Инкорпорация украинских земель в состав российской и австрийской империй. Украинские земли в составе Российской и Австрийской империй в конце XVIII — первой половинеXIX в Западноукраинские земли в составе австрийской империи реформы

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

В 70-80-е pp . XVIII в. австрийскими императорами Марией Терезой и Иосифом II был проведен ряд реформ, в том числе ограничение и ликвидация барщины, предоставление крестьянам элементарных общественных прав (жениться без разрешения господина, переселяться и т.д.). Но впоследствии эти реформы были свернуты.

Промышленность в первой четверти XIX в. находилась в состоянии застоя. В 1841 г. в Восточной Галиции насчитывалось 183 мануфактуры, что составило 3,6 общего их количества в Австрии. Лишь с 1843 г. в Галичине появились первые две паровые машины, тогда как во всей стране их действовало уже 231. Большинство городов была промышленно неразвитыми. В 1849 г. Львов имел 68 тыс. населения, Черновцы - 18 тыс., Тернополь - 16 тыс., Ужгород - 7 тыс.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начал выкристаллизовываться национальное движение. На его подъема и активность имели сильное влияние два фактора: 1) польское восстание 1831 г. и возражения поляками вообще украинского вопроса в Галиции; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине. Началась пропаганда украинского языка, работа над украинским словарем и изучением истории своего края.

В июне 1848 г. в Праге был созван съезд представителей славянских народов Австрийской империи - Первый славянский конгресс. Украинский вопрос обсуждался на Галицко-русской секции, где большинство имели поляки. Несмотря на это, польская делегация вынуждена была согласиться на равноправие украинского языка в школах и учреждениях, на отдельные гимназии для поляков и украинцев; преподавание в лицеях и университетах должно было вестись на двух языках, а в сейме и делопроизводстве украинский язык должна была быть уравнена с польской, и оба народа должны были иметь свою гвардию. Это была первая польско-украинская справедливая сделка, но в связи с наступлением на Прагу австрийских войск Конгресс был распущен, и соглашение осталась нереализованной.

ЗАПОМНИ

В 60-70-х p . XIX в. произошла определенная либерализация общества, что способствовало прогрессу страны, открыло перспективы ее развития на пути превращения из феодальной на буржуазную монархию.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое через крепостничество и низкую агрокультуру находилось на низком уровне.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В мае 1848 г. представители украинской либеральной буржуазии, интеллигенции и униатского духовенства создали во Львове украинскую политическую организацию «Главную русскую раду» на главе с епископом Г. Яхимовичем. Она начала издавать первую газету на украинском языке - «Зорю Галицкую», символом украинского народа провозгласила галицкий герб - золотого льва на голубом фоне и желто-голубой флаг.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительное общество «Просвещение», основанное в 1868 г. народниками во Львове. Оно издавало произведения украинских писателей, школьные учебники, газеты, организовывало читальни. К 1912 г. «Просвещение» выдала 445 названий книг общим тиражом 3 млн 115 тыс. и насчитывала 77 филиалов и 2364 библиотеки. В нее входили 197 тыс. человек. «Просвещение» выделяло стипендии для студентов, вела антиалкогольную и антинікотинову пропаганду.

В ноябре 1848 г. вспыхнуло вооруженное восстание во Львове, где выдвигались требования введения автономии в Восточной Галичине. Восстание возглавил депутат австрийского рейхстага Лукьян Кобылица. Оно потерпело поражение. В Северной Буковине в 1848 г. крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи владения.

Несмотря на поражение буржуазно-демократической революции 18481849 гг. в Австрии, кризис феодализма в этой империи еще более обострилась, шел процесс развития капиталистических отношений. В 1867 г. принята конституция, по которой Австрийская империя стала двойственной, превратившись в Австро-Венгерскую. А согласно переписи населения в 1900 г. в Галичине проживало 7 млн 185 тыс. человек, из них 42,3 % составляли украинцы. Украинцы составляли также большинство населения западноукраинских земель (с 6,4 млн - 4,6 были украинцы).

В уездах, где украинцев было больше 90 % населения, официальным языком была только польская. Первую украинскую гимназию удалось открыть во Львове в 1867 г. и за 40 последующих лет их было открыто только 5, тогда как поляки имели 4 высшие учебные заведения, 96 гуманитарных и 14 реальных гимназий.

В общественно-политическом движении на западноукраинских землях доминировали два течения: москвофильская и народовская.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело создание в 1892 г. наукового товариства ім. Т. Г. Шевченко (НОШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Общество имело три секции: филологическое, историко-философскую, математико-естественно- врачебную, при которых действовали типография, книжная и библиотечная комиссия. НОШ мало и свой музей. Некоторое время возглавлял НОШ выдающийся историк М. С. Грушевский. К 1914 г. Общество выдало 300 томов научных трудов на русском языке по различным отраслям, а больше всего - из украиноведения.

В середине 70-х годов в Галичине разворачивается радикальный революционно-демократическое движение во главе с И. Франко и М. Павлы ком. В 1890 г. учреждается Русско-Украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социальной ориентации). В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия - УНДП и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. - Католический русско-народный союз. УНДП и УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП по своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины становится главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине.

Малоземелья и безработицы, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х годах XIX в. были закарпатцы. На конец XIX ст. украинская община в США насчитывала более 200 тыс. человек. Переселялись также в Канаду, Бразилию, Аргентину. В начале XX в. в Южной Америке проживало около 20 тыс. украинцев. Они основывали здесь поселения, фермы, открывали магазине, сделав свой вклад в развитие этих стран.


Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу".

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией.

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.

Т.Г. Шевченко

Знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко был великим украинским революционером-демократом. На Украине в борьбу против самодержавия вступили прогрессивные силы во главе с революционным демократом Т.Г. Шевченко (1814-1861) - единомышленником Белинского и Герцена, а впоследствии - Чернышевского и Добролюбова. Он родился в крепостной крестьянской семье в с. Морипцы на Черкасчине. С малых лет Т.Г. Шевченко познал тяжкую судьбу крепостного, на всю жизнь запомнил барщину, беспощадный помещичий гнет и бесправие крестьянства.

Шевченко получил начальное образование в приходской школе, потом сам пытался выучиться на художника-живописца. Но его барин - помещик П. Энгельгардт решил иначе и в 1828 г. приставил талантливого юношу к своему двору в качестве слуги-казачка. И начались его мытарства. Гордый и непокорный Шевченко не преклонял головы перед барами, и за это ему приходилось тяжело расплачиваться. Получив назначение на службу в г. Вильно (1829), Энгельгардт взял с собой и Шевченко. Здесь будущий поэт и художник познакомился с прогрессивными студентами Виленского университета, изучил польский язык, историю и культуру польского народа. Переезд зимой 1831 г. в Петербург знаменовал собой начало важного рубежа в жизни Шевченко. Здесь в 1836 г. он познакомился с художником И.М. Сошенко, которого заинтересовал самобытный талант юноши и глубоко потрясло его униженное состояние крепостного. Стараясь помочь Шевченко, Сошенко познакомил его с поэтами Е.П. Гребенкой, В.А. Жуковским, известными русскими художниками К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым и другими деятелями культуры и искусства. При активном содействии Гребенки; и помощи Брюллова и Жуковского в 1838 г. Шевченко выкупили из крепостной зависимости. Друзья помогли ему поступить в Академию художеств, где на протяжении 1838-1845 гг. он учился под руководством профессора К.П. Брюллова и получил звание художника. Здесь же он глубоко изучил историю, филологию, искусство, философию и другие науки. Петербургское окружение оказало глубокое влияние на формирование мировоззрения Шевченко. В Академии художеств Шевченко стал членом литературного кружка, созданного II.Л. Рамазановым, В.И. Штернбергом, II.Т. Бориспольцем и другими ее воспитанниками. Он посещал литературные вечера, где встречался со многими литераторами и среди них с петрашевцами - Н.А. Момбелли, Н.А. Спешневым, А.И. Пальмом. Известно, что на одном из таких вечеров присутствовал В.Г. Белинский, который, возможно, там познакомился с молодым украинским поэтом и художником. Тесные связи с петрашевцами содействовали дальнейшему развитию Шевченко как активного борца, защитника угнетенных народов, революционного демократа и общественного деятеля. В Петербурге Т.Г. Шевченко познакомился со многими деятелями польского освободительного движения: Р. Жуковским (позже стал петрашевцем), Р. Подберезским (участником организации "Содружество польского народа") и др. Под влиянием передовых идей декабристов, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя формировались революционно-демократические взгляды Т.Г. Шевченко, которые нашли отражение в его поэтических произведениях, стали основой его общественно-политической деятельности. Тяжелая жизнь крепостного крестьянства, его извечная борьба против угнетателей, идеалы освободительного движения стали темами поэтических произведений Шевченко. В 1840 г. в Петербурге вышел в свет первый сборник его произведений под названием "Кобзарь". Стихи, вошедшие в этот сборник, - это протест против эксплуататорского строя, начало самоотверженной борьбы поэта против самодержавия и крепостничества. "Кобзарь" высоко оценил В.Г. Белинский. Духом крестьянской революции проникнута поэма "Гайдамаки" Т.Г. Шевченко. В 1843-1844 гг. Т.Г. Шевченко путешествовал по Украине. Его снова поразила тяжелая и убогая подневольная жизнь закрепощенных крестьян. В эти годы поэт написал такие произведения, как "Тризна", "Разрытая могила", "Сова", "Сон" и др. В них Шевченко прославлял декабристов - первых русских революционеров, критиковал и клеймил позором самодержавно-крепостнический строй. Т.Г. Шевченко глубоко проникся революционным духом декабризма. На Украине он собрал новые материалы и воспоминания о славном восстании Черниговского полка и деятельности Южного общества декабристов. Поэт познакомился с декабристом А.В. Капнистом - сыном известного писателя В.В. Капниста, посетил Яготин и некоторое время жил в имении бывшего генерал-губернатора Малороссии Н.Г. Репнина-Волконского - родного брата декабриста С.Г. Волконского, сосланного на каторгу в Сибирь. Шевченко интересовался историей движения декабристов и творчеством К.Ф. Рылеева. Литературная и общественная деятельность Т.Г. Шевченко оказывала революционизирующее влияние на развитие общественно-политического движения на Украине, содействовала привлечению к борьбе против самодержавия и крепостничества новых людей. Широкий отклик имели призывы поэта к крестьянству подниматься на борьбу за свободу. Великий Кобзарь стремился принять непосредственное участие в борьбе за освобождение трудящихся. Закончив учебу в Академии художеств, он в мае 1845 г. снова прибыл на Украину, где стал участником и вдохновителем общественно-политического движения. Путешествуя по Украине, в городах и селах Черниговщины, Полтавщины, Киевщины. Волыни, Подолии Шевченко находил друзей и: единомышленников, беседовал с простыми людьми, читал им свои произведения, знакомил с передовыми революционными взглядами. Тогда же поэт написал поэму "Кавказ", направленную против колониальной политики царизма. 20-ю годовщину восстания декабристов Т.Г. Шевченко отметил революционной поэмой "И мертвым, и живым... ", в которой гневно клеймил помещиков и предвещал народное восстание против угнетателей. Эта поэма произвела большое впечатление на современников. Освободительными идеями проникнуты и другие поэтические произведения Шевченко. Его взгляды на историческое прошлое вытекали из революционно-демократических убеждений и были созвучны мыслям В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Бессмертным гимном освободительной борьбы трудящихся Украины стало широко известное "Завещание" (1845), в котором поэт указывал угнетенному народу революционный путь к свободе: "Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите". Провозглашенная в произведении идея крестьянской революции отражала извечные мечты народных масс о свободе и счастливой жизни. Идеи борьбы за уничтожение самодержавия и крепостничества, социальной революции Шевченко пропагандировал и в личных беседах с крестьянами. Призывая народ к революции, поэт в то же время высказывал мысли о будущем обществе, которое должно стать царством свободы, равенства и братства между людьми. По определению А.И. Герцена, Шевченко был не только выдающимся народным поэтом, но и политическим борцом за свободу.

В произведениях Шевченко впервые четко формулировалась национальная идея: каждый народ имеет свою миссию в истории, реализуя функции "мирового духа". Разница между российским, польским и украинским толкованием истории мирового духа состоит в постулировании особой украинской миссии в мире, которая вытекает из традиционного украинского свободолюбия.


Заключение

Таким образом, социально-экономический кризис, разворачивающийся на территории Украины, находящейся под властью Австро-Венгрии, привел к оживлению общественно-политического и национального движений. В результате усиливается процесс национальной самоидентификации, наблюдается расцвет культуры и искусства, происходит повышение интереса к национальной истории и культуре. Огромный вклад внес в развитие демократии и великий украинский поэт Т.Г. Шевченко, который лично принимал живейшее участие в Кирилло-Мефодиевском обществе.


Список литературы

1. Король Ю.В. Історія України. К.: Академвидав, 2005. - 496с.

2. Крижанівська О.О. Таємні організації в Україні (масонський рух у XVIII - на початку XX ст.) - К., 1998.

3. Бойко О.Д. Історія України. К.: Академвидав, 2004. - 656с.

4. Субтельний О. Україна: історія. - К.: Либідь, 2004. - 736с.

5. История Украинской ССР. Под ред. Ю.Ю. Кондуфора, т.4, в 10-ти т.к.: Н. д., 1983. - 694с.

6. Губарев В.К. История Украины: конспект лекций для студентов и преподавателей. Д.: БАО, 2004. - 384с.

Другие материалы

    Исторического наследия Киевской Руси. По мнению современных украинских историков, есть все основания относить Киевскую Русь прежде всего к истории Украины. Центром Киевского государства была территория, включавшая современные украинские земли. Название “Русь” прежде всего распространялось на Среднее...


    Интеллигенции на собственный народ. Литературно-издательская деятельность «Русской троицы» вместе с произведениями Тараса Шевченко способствовала подъёму национально- освободительной борьбы населения западно-украинских земель. В 1848-1849 годах буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в...


    У крестьян последние продукты, вплоть до картошки, овощей м сухофруктов. В результате вспыхнул наверное самый большой и страшный голод за всю историю Украины. Голодали целые регионы. За недосдачу продуктов в счет государственных поставок целые села вносились в черный список, они окружались...


    Культуры, а созданная в 1843 г. Археологическая комиссия стала по сути первым систематическим собранием украинских архивных документов. Не лучше жилось украинцам и под властью Габсбургов. Хотя следует отметить, что здесь отсутствовало доминирование какой – либо национальной культуры, как это было...


В результате трех разделов Польши, а также захватнической политики Австрийской империи в конце XVIII в. в ее состав вошли три западно-украинские территории – Восточная Галичина, Северная Буковина и Закарпатье.

Галичина вместе с частью польских земель была выделена в отдельный край – “королевство Галичины и Лодомерии” с центром во Львове, оно в административном отношении разделялось на 19 округов (12 из которых – Украинская Восточная Галичина). В 1786 г. на правах отдельного округа к Галичине была присоединена Буковина с центром в Черновцах. Закарпатье входило в состав Братиславского наместничества. Следовательно, находясь, в составе одного государства, западноукраинские земли были расчленены на три части.

Основной сферой экономики западноукраинских земель оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое из-за наличия крепостного права и низкого уровня агрокультуры развивалось крайне медленно. Помещики вели свое хозяйство экстенсивными методами.

Промышленность находилась в состоянии застоя. На 1841 г. в Восточной Галичине насчитывалось 183 мануфактуры, что составляло
3,6 % от их общего количества в Австрии. Большая часть городов были промышленно неразвитыми.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начинает кристаллизоваться национальное движение. На его рост и активизацию повлияли два фактора: 1) польское восстание 1831 г и отрицание поляками украинского вопроса в Галичине; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине.

Центром национального движения на западноукраинских землях становится Львов, а его авангардом выступает общественно-культурное объединение «Русская троица» (с 1833 г.). Его основатели Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий. Все они выступали за развитие национального литературного языка на народной основе, против попыток латинизации. В 1836 г. представители «Русской троицы» издали в Будапеште альманах «Русалка Днестровая», который по содержанию (возвеличивание истории Украины, поэтизация народных героев) и формою (народный язык, фонетическое правописание) был феноменальным явлением литературы того времени. Этот альманах доказал, что украинцы Восточной и Западной Украины – единый народ.

Деятельность «Русской троицы» положила начало новому этапу в развитии национального движения на западноукраинских землях, переход от культурологических проблем к социально-политическим.

В 1848 – 1849 гг. в большинстве европейских стран произошли революции, с целью ликвидации феодальных пережитков, ограничения власти монархов. В некоторых странах эти революции имели национально-освободительный характер, отсюда произошло их название – “Весна народов”. Самым большим успехом революции в Австрийской империи стала отмена крепостничества – 16 апреля 1848 г.


По конституции 1867 г. Австрийская империя превратилась в дуалистическую - Австро-Венгерскую монархию. Галичина и Буковина подчинялись – Австрии, Закарпатье – Венгрии. Таким образом, в империи господствовали две нации – немецкая и венгерская. В Восточной Галичине, не смотря на численное преимущество украинцев, административные должности занимали в основном поляки и немцы. Трижды наместником Галичины назначался поляк Голуховский, который проводил антиукраинскую политику. Это привело к усилению общественно-политического движения, которое в 60-80 гг. XIX в. было представлено двумя основными течениями: москофилами и народниками .

Москофильство – языково-литературное, затем общественно-политическое течение, которое объединяло часть консервативной интеллигенции и духовенства, ориентированного на Москву. Москофилы выступали за неприкосновенность существующего режима, не воспринимали некоторые существенные аспекты капитализма, они отрицали право украинского народа на самостоятельное развитие. Их лидерами были Д. Зубрицкий, В. Дилыцкий.

Народовцы – политическое течение либерального направления, которое берет начало от Львовского кружка, основанного в 1861 г. группой молодых писателей и общественных деятелей. Это была украинофильская тенденция в общественно-политическом движении, которая выступала за единство украинских земель, развитие украинской литературы и языка. Лидерами народовцев были: В. Шашкевич, В. Барвинский.

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительское товарищество «Просвита», основанное в 1868 г. народовцами во Львове. Они издавали произведения украинских писателей, газеты, организовывали читальни.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело созданное в 1892 г. Научное товарищество им. Т. Шевченка (НТШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Некоторое время НТШ возглавлял выдающийся украинский историк М.С. Грушевский.

В середине 70-х гг. в Галичине разворачивается радикальное революционно-демократическое движение во главе с И. Франком, М. Павликом. В 1890 г. была основана Русько-украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социалистической ориентации. В своей программе РУРП выдвигало требование достижения политической, экономической и культурной самостоятельности украинского народа, его государственной независимости и объединения его земель.

В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия (УНДП) и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. – Католический русско-народный союз. УНДП И УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП относительно своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины стала главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине. С возникновением партий национальная идея из групповой становится массово-политической.

Малоземелье и безработица, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения, преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х гг. XIX в. были закарпатцы. Они положили начало формированию западного направления украинской диаспоры.

Вывод: ВXIX в. на смену феодально-крепостническим отношениям пришли новые, более прогрессивные – буржуазные. После отмены крепостного права и других буржуазных реформ были созданы все условия для роста производительных сил на украинских землях.

На этом фоне усиливается общественно-политическое движение против колониальной политики царизма, социального и национального гнета. Политическая жизнь значительно активизируется, и на смену дворянскому периоду приходит разночинский период в развитии национального движения, затем зарождаются различные политические партии. Украина подходит к новому этапу своей истории – этапу бурных событий начала ХХ в.

Восьмое занятие

(конец XVIII века - 1917)

С конца XVIII века до 1917 года украинские земли находились под властью двух империй - Российской и Австрийской.

Западная Украина в империи Габсбургов. В Австрийской империи жили украинцы Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатской Украины. Социальная структура украинского населения здесь была очень простой. 95% украинцев составляли бедные крестьяне. Высшие классы на Западной Украине состояли в основном из поляков, а в Закарпатье – из венгров. Социально-экономическое развитие на Западной Украине проходило намного медленнее, чем на украинских землях в составе России. Западная Украина была одним из самых бедных регионов Европы.

Большие изменения в Западной Украине произошли в период революции 1848-1849 годов. Эта революция охватила большую часть Европы. В результате этой революции в Австрийской империи было уничтожено крепостное право и состоялись выборы в парламент. В Австрийском парламенте украинцы получили несколько мест.

После революции в Австрийской империи появились первые украинские журналы и украинские общественные организации. В Львовском университете была открыта первая украинская кафедра.

В Восточной Галиции происходили постоянные конфликты между украинским и польским населением. Они происходили потому, что украинцы боролись за статус автономии Восточной Галиции и Северной Буковины в составе Австро-Венгрии (так стала называться Австрийская империя в 1867 году). Польская шляхта выступила против такой автономии украинских земель.

Польская шляхта занимала все посты в администрации Галиции и установила там своё господство. Поляки контролировали и региональный парламент в Галиции. Борьба украинцев за автономию угрожала польскому господству на западноукраинских землях.

Промышленности на Западной Украине в XIX веке почти не было. Бедные украинские крестьяне часто продавали свою землю и уходили на запад. С 1890 до 1914 года более 500 тысяч украинцев эмигрировали с Западной Украины в Канаду, США, Южную Америку.

Украинские земли в Российской империи в XIX веке. Российский царь поддерживал свою власть на Украине с помощью армии и администрации. В 1830-х годах российская административная система охватила всю Украину, находившуюся под властью Российской империи.

Для воспитания царских администраторов, развития науки, образования и культуры в XIX веке царское правительство открыло на Украине три университета: первый в Харькове в 1805 году, затем в Киеве в 1834 году и в Одессе в 1865 году. В Харьковском университете был медицинский факультет. Этот факультет стал основой для создания уже в XX веке нашего учебного заведения.



Выдающимся общественным и культурным деятелем Украины в XIX веке был Тарас Шевченко (1814-1861). Он родился в бедной семье простых крестьян. Уже в детстве у Тараса проявился талант художника. В 1838 году друзья Шевченко - русские художники и поэты, выкупили его у помещика. Тарас Шевченко стал свободным человеком. Он поступил в Петербургскую Академию Художеств, закончил ее и стал академиком. Но особый талант Шевченко проявился в литературе. Шевченко был гениальным поэтом. В своих стихах Тарас Шевченко призывал народ Украины к борьбе за свободу. Царское правительство хотело уничтожить Шевченко. Его отдали в солдаты и отправили на восток Российской империи в очень тяжелые условия. Шевченко запрещали писать и рисовать. Только через десять лет Шевченко было разрешено вернуться. Но здоровье его было уже очень плохим. Скоро в Петербурге Тарас Шевченко умер. Он стал символом борьбы украинского народа за социальное и национальное освобождение.

Реформы в Российской империи начались позже и дали её народам меньше прав, чем в Австрийской империи. Самой важной реформой стала отмена крепостного права в 1861 году. До этого 42% украинцев были крепостными крестьянами. После этого на Украине в составе Российской империи началось активное экономическое развитие.

Украинское сельское хозяйство производило продукцию для всей России и на экспорт. 90% экспорта зерна из Российской империи было украинским зерном. 80% сахара в Российской империи производилось на Украине. После отмены крепостного права началась быстрая индустриализация Украины. Первая железная дорога на Украине была построена во второй половине 60-х годов XIX века из Одессы на север. К концу XIX века самыми развитыми индустриальными регионами в Российской империи стали Донецкий угольный бассейн (Донбасс) и Криворожский железорудный бассейн (Кривбасс) на Украине. Они производили 70% угля и железа в Российской империи. В начале XX века там работало 320 тысяч рабочих.

В XIX веке быстро росли украинские города в Российской империи. Самым большим украинским городом была Одесса. Её население в конце XIX века составляло 404 тысячи человек, население Киева было 250 тысяч жителей, а население Харькова - 175 тысяч жителей.

Но в Российской империи даже после реформы было запрещено издание украинских газет и журналов, учебников, научных и религиозных книг на украинском языке, создание украинцами своих общественных организаций. А украинцы в Австро-Венгрии во второй половине XIX века имели свою прессу, свои общественные, культурные и даже спортивные организации. Развивалась украинская кооперация в Австро-Венгрии. В конце XIX века в Галиции появились первые украинские политические партии. Это происходило потому, что в Австро-Венгрии была конституция, которая гарантировала гражданам некоторые политические права и свободы. Украинцы в Российской империи, как и все остальное население Российского государства, никаких политических прав и свобод не имели. Поэтому во второй половине XIX века условия для национального развития украинцев а Австро-Венгрии были лучше, чем в России, но экономическое развитие украинских земель в Российской империи шло быстрее, чем на Западной Украине.

Украина в период первой российской революции (1905-1907). В начале XX века крестьяне Украины оставались очень бедными. Условия труда и жизни рабочих были очень тяжелыми. Трудящиеся Российской империи не имели никаких политических прав. В стране назревала революция. Она началась в Петербурге 9 января 1905 года. В этот день царское правительство расстреляло мирную демонстрацию. В знак протеста по всей стране начались выступления против царизма. На Украине забастовали рабочие киевских, харьковских и екатеринославских заводов.

Задачами революции было свержение самодержавия, конфискация земель у помещиков и раздача их крестьянам, установление 8-часового рабочего дня и решение национального вопроса. Это была буржуазно-демократическая революция. Ее главными силами были пролетариат и крестьянство. Крестьянское движение за землю на Украине в годы революции было особенно сильным.

Наиболее крупными выступлениями на Украине в годы революции 1905-1907 годов были следующие: восстания моряков на Черноморском военном флоте, восстание солдат в Киеве, восстания рабочих в Харькове, Александровске (Запорожье), Донбассе.

Революционные события на Украине были составной частью общероссийской революции. Однако эта революция потерпела поражение. Царизму удалось сохранить свою власть.

Украина в годы Первой мировой войны (1914-1917). 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Это была война между двумя группами империалистических государств за передел колоний и рынков. В одну группу входили: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и другие государства. Вторая группа называлась Антанта. В нее входили: Великобритания, Франция, Россия. Позже к Антанте присоединились Япония, США, Италия и другие государства. Всего в войне участвовали 28 государств с населением около 1,5 миллиардов человек. В армиях воевало 74 миллиона человек. Было создано и применялось новое оружие - танки, авиация, химическое оружие.

Украинские земли входили в состав государств, которые воевали между собой (Россия и Австро-Венгрия). Почти все время война шла на территории Украины. Поэтому за время войны Украина была сильно разрушена. Около 3 миллионов украинцев воевало в российской армии и 250 тысяч - в австрийской армии. Украинцы вынуждены были убивать друг друга за чужие интересы.

Когда началась война, украинские националисты решили поддержать правительство Австро-Венгрии против России. Правительство Австро-Венгрии обещало украинским националистам, что после победы над Россией украинцы смогут создать независимое государство над Днепром. Поэтому в австрийскую армию добровольно пошла воевать западноукраинская молодежь.

В сентябре 1914 года российские войска заняли Галицию и Буковину. Перед уходом из этих мест австрийцы и венгры за симпатии к русским арестовали и убили без суда сотни украинцев, десятки тысяч были отправлены в тюрьмы. А новая российская власть стала жестоко уничтожать украинские организации в Западной Украине, закрыла редакции украинских журналов, запретила украинский язык. Летом 1915 года Западную Украину опять заняла армия Австро-Венгрии. Австро-венгерская военная администрация репрессировала тех, кто сотрудничал с российской оккупационной властью.

Таким образом на протяжении войны западные украинцы постоянно подвергались преследованиям со стороны воюющих сторон.

После раздела Речи Посполитой в 1772 году территория Галичины оказалась под властью Австрийской империи. Территория Буковины отошла к Австрии в 1775 году, Закарпатье попало под её власть ещё в XVII веке.

Галичина была самой большой из украинских земель, находившихся в составе Австрийской монархии. Вместе с польскими землями она была объединена в "Королевство Галиции и Лодомерии" с центром во Львове, (Лодомерия - искаженное латинское название Волыни, происходит от города Владимира-Волынского), поэтому для собственно украинских земель начали употреблять название Восточная Галичина. Население Восточной Галиции на 1846 год составил чуть более 3 млн. человек. Насчитывалось 56 городов и 138 городков. Крупнейшим городом был Львов (население около 70 тысяч человек).

Край значительно уступал в своем экономическом развитии другим частям империи, в частности, на начало 40-х годов XIX в. там существовали лишь 50 предприятий, из которых 34 были во Львове. В начале века вблизи Борислава была сооружена первая в Европе нефтеперерабатывающая установка. На земле доминировало крупное помещичье землевладение - в среднем на одно имение приходилось 440 га земли, в то время как в крестьянских хозяйствах эта цифра составляла 6 га.

Недовольство существующими порядками вызывало массовые выступления крестьян. Широкого размаха получило движение опришков в 1810-1825 гг. под руководством Юра Оженюка, Дмитрия Марусяка и др. Австрийское правительство направило на подавление восстания значительные силы, введено было полевые суды. В 30-е годы волнения вновь охватывают значительные территории. Самым значительным было выступление крестьян на Чорткивщине в 1838 г., поводом для которого стал слух об ограничении барщины.

Буковина была одной из самых отсталых провинций Австрии. Сначала она была объединена с Галичиной, впоследствии выделена в отдельную провинцию - герцогство. Буковине принадлежали этнически украинские территории (т.н. Северная Буковина) и населенные румынами земли. Австрийское правительство считало их за один народ, ведь и те и другие были православными, а паны здесь были преимущественно румынами. В 1851 году ее население (включая Южную Буковину) не превышало 380 тыс. человек. Основу экономики составляло земледелие, в горах крестьяне занимались скотоводством, охотой, сплавом леса. На крестьянах были тяжелые повинности, такие, как строительство путей сообщения, земельный налог, военная служба (продолжалась 14 лет). Крупнейшим городом были Черновцы.

В 1843-1844 гг. в Северной Буковине вспыхнуло восстание, причиной которого стал запрет крестьянам пользоваться лесами. Возглавили восстание Лукьян Кобылица, Иван Галица, Никита Повидаш. Правительство направило против них военные подразделения, которые взяли в плен Л. Кобылицу и еще несколько сот крестьян. Кобылица был избран буковинцами в австрийский рейхстаг. Когда в Австрийской империи вспыхнула революция, он вернулся на Буковину, где создал конный отряд крестьян, который выступил против румынских помещиков. Власти бросили войска против повстанцев. В одной из стычек Лукьян Кобылица был захвачен в плен и казнен.

Закарпатье в это время административно подчинялось Венгрии. Население региона в середине века насчитывало 300 тысяч человек. Промышленность края находилась в зачаточном состоянии. На предприятиях и рудниках было занято 1% от всего населения. Насчитывалось лишь 9 городов и 20 городков (мещан было едва 50 тыс. человек). Крупнейшим городом был Ужгород - 6,8 тыс. человек.
На Закарпатье наибольшей остроты приобрели выступления крестьян в деревнях Заречье в 1820 г. и Туц в 1826 г. Отзвуки восстания в Словакии привели в отдельных селах Береговского округа к выступлениям крестьян, которые отказались сдавать "девятину" и выходить на барщину.

 Общественная и культурная жизнь. Австрийская власть понимала значение церкви в жизни тогдашнего общества и всячески поддерживала ее. Еще в 1774 г. императрица Мария-Тереза провозгласила о своем желании покончить со всем, что могло дать повод униатам считать себя хуже римо-католиков. Своим декретом она даже запретила употребление самого слова "униат" в частных и официальных делах, оно было заменено словом "греко-католик". Были открыты учебные заведения для подготовки греко-католического духовенства в Вене и Львове, а в 1808 году возобновлена галицкая митрополия.

Первый после восстановления митрополии митрополит Антон Ангелович (1808-1814) продемонстрировал свою преданность австрийскому императору, когда в 1809 г., во время захвата Львова польскими войсками, на требование заменить в литургии имя Франца на Наполеона он ответил отказом, за что был заключен в тюрьму. Позже австрийский император наградил его крестом Леопольда.

Много внимания уделял образованию митрополит Михаил Литвицкий (1816-1858). Только за период 40-х - начале 50-х годов во Львовской епархии было открыто 1 тысячу начальных школ. Интересен такой факт: в 1831 г. митрополит отдал распоряжение семинаристам посещать лекции по агрономии. В семинариях был введен украинский язык. Крупным просветительским центром был Перемышль. В 1816 году священник Иван Могильницкий основал в Перемышле «Клерикальное общество» с целью распространения религиозных текстов на украинском языке. И. Могильницкий создал «Грамматику украинского языка», доказал, что украинский язык является равноправным славянским языком, а не диалектом польского или российского.

В начале 1830-х годов центр деятельности, направленной на пробуждение национального сознания западных украинцев, перемещается во Львов. Там с 1833 года по 1837 год действовал культурно-просветительский кружок «Русская троица». Его основателями были студенты Львовского университета Маркиян Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич. Основной своей задачей они считали подъем украинского языка до уровня литературного. Распространение знаний об украинской истории, традициях. Выдавались альманахи "Русалка Днестровская" (1837), "Венок русинам на обжинки" (1846-1847). На их страницах печатались статьи по истории, филологии, народному творчеству. В 1841-1842 гг. в одном из чешских журналов Я. Головацкий напечатал очерк "Путешествие по Галицкой и Венгерской Руси", где осуждал тогдашние порядки, рассказывал о трагическом положении крестьянства.

В 1848 г. началась революция в Австрийской империи. Император был вынужден пойти на определенные уступки: было провозглашено Конституцию, предусматривающую предоставление гражданам свободы слова, печати, собраний, созыва парламента (рейхстага); было отменено барщину, в частности в Галичине и Закарпатье. Революционные события активизировали национальное жизни народов, которые находились в составе Австрийской империи. 2 мая 1848 г. во Львове был создан украинский представительный орган - Главная Русская Рада (её возглавил Г. Яхимович), разработан проект национально-территориальной автономии Восточной Галиции, восстановлено украинскую символику (сине-желтый флаг), создано собственную гвардию.

15 мая 1848 г. было основано газету "Заря Галицкая". В октябре 1848 г. во Львове проведен съезд деятелей науки, где была разработана программа организации украинской науки и образования, начато строительство во Львове Народного дома (библиотеки и музея).

Украинцы принимали участие в Славянском конгрессе в Праге (июнь 1848 г.), где было принято решение о равноправии украинского и польского языков в Галичине, уравнивании в правах всех национальностей и вероисповеданий. Украинцы принимали участие в работе австрийского парламента (39 депутатов из Галичины, 5 - из Буковины), где рассматривался вопрос о разделении Галичины: на Западную (польскую) и Восточную (украинскую).

В 1849 г. активизировались крестьянские выступления на Буковине, потому что на эту территорию закон об отмене барщины не распространился.

Впоследствии австрийская власть вообще пытается нивелировать достижения революции. Это приводит к вооруженному восстанию во Львове 1 ноября 1848 г., которое было подавлено правительственными войсками. В условиях наступления реакции деятельность Главной Русской Рады в 1851 г. было запрещено, а начатые ею преобразования свернуто. Достижения украинского национального движения 1848-1849 гг. стали основой в борьбе за национальное и социальное освобождение во второй половине XIX ст.

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал