деятельность ООН и других организаций способствует втягиванию в процесс глобализации все новых регионов и стран современного мира, в том числе тех, которые еще совсем недавно были наглухо от него изолированы.

XX век завершился беспрецедентной по масштабам встре­чей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шей­хов, эмиров, султанов и т. д.) более 150 государств мира. Про­ходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важ­ные проблемы, имеющие значение для всего человечества, ко­торое вступило в принципиально новую эру глобализации. Глав­ной задачей саммита тысячелетия было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных про­блем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и тре­тьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти про­блемы, искать их эффективные решения.

Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена все­мерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль Организации Объединенных Наций в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за не­обходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффективность этой международной организации, обеспе­чить новый мощный импульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пере­смотр механизмов осуществления миротворческих опера­ций в «горячих точках» планеты и т.д.).

  • Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.

    Начало строительства социализма.

    В годы Второй мировой вой­ны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они воз­главили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в дру­гих руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех стра­нах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выбо­рах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они при­зывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.

    Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшей­ся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и даль­нейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.

    На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многоднев­ных массовых митингов рабочих добились создания нового прави­тельства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бе­ неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.

    К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках ком­мунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В неко­торых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.

    СЭВ и ОВД.

    С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической си­стемы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двусто­роннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жес­тко контролировал деятельность правительств этих стран.

    С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна ­Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении эко­номических связей стал играть Совет экономической взаимопомо­щи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже всту­пила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.

    В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападе­ния на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению госу­дарствам немедленную помощь всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифи­цировались вооружение и организация войск.

    Развитие стран «народной демократию» в 50 - 80-е п. ХХ в.

    К середине 50-х гг. хх в. В результате ускоренной индустриализа­ции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимуще­ственное развитие тяжелой промышленности при незначитель­ных вложениях в сельское хозяйство и производство потребитель­ских товаров привел к снижению уровня жизни.

    Смерть Сталина (март 1953 г.) породила надежды на полити­ческие перемены. Руководство ГДР в июне 1953 г. провозгласило «новый курс», предусматривавший укрепление правопорядка, увеличение выпуска товаров народного потребления. Но одновре­менное повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г., когда в Берлине и других крупных городах начались манифестации, в ходе которых выдвигались эко­номические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. С помощью советских войск полиция ГДР подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Тем не менее, после этих собы­тий началось более широкое производство товаров народного по­требления, снизились цены.

    Решения ХХ съезда КПСС о необходимости учета национальных особенностей каждой страны были формально одобрены руко­водством всех компартий, но далеко не везде стал осуществляться новый курс. В Польше и Венгрии догматическая политика руко­водства привела к резкому обострению социально-экономических противоречий, что привело осенью 1956 г. к кризису.

    Выступления населения в Польше привели к отказу от на­сильственной коллективизации и некоторой демократизации по­литической системы. В Венгрии внутри коммунистической партии возникло реформистское крыло. 23 октября 1956 г. начались де­монстрации в поддержку реформистских сил. Их лидер И. Надь возглавил правительство. По всей стране происходил и митинги, начались расправы над коммунистами. 4 ноября советские войска стали наводить порядок в Будапеште. В уличных боях погибло 2700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведен­ной советскими спецслужбами, власть была передана Я. Кадару. В 60-70-е гг. ХХ в. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении полити­ческих перемен.

    В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Эко­номические трудности совпали с призывами интеллигенции со­вершенствовать социализм, придать ему «человеческое лицо». Партия одобрила в 1968 г. программу экономических преобразова­ний и демократизации общества. Страну возглавил А.Дучек., сто­ронник преобразований. Руководство КПСС и компартии восточ­ноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрицательно.

    Пять членов руководства КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «уг­розу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска Болга­рии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР вошли в Чехословакию. Опираясь на присутствие советских войск, противники реформ перешли в наступление.

    На рубеже 70-80-х гг. хх в. кризисные явления обозначились в Польше, которая довольно успешно развивалась в предшествую­щий период. Ухудшение положения населения вызвало забастов­ки. В их ходе возник независимый от властей профсоюзный коми­тет «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал В. Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» начали действовать в подполье.

    Особый путь Югославии.

    В Югославии коммунисты, руково­дившие антифашистской борьбой в 1945 г., взяли власть. Прези­дентом страны стал их лидер хорват И Броз Тито. Стремление Тито к независимости привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сто­ронников Москвы. Сталин развернул антиюгославскую пропаган­ду, но не пошел на военное вмешательство.

    Советско-югославские отношения были нормализованы после смерти Сталина, однако Югославия продолжала идти по своему пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудо­вые коллективы через выборные советы рабочих. Планирование из Центра передавалось на места. Ориентация на рыночные от­ношения привела к росту выпуска товаров широкого потребле­ния. В сельском хозяйстве почти половину хозяйств составляли крестьяне-единоличники.

    Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в нее. Общее руководство осуществлял Союз коммунистов Югосла­вии (СКЮ). Председателем СКЮ с 1952 г. был Тито. Он же зани­мал посты президента (пожизненно) и председателя Совета Фе­дерации.

    Перемены в Восточной Европе В конце хх в.

    Политика пере­стройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. При этом советское руководство к концу 80-х п. ХХ в. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах, напротив, призывала их к «демократизации». В боль­шинстве правящих там партий сменилось руководство. Но попыт­ки этого руководства проводить реформы наподобие перестроеч­ных, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудши­лось экономическое положение. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные вла­стям движения. Всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября - ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 8 ноября началось разрушение Берлинской сте­ны. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

    В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти в ходе демонстраций населения. Правящие партии самораспусти­лись или преобразовались в социал-демократические. Вскоре были проведены выборы, на которых победу одержали бывшие оппо­зиционеры. Эти события получили название «бархатных револю­ций». Лишь В Румынии противники главы государства Н. Чаушеску организовали в декабре 1989 г. восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. В 1991 г. сме­нился режим в Албании.

    Драматические события разыгрались в Югославии, где на вы­борах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. Словения и Хор­ватия провозгласили независимость в 1991 г. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опаса­лись преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Позже провоз­гласили независимость Македония и Босния и Герцеговина. Пос­ле этого Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. В Боснии и Герцеговине начался конфликт между сер­бами, хорватами и мусульманами. Он продолжался до 1997 г.

    По иному произошел распад Чехословакии. После референду­ма она мирно разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

    После политических перемен во всех восточноевропейских стра­нах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики и командно­административной системы управления, началось восстановление рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные по­зиции в экономике получил иностранный капитал. Первые пре­образования получили название «шоковой терапии», поскольку были связаны с кризисом производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция. Особенно тяжелая обстановка сложил ась в Албании, где в 1997 г. произошло народное восстание против правительства.

    Однако к концу 90-х гг. ХХ в. положение в большинстве стран стабилизировалось. Была преодолена инфляция, затем начался экономический рост. Наибольших успехов достигли Чехия, Венг­рия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвес­тиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовы­годные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориенти­руются на Запад, они взяли курс на вступление в НАТО и ЕС. ДЛЯ внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

    © 2024 magncompany.ru
    Автомобильный портал