17 век быт людей в европе. Народы Европы: культура и традиции

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В раннем средневековье парная семья – родители с детьми – как самостоятельная обычно не воспринималась и включалась в более широкий круг родственников и всех, живших под одной крышей, в том числе и слуг.

С IХ в. для благословения новобрачных начинают привлекаться священники. В ХI в., не без церковного влияния, в качестве основной ячейки начинает восприниматься малая парная семья. С этого времени влияние церкви на семью усиливается, венчание в храме превращается в основной обряд ее создания, хотя обязательным оно стало только в ХIII в. Но и позднее сохранялось не освященное церковью сожительство, особенно в крестьянской среде, хотя дети от таких связей часто считались незаконнорожденными.

Чувства не были основой семьи, а ее дополнением. Суть брака церковь видела только в продолжении рода человеческого. Страсть осуждалась, ибо уводила от любви к Богу. Поэтому пылкое отношение мужа к своей жене квалифицировалось как грех, вид разврата.

В брак вступали рано. Согласно церковным правилам, жених должен был достигать 14 лет, невеста - 12. Выбор супругов, особенно таких малолетних, осуществляли родители исходя из экономических или престижных соображений.

Женщина в семье, как и в обществе, занимала приниженное положение, что во многом опиралось на церковное представление о ней как приманке сатаны, орудии соблазна и грехопадения, пришедшее из монастырей. Как самостоятельные личности женщины в средние века не воспринимались, в том числе и большинством их самих. Участие женщин в общественной жизни допускалось только через монашество. Аристократки в качестве настоятельниц могли добывать и реализовывать права на власть. Показательно, что адюльтер жены почти всегда считался поводом к разводу, а измена мужа – нет.

С другой стороны, развитие городской экономики позволило, в ряде случаев, повысить статус женщин. Постепенно в городах складывается набор женских профессий и занятий: ткачество, прядение, выпечка хлеба, пивоварение, управление трактирами. Однако дискуссия о грамоте для женщин продолжалась до конца средневековья (дома читать должны были мужчины).

Развитие семьи в средние века получило своеобразное отражение в изменениях оформления погребений . С V-VI вв. семья и дети исчезают с надгробий, как, впрочем, и сами надгмогильные изображения. Вновь надгробия появляются в ХI-ХII вв., но муж и жена захораниваются раздельно, дети вообще не изображаются. Совместные захоронения супругов отмечены с ХIV в. Тогда же появляются изображения детей, но без указания возраста и слов скорби. В ХVI в. появляются надписи о горе родителей, а изображения конкретного ребенка – лишь в ХVII в.

В условиях, когда чуть ли не большинство детей умирало в младенчестве, а почти половина женщин – при родах, когда эпидемии уничтожали всех подряд, когда редкая рана заживала и когда не зарубцовывался почти не один шрам, когда и сама жизнь, и церковь приучали постоянно думать о смерти, мысли о ней были будничными, привычными. До ХIII в. вообще считалось, что до второго пришествия Христа и Страшного Суда люди не умирают, а впадают в сон. Лишь с усложнением жизни, прежде всего, в городах, уже с ХII в. появляется страх перед смертью. А с ХIII в. представление о сне до Страшного Суда сменяется понятием Чистилища, в котором после смерти определяется, где пребывать душе, в раю или аду.

О развитии семьи свидетельствует история имен . Христианство ограничило выбор имен святцами (церковным календарем с именами святых, которые почитались церковью в тот или иной день). Имен в итоге стало меньше. Причем быстрее к этой традиции приобщалась знать, что выделяло ее среди остального населения. Но быстро появилось много одинаковых имен, что привело к возникновению фамилий, которые в Западной Европе произошли в ХII в. от прозвищ.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ. В средневековой Европе применялся солнечный календарь, возникший у древних земледельческих народов из потребности определять по солнцу начало полевых работ. В средние века европейцы использовали юлианский календарь . Но он был не совсем точным. Принятая в нем продолжительность среднего солнечного года превосходила истинную настолько, что за 128 лет накапливалась ошибка в 1 день. В результате сроки действительного весеннего равноденствия перестали совпадать с календарными. Это имело принципиальное значение для Пасхальных расчетов. Ошибку обнаружили в средние века, но лишь в ХVI в., когда ошибка составила уже 10 дней, при папе Григории ХIII создали комиссию по реформе календаря. В итоге появился новый, григорианский календарь , в котором ошибка в 1 день набегает за 3280 лет. Декретом папы вслед за 6 октября 1582 г. должно было следовать 15 октября. Но переход на новый календарь из-за рассмотренной консервативности людей затянулся даже в Западной Европе и на ХVII в.

На средние века приходится установление еще одного временнóго признака – христианской эры . Она была введена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, высчитавшим дату рождения Христа (753 г. от основания Рима). В документах понятие "христианская эра" стало употребляться с VII в. Но лишь с ХV в. все папские документы получили дату от Рождества Христова, а всеобщим это летосчисление стало только в ХVIII в.

Семидневная неделя в средние века была заимствована также от древних, от римлян, в средневековую Европу пришли и названия дней недели. Первое время христиане, как и иудеи, праздновали субботу как день, посвященный Богу. Но во II в. день отдыха был перенесен на день Солнца, а император Константин узаконил этот праздник. Каролинги сделали эту традицию обязательной по всей империи, объявив воскресенье днем отдыха и молитв.

Средневековый человек вообще был почти безразличен ко времени, что вызывалось общей рутиной жизни, ее однообразием, связью человека с природным ритмом. Время не ощущалось, его не берегли, хотя жили не долго, в среднем, до 30-35 лет. Считалось, что время – собственность Бога, человек над временем не властен.

Однако, при неторопливости, медлительности общества в целом, при медленном течении жизни, зависимой от природных циклов, люди быстро взрослели и быстро реализовывали свои способности: малая продолжительность жизни как бы спрессовывала время и к 25-30 годам люди много успевали. Особенно это относится к верхам общества: молодые короли, герцоги, епископы и т.д. Старость начиналась с современного зрелого возраста. Средневековым же миром правили молодые. Но церковное представление – все смертны – вело к недостатку жажды жизни.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ. Оно было таким же неторопливым, как и течение времени. За сутки обычно покрывали лишь несколько десятков километров. Столь неторопливо путешествовали не только из-за того, что не знали цену времени. В основном передвигались пешком, ибо на лошади было дорого. Часто аристократов, едущих верхом, сопровождали пешие слуги, т.е. преимущества в скорости у всадника не было. Но путешествие на лошади было комфортнее и отражало определенное социальное положение путника. Т.е. средняя скорость передвижения в средние века определялась скоростью пешехода и редко превышала 30 км.

В очень плохом состоянии были дороги. Прежде всего, они были узкими, более напоминая тропы. Зимой и в дожди они становились непроезжими. Лучше были дороги во Франции, благодаря введению королями и монастырями дорожной повинности. Мостов было мало, и отличались они непрочностью. Каменные мосты начали строить в ХIII в. Более удобными для передвижения были реки – "божьи дороги", как их тогда называли.

Вообще, средневековые дороги нельзя рассматривать с современной точки зрения. У них тогда были иные функции, ибо большинство людей передвигались пешком или верхом, что не требовало больших затрат на их твердое покрытие. Удобство при ходьбе и хороший обзор – вот все, что от них требовалось.

Мешала передвижению обстановка феодального произвола: таможенные пошлины, обязательные маршруты для купцов, которые определяли феодалы в своих владениях (путь нередко специально удлиняли для взимания дополнительных пошлин), плата за обязательный конвой, который должны были предоставлять феодалы. Хотя чаще они брали деньги за охрану и выдавали соответствующую грамоту. Но было бы неверно делать вывод о том, что дороги были почти всегда пустынными. Ездили много. Отсутствие надежной связи требовало личных контактов: буквально не слезали с седла многие короли. Часты были переезды феодалов из поместья в поместье: и для контроля, и для проедания запасов – легче было приезжать самими, чем перевозить продукты. Ездили купцы-коробейники из-за недостатка покупателей.

СВЯЗЬ. Описанное состояние путей сообщений приводило к тому, что на доставку писем уходили месяцы. Препятствием в развитии почтовой связи была и всеобщая неграмотность.

В ХII в. переписка становится более интенсивной, причем писали, в основном, любовные и религиозные письма. С ХIII в. распространилась и деловая переписка. Но надо заметить, что даже образованные люди чаще диктовали свои письма, ибо письмо было сложным и трудоемким делом. Почтовая служба была учреждена лишь в 1490 г. императором Фридрихом III Габсбургом.

ГИГИЕНА средневекового населения находилась на весьма низком уровне. Почти невозможно было стирать из-за отсутствия мыла, позднее – из-за его дороговизны. Большинство европейских народов не знали полотенец, носовых платков; до ХIII-ХIV вв. отсутствовало и нижнее белье. Посуда была общая, пили из общих кубков, пищу брали руками доставая ее из общего горшка.

Во многих городах по улицам бродили свиньи, валялись дохлые кошки, собаки. Даже в позднем средневековье почти не было водопроводов – вода часто была непригодной для питья. Там же, где все же были резервуары для воды, также часто плавали трупы кошек и крыс. Нечистоты из выгребных ям нередко попадали в соседние колодцы. Кладбища обычно находились около церквей, а так как церкви располагались, как правило, в центрах поселений, продукты разложения отравляли воздух и, особенно, землю с грунтовыми водами. Помои обычно выливали на улицу. Даже в ХVIII в. во Франции ночные горшки выливали за окна.

Но постепенно, особенно с развитием городов, начали приниматься меры по улучшению санитарного состояния. С ХII в. в Италии издаются эдикты о благоустройстве городов, и вводится контроль за продаваемыми продуктами. Тогда же в Англии и Германии появляются государственные врачи, базарные смотрители. Но возрождение гигиены (до античного уровня) началось в ХVI-ХVII вв., когда появились эпидемиологи.

ПИТАНИЕ тоже влияло на состояние здоровья. Средневековая пища была однообразной, лишь знать и богатые горожане могли разнообразить свое меню. Остальные испытывали, прежде всего, недостаток белков (мясо ели редко, обычно по праздникам). Почти не было сахара. Тростниковый сахар от арабов узнали с Х в. в Италии, но из-за дороговизны его использовали лишь аристократы, а остальные – как лекарство. Основной сладостью был мед. Мало использовали и растительное масло, распространенное только в Средиземноморье.

Недостаточную питательность компенсировали количеством. Особенно много ели хлеба. Овощей потребляли мало, что вело к нехватке витаминов. Употребление овощей и мяса увеличилось с ХIV в., что, кстати, вызвало рост спроса на соль, необходимую для хранения мяса и рыбы. Соль становится одним из основных продуктов торговли, в том числе и международной. С ХIV в. также вместо топленного свиного сала распространилось сливочное масло, что способствовало развитию молочного животноводства в странах побережья Северного моря. Тогда же стали разводить пресноводную рыбу в прудах, что обеспечивалось устойчивым спросом на скоромную рыбу по пятницам и в период поста. К этому времени христиане уже научились как-то сочетать верность вере и уже сложившиеся привычки к удобствам и комфорту.

Но пище не хватало остроты: недостаток пряностей заменяли соусами из чеснока и лука, уксусом и горчицей. Мясо обычно подавали в виде тушенки с приправами из кореньев, бобов, трав. Для лучшего усвоения обильную жирную пищу запивали большим количеством воды. Пили много, по полтора литра вина или пива на человека в день.

Вилок не было в ХIV в. они еще считали разнузданной роскошью. Ложками тоже пользовались мало. Наиболее популярными были ножи и собственные пальцы. Руки даже в знатных домах обычно вытирали о скатерть.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ в средневековую эпоху была развита слабо. Не только в сельской местности, но и во многих городах не было врачей. Редкие больницы, в которых нередко лежало по несколько больных на одной койке, обслуживались монахами и монахинями, не имевшими специальной медицинской подготовки.

Но все же медицина развивалась. С конца ХII в. появились частные больницы. Тогда же в городах стали основывать и больницы для "своих" бедных (то есть только для законных жителей данного города). С ХIV в. отмечены коммунальные больницы, но только для бюргеров, плативших специальный взнос. Иногда такие больницы владели землями и деревнями.

Научные исследования были развиты слабо. Латеранский собор 1139 г. запретил монастырским врачам делать операции, а в 1163 г. появился церковный рескрипт о запрете преподавания хирургии из-за ее вмешательства в Божьи тайны. Эти запреты способствовали появлению светских врачей.

В деле организации гражданской медицины много сделал император Фридрих II Штауфен Он поддержал Салернскую школу врачей (в Сицилии), дал ей Конституцию (Устав), согласно которой медицинское образование состояло из предварительного трехлетнего обучения общим наукам, затем пятилетнего изучения медицины по Гиппократу, и Галену и года работы под руководством опытного врача. В особом списке в Салерно регистрировались аптеки; частным лицам запрещалось изготавливать лекарства, любовные напитки и яды.

ДОСУГ, ЗРЕЛИЩА. Основным видом средневековых развлечений в Западной Европе были танцы , распространенные во всех слоях общества и связанные со светской инструментальной музыкой. С неистовыми, зажигательными плясками танцовщиц резко контрастировали танцы в высших слоях общества. Хотя в них, в основном, были те же элементы, но исполнялись они сдержаннее, в соответствии с этикетом. Отношение к танцам в обществе было различным. Моралисты не отличали танцовщиц от любострастных куртизанок: женщина, пустившаяся в пляс – заведомая бесстыдница. Сохранились многочисленные изображения, на которых танцующие женщины символизировали различные пороки и даже сопровождали грешников в ад. Непокрытые распущенные волосы и искусные прически клирики сравнивали с языками адского пламени и считали одним из средств дьявольского соблазна.

Но не только танцами славились жонглеры. Артисты были исполнителями, а часто и авторами всевозможных пародий: и на разные стороны тогдашней жизни, и на людей, как по их социальным группам (дворяне, клирики и т.д.), так и персонально. К тому же в условиях средневековой корпоративности бродячий образ жизни вызывал подозрение сам по себе. Тем более, что такое положение артистов исключало повседневный контроль за ними, что тоже противоречило тогдашним нормам жизни.

Среди развлечений видное место занимали игры . В ХIII в. в Париже и Новгороде была известна игра, похожая на хоккей – шар гоняли подобием клюшки. С того же времени известны санки с полозьями из лошадинных челюстей. Из них же – коньки, у которых с ХIII в. появились и металлические полозья. С ХIII/ХIV в. во Франции начали играть в кегли. Тогда появилась и игра в волан – с помощью дощечек перебрасывали шар с перьями. С ХIV в. в английской деревне появился футбол. С древности распространилась игра в кости. Ее популярность – в зависимости от случая, что вполне соответствовало средневековому миропониманию. Более изысканными стали появившиеся в ХV в. карты, в которых сохранился тот же принцип игры случая. Распространившиеся в ХI-ХIII вв. шахматы были игрой благородных.

Вообще-то, в средние века был дефицит развлечений. Низкий уровень образованности требовал развлечений простых, прежде всего – зрелищ , жажда которых – одна из важнейших потребностей средневекового человека. Жажда зрелищ делала популярными и публичные казни. Но интерес, порой нездоровый, к казням вызывался и общей грубостью нравов, меньшей, чем теперь, чувствительностью, что определялось более суровым бытом: холодом в жилищах, темными из-за слабого освещения ночами, повсеместной охотой не только забавы ради или добычи пищи, но и для защиты от хищников.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. В раннем средневековье основным был труд земледельца. Но и он считался низким, занятием зависимых людей, сервов. Большинство ремесел в раннее средневековье считались "низкими". Вообще, докапиталистическим обществам было чуждо стремление к ежедневному труду, разве что для добычи хлеба насущного. Но не для накопления состояния. Для этого привычны были иные пути: придворная или военная служба, наследство, ростовщичество, алхимия. Поэтому купцов не любили: крестьяне не доверяли, знать завидовала.

Перелом в отношении к труду начался на грани Х/ХI вв., что было связано с подъемом городов и развитием самостоятельного ремесла. С появлением новых профессий постепенно сокращается число неугодных занятий – учитывалась их польза. Постепенно повышался престиж труда. И если раньше церковь рассматривала труд как покаяние за прегрешения, теперь складывается церковная концепция труда как средства самообеспечения и активного спасения души. Особенность городской ментальности – стало нестыдно богатеть. Богатый горожанин (мастер, купец) уже не принижен, как раньше. Он "делает себя сам", это способствовал преодолению в Европе традиционализма и архаики.

РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. В Х-ХI вв. возрастает влияние монастырей на общество, но усилился и процесс обмирщения духовенства, ибо высший клир рекрутировался из феодальной среды, низший – из крестьян. С Х в. в Западной Европе распространилось трехчленное деление общества на "тех, кто молится, тех, кто воюет и тех, кто трудится". Духовенство в этой системе оказалось на первом месте.

Еще и в ХIII в. из-за неспособности к абстрактному мышлению, порожденной малограмотностью, миряне более усваивали эмоциональную сторону христианства. Религия оставалась для них на уровне ритуалов и жестов, видений и веры в чудеса. Восприятию теологических основ христианства мешала латынь. Церковь стремилась поддерживать и укреплять религиозность масс, большое внимание уделяла покаянию, которому регулярно должны были подвергаться все верующие. Для оценки их служили особые покаянные книги. В них были собраны типичные грехи и давались рекомендации священникам о наказаниях, которые надо было налагать за те или иные прегрешения.

ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ. В средние века слово закон употреблялось редко, чаще – право , права , правосудие . Часты были в юридических документах ссылки на обычай . Особенно ценились древние обычаи. Среди форм доказательств в раннем средневековье были распространены ордалии – судебные испытания, в ходе которых обвиняемый должен был доказывать свою невиновность в ходе ритуала – "Божьего суда", сохранявшегося до ХIII в.

С заменой судебных испытаний практикой дознания распространились пытки . С ХIII в. считалось, что у преступника слабая душа. Она не справится с телом. Поэтому надо мучить тело, чтобы выбить правду.

Среди наказаний – денежные штрафы (даже за убийства), позорные и телесные наказания, содержание в тюрьме на хлебе и воде (при отсутствии у осужденного денег). К распространенным наказаниям относилась и смертная казнь . Проводилась казнь по строгому ритуалу, который демонстрировал торжество закона. В ХIV-ХV вв. постепенно стала создаваться система уголовного сыска , что означало переход пресечения преступления от населения к государству.

С ХII в. распространяются идеи естественного права, источник которого – природа (наряду с Богом). Так начался отрыв правового сознания и от религии. В западноевропейское общество проникает представление о равенстве всех перед законом и естественным правом, которое может противостоять и собственному, личному праву: появляется осознание, чтобы другие признали твое право – нужен договор. К ХIV в. уже признается, что каждый должен иметь свое право , которое общепризнано. Отсюда, в сочетании с религиозными представлениями о нравственности, рождаются представления об общем порядке.

В ХIV в. происходит и полное возвращение к римскому праву. Понятие естественного права размежевало его с моралью, ибо в человеческой природе есть и пороки, большинство людей недостаточно добродетельны. Из-за испорченности они не могут жить по Божьему праву. Нравственная жизнь требует от них усилий. Поэтому для людей нужны гражданские (а не Божьи) законы. Отсюда и повышение в ХIV-ХV вв. роли судопроизводства и юристов.

С ХIV в. распространяется идея суверенности королевской власти – право издавать законы. Оскорбление короля считается государственным преступлением. Но это усилило зависимость подданных от королей. Для общественной пользы короли получают и права конфискации. То есть короли превращаются в носителей общего права. Новая монархическая доктрина ограничивала и частное право. Но идея народного суверенитета, хотя и ослабла, не умерла, сохранившись в городском самоуправлении. Возродилась и победила она в ходе буржуазных революций.

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Сразу оговоримся: под европейскими странами будут подразумеваться страны Западной Европы, такие как Германия, Франция, Швейцария, Великобритания, Италия, Нидерланды и т.д. Почему именно Западная Европа будет предметом нашего обсуждения? Наверное, потому, что именно Западная Европа в полной мере сохранила европейский дух и европейские традиции, европейский жизненный уклад и европейские ценности в историческом их значении. А значит, именно западноевропейские страны живут типичной европейской жизнью. О них и пойдет речь.

Жизнь среднего европейца сыта и размерена. Более всего европейский средний класс не любит перемен, причем, как в худшую, так и в лучшую сторону. Можно сколь угодно долго объяснять среднему жителю Лондона о преимуществах смесителя в ванной, но после ремонта он все-таки установит два отдельных крана для холодной и горячей воды. Потому что так заведено. Потому что такие же краны установлены у всех родственников и знакомых. Потому что они так с детства привыкли.

Менять привычки – не в характере европейцев. Поэтому они стараются жить так, как жили их предки. Разумеется, с поправкой на современные реалии.

В большинстве европейских стран с пренебрежением относятся к американской манере готовить из полуфабрикатов. Если уж европейская хозяйка и готовит обед, то предпочитает свежие продукты с рынка. А рынки есть в каждом европейском городе, практически в каждом районе. Торгуют на таких городских рынках преимущественно фермеры, а товары по большей части очень чистые и очень свежие. Стоимость таких продуктов порой выше, чем в супермаркетах, но рынки все равно процветают и не ощущают недостатка в покупателях.

Европейцы вообще любят хорошо покушать. Французы, испанцы и итальянцы – убежденные гурманы. Соответственно, Франция, Италия и Испания – признанные центры мировой гастрономии и виноделия.

Фастфуд не в чести у европейцев среднего и старшего возраста. Воспитанные на старых традициях, пожилые европейцы стараются употреблять домашнюю пищу или обедать в небольших семейных ресторанчиках. Молодежь же игнорирует старые традиции и с удовольствием уплетает хотдоги и бигмаки в многочисленных макдональдсах и бургер-кингах, которых великое множество в любом европейском городе.

Одеваться средний европеец предпочитает все-таки в средних универмагах, нежели в бутиках, где продается одежда от кутюр. Но и китайские магазинчики с супердешевыми вещами средний класс, как правило, игнорирует. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» - это лейтмотив европейского стиля одежды. Добротные, качественные вещи предпочтительнее, чем очень дорогие, пафосные, или очень дешевые, но сомнительного качества.

Средняя Европа не любит шумного веселья. Немцы предпочитают проводить вечера дома, швейцарцы, бельгийцы, ирландцы или и голландцы могут позволить себе кружку пива в ближайшем пабе. Что до жителей южной Европы, эти считают поход в трактир или таверну совершенно нормальным делом, ходят туда часто и порой без всякого повода.

Медицина в среднем по Европе достаточно передовая. Существуют различные системы страховок, покрывающие конкретные виды лечения или вообще всё. Глобальные страховки достаточно дороги и часто не выгодны, поэтому не пользуются широкой популярностью.

В некоторых странах государство оплачивает медицинскую страховку социально слабым слоям населения или тем, кто вынужденно находится без работы и получает пособие.

Одно из самых дорогих направлений европейской медицины – стоматология. На протезирование и лечение зубов европейцы тратят ежегодно полтора военных бюджета Германии (утрированно, но недалеко от истины). Поэтому некоторые в целях экономии едут лечить зубы в Восточную Европу – в Румынию, Чехию, на Украину и даже в Молдову.

Доходы

Средний европейский класс – это собственный дом или хорошая квартира в фешенебельном районе, наличие автомобиля довольно престижной марки не старше двух-трех лет, в зависимости от страны это может быть, например, Тойота Кэмри, Ситроен С5 или Фольксванен Пассат. Люди победнее покупают дешевые малолитражки, а часто используют в личных целях рабочие пикапы или даже грузовики. Большинство работодателей сквозь пальцы смотрит на такие вещи, а некоторые просто удерживают из зарплаты работника деньги за сожженный в личных поездках бензин.

Обязательный атрибут среднего класса в Европе – наличие пенсионных накоплений, акций, облигаций. Европейцы тщательно планируют собственную старость, не надеясь на помощь детей и внуков. И, как правило, средний европейский класс, выходя на пенсию, может позволить себе значительно больше, чем люди работающие, но не достигшие еще пенсионного возраста. Европейские пенсионеры много путешествуют, и вообще ведут праздный, спокойный образ жизни. Накопительные программы, которые велись всю сознательную жизнь, дают возможность жить, что называется, на широкую ногу. Кроме того, европейские законы предполагают значительные льготы и преимущества для граждан преклонного возраста, которыми те очень активно пользуются. Вход во многие европейские музеи для пенсионеров бесплатен, а проезд на транспорте очень дешев.

Бедные и богатые как правило не имеют пенсионных накоплений. Первые потому, что не могут себе этого позволить, вторые же зарабатывают огромные деньги процентами по внушительным вкладам в банках.

Однако европейцы, не достигшие пенсионного возраста, работают достаточно много и напряженно. В Европе принято работать на результат, а не на перспективу. Поэтому на работу берут прежде всего людей инициативных и думающих, готовых работать под давлением, посвящать работе внеурочные часы, стремящихся сэкономить деньги фирмы или увеличить ее прибыль. Да и растущая конкуренция среди сотрудников заставляет проявлять инициативу и отдавать себя работе без остатка.

Престижными считаются профессии инженера, финансиста, юриста и врача. Представители этих специальностей зарабатывают хорошие деньги, а имеющие частную практику часто являются миллионерами.

Однако и простые рабочие в Европе чувствуют себя весьма неплохо. Средняя европейская зарплата квалифицированного производственного рабочего 2000-3000 евро дает возможность жить, что называется, достойно – иметь накопительные пенсионные программы, оплачивать медицинские страховки и не особенно экономить на еде, хорошо одеваться и ежегодно выезжать к морю или в горы.

Представители социально слабых слоев в европейском обществе – предмет приложения усилий различных общественных организаций и государственных структур. Различные курсы и семинары проводятся для тех, кто потерял работу и отчасти потерял веру в себя. Для бездомных открываются сотни и тысячи различных приютов, центров реабилитации и консультаций, где несчастные могут получить горячую еду, ночлег и помощь неравнодушных людей. Конечно, полностью проблему бездомных это не решает, однако значительно сокращает их число.

Европа – сосредоточение богатейших дворянских фамилий. Потомки герцогов и маркизов, графов и виконтов и сегодня владеют огромными состояниями и значительными земельными угодьями. В основном европейские дворяне ведут отнюдь не праздный образ жизни. Они учатся, работают, активно участвуют в общественной жизни. Многие имеют собственные производства: в таких странах, как Франция, Италия и Испания многие дворянские фамилии владеют собственными винодельческими предприятиями, а также имеют заводы по производству мяса и сыра. Некоторые ограничиваются туристическим бизнесом – просто пускают группы туристов в фамильные замки.

Европейцы, обладающие состояниями, стараются вести скромный образ жизни. Выставлять на показ свое богатство в Европе сегодня не принято. Поэтому европейцев так удивляет одиозное поведение российских олигархов, прожигающих сотни тысяч евро в день на модных горнолыжных курортах. Они не понимают, как можно так бездарно тратить состояние, нажитое праведным путем. Впрочем, не будем ударяться в риторику.

Расходы

Европейцы как правило щепетильны в тратах и расходах. Особенно тщательным планированием семейного бюджета отличаются жители Германии. Впрочем, в затылок немцам дышат французы: во Франции не принято встречать гостей пышным застольем, вино и легкое угощения гость должен принести с собой.

Крупные покупки в Европе принято приобретать в кредит, даже если семья располагает нужной суммой наличных. Европейцы стараются найти беспроцентный вариант, или кредит с наименьшими процентами. Тогда вложенные в банк личные средства, которые не потрачены на данную покупку, будут приносить проценты по вкладу, и покроют расходы на обслуживание кредита.

Экономить на питании европейцы, в принципе, не любят. Покупается всегда все самое качественное и свежее. Однако излишества не очень приняты – хозяйка всегда покупает и готовит столько, сколько съест семья, и ни граммом больше. В любом европейском супермаркете принято фасовать мясо и по 100, и по 50 граммов с тем, чтобы можно было купить столько, сколько нужно на ужин одному человеку. Также можно купить одно яблоко или 1/8 часть небольшого арбуза. Собственно, это не является некоей особой экономией, а всего лишь принцип разумной достаточности – ведь в магазинах всегда есть свежие продукты, и запасаться впрок нет никакой практической необходимости.

В каждом районе среднего европейского города есть свои булочная и мясная лавка, овощной и бакалейный магазины, минимаркет, пиццерия, табачный магазин. Часто владельцы таких лавок знают своих клиентов не один десяток лет, поэтому обслуживают в кредит, просто записывая покупки в специальную тетрадь. Раз в месяц, обычно в день зарплаты, покупатели приносят в магазин сумму, которую должны, и открывают новый кредит. Достаточно прожить в районе пару месяцев, чтобы получить возможность покупать товары под запись. Но в случае несвоевременного погашения такого кредита никто и никогда более вам его не предоставит.

Бедные европейцы, конечно же, живут значительно скромнее. Продукты закупаются в тех же супермаркетах, но бедные предпочитают еду дешевую и калорийную. Поэтому среди бедных слоев европейцев так много тучных людей. Покупать одежду беднейшие жители ЕС предпочитают в китайских и арабских магазинах. Соответственно, бедняка на улице можно отличить по одутловатости и мешковатой дешевой одежде.

Зажиточные жители Европы, элита, тратят деньги по-разному. Несмотря на то, что позволить себе они могут почти все, что угодно, счет деньгам все-таки ведется. Если в отеле очень богатому европейцу предложат два номера на выбор – за 800 евро и более скромные апартаменты за 600, можете не сомневаться, что он сделает выбор в пользу низкой цены.

Отдых и развлечения

Средний европеец скорее расчетлив, чем скуп. Поэтому летний семейный отдых популярен, но люди среднего и низкого достатка предпочитают менее дорогие курорты Турции и Болгарии, чем престижные, но не дешевые Канары или Лазурный берег Франции. Часто едут в кемпинги, в пансионаты или частные небольшие гостиницы, с детьми и домашними животными. В период летних отпусков европейские города стремительно пустеют, а многие частные офисы закрываются на несколько недель.

Выходные европейцы предпочитают проводить дома или на природе, если позволяет время года и погодные условия. Обычно выезжают недалеко загород или, при наличии условий, отдыхают в пределах городской черты – например, многие парижане предпочитают загорать на оборудованных пляжах на берегах Сены, а лондонцы проводят воскресенье в шезлонгах на Темзе.

Излюбленный активный отдых европейцев – рыбалка и спорт. Горные велосипеды и спиннинги – самый востребованный товар в европейских спортивных магазинах.

В большинстве случаев европейские рыболовы-любители возвращаются домой без трофеев: пойманную рыбу принято отпускать обратно в водоем.

Семья и дети

Семейные традиции и ценности – предмет особой гордости большинства европейцев. Старушка Европа так и осталась патриархальной, хотя и считается оплотом западного образа жизни. Удивительно, но в европейских семьях непостижимым образом мирно уживаются современные взгляды на жизнь и признаки католического пуританства. Молодежь с возрастом из бунтарей превращается в приверженцев тихой сытой жизни.

Европейская семья, как правило, не многодетна. Двое детей – норма, четверо – исключение. Дети воспитываются в спокойной терпимости, без излишних строгостей. Впрочем, особых вольностей средняя европейская семья также детям не позволяет.

Цель родителей – дать детям максимально качественное образование, поэтому учебе уделяется особое внимание, и денег на дополнительные занятия, учебники и компьютеры европейцы не жалеют. Родители прекрасно понимают, что чем лучше будут образованы их чада, тем легче придется им в жизни.

Криминал

Конечно же, в Европе, как и везде в мире, криминал присутствует. Хотя типичный европеец – человек честный и скромный, разного рода жуликов, аферистов и грабителей в странах ЕС немало.

Организованная преступность представлена в основном этническими группировками. Самые крупные из них – албанцы, русские, югославы, румыны, цыгане, арабы, пакистанцы. Знаменитая Коза Ностра, итальянская мафия, тоже никуда не делась. Но крестные отцы нынче ведут крупные дела, занимаясь больше бизнесом, чем рэкетом.

Во многих европейских городах процветают уличные воришки. Вырвать сумочку или камеру у зазевавшегося туриста, отобрать деньги у пьяного, порезать карман в переполненном транспорте – все это есть, было и будет в Европе.

Однако в каждом городе существуют районы более спокойные, менее спокойные, и совсем уж плохие районы, которые без острой нужды лучше обходить стороной. В основном в таких неблагополучных районах компактно проживают выходцы из стран Северной Африки, и Азии, Албании.

Недвижимость

В среднем по ЕС трехкомнатная квартира стоит около 200 тысяч евро. Однако, данные эти очень усреднены. Купить нормальную квартиру в Париже, Мадриде или Риме за такие деньги, скорее всего, не удастся. Однако за вдвое меньшую сумму можно приобрести приличные апартаменты в тихом, не очень престижном, но и не совсем забитом пригороде, в двух или трех часах езды от центра города. Многие европейские пенсионеры перебираются в пригороды, как только отпадает необходимость ходить на работу, а разницу в цене используют для увеличения пенсионных накоплений.

Купить дом в европейской деревне не так просто. Во-первых, сельские жители очень неохотно продают дома. В во-вторых, во многих поселениях существует негласный запрет на продажу недвижимости посторонним. Решив купить домик в таком поселении, следует быть готовым к знакомству с представителями местной общины, длительному ожиданию, колебаниям.

В большинстве случаев деревенское жилье в Европе отличается от городской квартиры более, чем, скажем, в США. В Штатах владельцы частных домов обычно не склонны к ведению приусадебного хозяйства, чего о европейцах не скажешь. Владея даже крошечным земельным наделом, европейская старушка тотчас же посеет овощи, зеленый лук, фасоль, будет тщательно ухаживать за огородом, собирать урожай.

В общем и целом, европейская недвижимость – разная. Как и люди, населяющие Европу. Цена недвижимости напрямую зависит от страны, города и района, где расположен дом или квартира – чем престижнее место и чем больше в радиусе часа езды работы, тем выше цена.

В общем и целом, Европа стабильна и зажиточна, спокойна и выдержана. Неплохое место для жизни, особенно если вы – приверженец тихого, безопасного существования и семейных ценностей. Здесь есть все условия и для учебы, и для работы, и здесь многие находят то, чего нет в стране происхождения – стабильность и сытую жизнь. Добиваются успеха, разумеется, не все. Но процент людей, ставших европейцами, достаточно высок.

Также рекомендуется к прочтению:
замуж за немца --|-- замуж за итальянца --|-- замуж за шведа

Планировка городов была хаотичной. Наиболее типична была улица шириной 7-8 м, небольшие улицы были шириной не более 2-м. Причина – дороговизна городской земли, зажатой между городскими стенами. Уличное движение состояло из 3-х элементов: пешеходов, животных и повозок. Серьёзной проблемой было поддержание чистоты улиц. Мусор и нечистоты обычно сбрасывались в реки или близлежащие рвы. В качестве отопительного устройства у рчдовых горожан применялся открытый очаг с глиняным полом. Он использовался также для освещения и приготовления пищи. Печи появились в XV в. Система отопления была весьма пожароопасной, поэтому складывались особые нормы, требовавшие не загромождать улицы. Относились они, прежде всего к лавочникам и купцам. Запрещалось так же выводить печные и каминные трубы в закрытые проходы и на многолюдные улицы. Уделялось внимание проблемам безопасности. Многие улицы перегораживались цепями. Во многих городах предписывалось не выходить из дома без фонаря после 3-го звона вечернего колокола. Жилища были закрытыми. Цель средневекового дома – обособиться от соседей, отсюда – глухая стена или забор, ибо быть увиденным означало потерять свободу. Планировка и застройка городов зависела от рода деятельности различных групп населения. Купеческие кварталы располагались у ворот и мостов. На окраинах размещались кожевенные мастерские по санитарным соображениям; котельщики из-за производимого шума; кузнецы из-за опсаности пожаров. . Туалеты были далеко не в каждом доме. Мылись редко, обычно в лоханях дома. Бани появились с XIII в. Питались нерегулярно, обычно 2 раза в день.

29 Быт европейских крестьян

Большинство исследователей сходятся на том, что крестьянская жизнь в средние века была балансированием на грани голодной смерти. Жилища, пища, одежда, утварь были простыми, созданными своими руками, покупали мало. Преобладающей формой крестьянского поселения оставалась деревня. Территория деревни обычно обносилась изгородями, прежде всего для охраны скота о хищников. В пище крестьян преобладали овощи, дикие фрукты и коренья, вареное зерно, рыба. Одежда мужчин состояла из длинных штанов, нижней рубахи – комизы и верхней рубахи с коротким рукавом. Женская одежда состояла из длинных широких юбок и широких рубах с длинными рукавами. Зимой носили либо кожухи, либо драповые свитки. Крестьянская семья обычно состояла из родителей с неженатыми детьми и насчитывала 4-5 человек. Невеста должна была приносить приданное (одежда, постельное белье, хозяйственная утварь или деньги). Жених так же делал подарок на утро после свадьбы. Жена находилась под покровительством мужа, который мог применять телесные наказания (не до крови).Еще больше была его власть над детьми. Связь жителей деревни с внешним миром была ограничена. Быт носил замкнутый, патриархальный характер. Все интересы крестьян концентрировались в родной деревне, были связаны отношениями с соседями, своим и соседними сеньорами. Феодальный обычай запрещал крестьянам носить оружие. В отношениях сеньора к крестьянину преобладала жестокость, ибо господа были убеждены, что их сервы – люди неполноценные и другого обращения не поймут. Важным элементом общественной и духовной жизни крестьян были церковь и приходской священник. Местная приходская церковь была общественным центром в деревне, при ней создаются различные братства не только для религиозных целей, но и для починки дорог, охраны полей и т. п.


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал