Революционные события в России в 1917 г. были с энтузиазмом восприняты индийскими революционерами. Некоторые из них посещали Советскую Россию, встречались с Лениным. В начале 20‑х годов в Индии возникли профсоюзы, была создана коммунистическая партия Индии. Следует, однако, сразу же заметить, что революционная струя в индийском национально‑освободительном движении не была ни основной, ни даже имевшей значительное влияние на массы. Это и неудивительно. Общинно‑кастовая деревня и даже быстрыми темпами трансформировавшийся индийский город не воспринимали идеи, призывавшие к восстанию, тем более к насильственному свержению существующего строя. Идеи ненасилия были традиционно гораздо ближе индийцу, чем призывы к радикальным действиям, ибо религиозная концепция кармы веками направляла социальную активность индивида в русло его личного самоусовершенствования, но никак не на баррикады. Однако существенно обратить внимание на то, что значительная часть индийских революционеров отличалась склонностью к мессианской идее с присущими ей радикализмом и нетерпимостью, что сыграло свою роль в появлении на арене политической жизни страны таких явлений, как, казалось бы, противный традиционному индуизму терроризм. Разумеется, радикалы не имели массовой поддержки. Иное дело – действовавший медленно, но неуклонно стремившийся к поставленной цели и, главное, умело учитывавший реалии традиционной общиннокастовой Индии Национальный конгресс.
В послевоенный период к руководству Конгрессом пришел ставший его признанным лидером М.К. Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея сатьяграхи, т. е. ненасильственного неповиновения и сопротивления, стала теперь официальной идеологией организации («гандизм»). Здесь следует заметить, что усиление деятельности и влияния Конгресса в годы войны побудило англичан сделать еще один шаг по пути предоставления Индии ограниченного самоуправления. Принятый в 1919 г. парламентом закон усилил значение выборных Законодательных собраний при вице‑короле и губернаторах провинций и предоставил индийцам право занимать второстепенные министерские посты в системе колониальной администрации. Правда, одновременно с этим был принят закон Роулетта, направленный против «антиправительственной деятельности». Ганди был одним из наиболее резких и непримиримых противников этого закона и по его призыву в 1919 г. по Индии прокатилась волна протестов в форме харталов (закрытия лавок, т. е. прекращения деловой активности). В том же 1919 году в Амритсаре колониальные власти, следуя букве нового закона, хладнокровно расстреляли митинг протеста (было убито около тысячи участников, еще две тысячи ранено). Амритсарская бойня вызвала мощную кампанию протеста в стране. На волне этого протеста Ганди решил провести свою первую всеиндийскую акцию гражданского неповиновения, сводившуюся к массовому бойкоту всего английского – товаров, учебных заведений, судов, администрации, выборов и т. п. Проходившая в форме митингов, харталов, демонстраций кампания сыграла важную роль в формировании и сплочении общеиндийского национального движения, что содействовало превращению Конгресса в массовую организацию, насчитывавшую миллионы сторонников и многие десятки тысяч активистов‑волонтеров. В начале 1922 г. кампания была приостановлена, ибо некоторые кровавые эксцессы показали, что движение выходит из‑под контроля Конгресса с его принципом ненасильственных действий. Наступил довольно длительный период реакции.
На протяжении 20‑х годов при явном поощрении колониальных властей оживилась деятельность Мусульманской лиги. В качестве противостоявшей ей религиозной организации правоверных индуистов получила довольно широкое признание Хинду махасабха, на съезде сторонников которой в 1925 г. предлагалось даже чуть ли не насильно обратить в индуизм всех индийских мусульман. Религиозный раскол, грозивший превратиться в конфликт, вызвал озабоченность руководителей Конгресса. Стала вновь пересматриваться программа его деятельности. Немалого влияния в Конгрессе добились соперничавшие с Ганди «свараджисты», которые во главе с М. Неру выступали против массовых кампаний неповиновения, считая главным завоевать места в Законодательных собраниях и влиять на колониальную администрацию при помощи официальных законодательных процедур.
В 1928 г. Мотилал Неру представил Конгрессу проект будущей конституции Индии, предусматривавший предоставление ей статуса доминиона. Отказ англичан принять во внимание этот проект послужил поводом для начала второй кампании гражданского неповиновения, протекавшей на сей раз в условиях острого мирового экономического кризиса и связанного с ним роста недовольства масс, подъема массовых движений. В январе 1930 г. Конгресс провел в стране подготовку к назначенному на 26‑е число Дню независимости Индии, а в марте Ганди опубликовал «II пунктов», содержавших требования к английским властям об освобождении политических заключенных и создании более благоприятных условий для развития национальной экономики. Отказ вице‑короля и был формальным поводом для начала новой кампании, в ходе которой Ганди лично возглавил поход своих сторонников к берегу Аравийского моря с целью начать там выпаривать соль и тем демонстративно нарушить монополию властей по добыче соли. В мае Ганди и его сторонники были арестованы, но вслед за этим по всей стране начались массовые выступления, в том числе и восстания крестьян и пограничных племен. Англичане вступили в переговоры с лидерами Конгресса, в результате чего было достигнуто соглашение о прекращении кампании при условии отказа властей от репрессий и амнистии участникам движения, кроме тех, кто был замешан в насильственных действиях.
В сентябре 1931 г. в Лондоне лидеры Конгресса на конференции «круглого стола» решительно потребовали самоуправления и статуса доминиона для Индии. Неудача переговоров была использована Ганди как повод для новой кампании гражданского неповиновения, на сей раз в форме гражданского несотрудничества преимущественно индивидуального характера. В 1932 г. Ганди выступил за предоставление гражданских прав и представительства индийским «неприкасаемым» (он начал именовать их хариджанами, «божьими людьми»). Тем временем внутри самого Конгресса усилились позиции левого крыла, возглавлявшегося молодыми его лидерами – С.Ч. Босом и Д. Неру. В 1936 г. Джавахарлал Неру был избран президентом Конгресса. Именно он наиболее резко выступил против предложенной англичанами Индии в 1935 г. конституции, которая была тем не менее еще одним существенным шагом на пути к конечной цели. Проведенные на ее основе выборы принесли в начале 1937 г. победу Конгрессу: в 8 из 11 провинций страны кабинеты министров были теперь сформированы конгрессистами. Конгресс развернул огромную политическую работу и во всех княжествах, где создавались союзы, партии, проводились харталы. Немалую активность стала проявлять и Мусульманская лига, представители которой сформировали кабинеты в трех провинциях и имели ощутимое влияние в ряде княжеств.
В октябре 1939 г., вскоре после начала второй мировой войны, Конгресс пообещал свое сотрудничество с Англией при условии создания в Индии ответственного национального правительства и конституционного устройства страны по решению Учредительного собрания. Метрополия устами вице‑короля в январе 1940 г. предложила Индии после войны статус доминиона при сохранении ответственности Англии за оборону Индии на протяжении 30 лет. Конгресс не принял этого предложения, но и не настаивал на жесткой оппозиции. Положение его в самой Индии осложнилось, во‑первых, тем, что Мусульманская лига в 1940 г. официально предложила разделить Индию на два государства, индусское и мусульманское (Пакистан), и, во‑вторых, потому, что в результате внутренней борьбы лидер левых конгрессистов С.Ч. Бос спровоцировал раскол Конгресса, а затем выступил с резко антианглийских позиций, создав в Бирме прояпонскую «индийскую национальную армию», воевавшую с английскими войсками. Тем не менее в конце 1940 г. Ганди объявил очередную кампанию гражданского неповиновения – снова в форме индивидуальных протестов и несотрудничества.
В 1942 г. Англия в лице ее министра С. Криппса дала свое согласие на созыв после войны Учредительного собрания, но оговорила при этом право отдельных провинций и княжеств на создание самостоятельных доминионов империи, что было явным намеком на согласие с предложением Мусульманской лиги о расколе Индии. Конгресс не принял этих предложений и решительно потребовал немедленного предоставления Индии независимости. В августе 1942 г. была начата массовая кампания несотрудничества, итогом которой был арест Ганди и других лидеров Конгресса, которые были освобождены лишь в мае 1944 г. На переговорах вице‑короля с лидерами Конгресса и Мусульманской лиги в Симле летом 1945 г. англичане согласились создать ответственный перед короной и парламентом в Лондоне Всеиндийский исполнительный совет (кабинет министров), но при условии формирования этого совета не по политическому, а по религиозному принципу. Это было отвергнуто обеими партиями. А вслед за тем в стране начались массовые антианглийские выступления, затронувшие армию и флот; частично они были связаны с судом над руководителями прояпонской «индийской национальной армии», которая в Бенгалии пользовалась влиянием и широкой поддержкой населения.
Выступления и общая ситуация в стране вели к тому, что весной 1946 г. лейбористский кабинет К. Эттли объявил о предоставлении Индии статуса доминиона и выборах с разделением избирателей на две курии, индусскую и мусульманскую. На выборах каждая из крупных партий выдвигала своих кандидатов в обеих куриях, но в основном мусульмане побеждали в мусульманской, индусы – в индусской. Всего в провинциальных законодательных собраниях Конгресс получил 930 мест. Мусульманская лига – 497. В августе 1946 г. Д. Неру сформировал по поручению вице‑короля Исполнительный совет, в который представители Лиги отказались войти. По их призыву в стране начались индо‑мусульманские столкновения. Одновременно в разных частях страны вспыхнули массовые народные движения, в том числе и в княжествах, например В.Хайдарабаде. Дни колонизаторов были сочтены. Оставался лишь вопрос, что будет с Индией, когда они уйдут. Летом 1947 г. англичанами был предложен план Маунтбеттена, суть которого сводилась к разделу Индии на два доминиона. Конгресс и Лига согласились с ним, и осенью 1947 г. он стал законом, принятым парламентом. Время Британской Индии кончилось. На смену ей пришли независимые Индия и Пакистан.
Нет никаких сомнений в том, что успеху в борьбе за независимость способствовали многие факторы. Это и очевидные экономические сдвиги в стране, включая выход на авансцену хозяйственной и политической жизни национальной буржуазии; это и подъем национального самосознания, основными носителями которого были образованные слои населения, прежде всего индийская интеллигенция, студенческая молодежь; это и становившееся все более затруднительным положение колонизаторов, которые в изменяющихся условиях не могли более рассчитывать на сохранение своего политического господства, державшегося на авторитете силы. Безусловно, важную роль сыграли и международные политические обстоятельства в период второй мировой войны и первые послевоенные годы. Но заслуживает внимания в свете всего сказанного и стратегическая линия лидеров Конгресса во главе с Ганди: в условиях традиционной структуры расчлененной на разные народы, государства и касты великой страны с ее весьма необычной цивилизацией и системой этических, социальных и духовных ценностей именно конгрессисты, в частности гандисты, сумели выработать наиболее адекватный реалиям курс на ненасильственное сопротивление. Насилия же, сопровождавшиеся время от времени бурными политическими схватками, экстремистскими акциями, прямыми восстаниями и иными проявлениями, как бы оттеняли ненасильственное сопротивление и придавали ему даже некий внутренне зловещий для колонизаторов смысл (нельзя доводить до крайностей!). Возглавленное конгрессистами и Ганди движение все время набирало силу и в конечном счете поставило колонизаторов, делавших ему уступку за уступкой, перед дилеммой: либо дать Индии независимость и сохранить с ней веками налаженные связи, либо рисковать быть выброшенными за ее пределы в результате мощного взрыва.
Конечно, англичане всячески стремились оттянуть момент возможного взрыва и даже погасить его, направить энергию страны и народа в иное русло – прежде всего в национально‑религиозные конфликты. Но и этот шаг сулил не столько политический успех, сколько взрыв огромной силы, к тому же сопровождаемый выходящими из‑под контроля страстями. Словом, в Индии в первые послевоенные годы создавалась для англичан критическая ситуация. И иного выхода, кроме предоставления независимости великой стране, у них не было. Политический накал был настолько сильный, что расчленение страны на две части оказалось чуть ли не оптимальным решением, при всем том, что реализация этого на практике стоила жизни миллионам людей. В заключение можно упомянуть и о том, что вторая мировая война привела к крушению колониализма в ряде стран, особенно в Юго‑Восточной Азии, и это обстоятельство также не могло не оказать своего воздействия на общий ход событий.
Обретение Индией независимости.
План.
Китай на современном этапе.
К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и освобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории страны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 ᴦ.), военные действия между ними продолжались, что создало угрозу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 ᴦ.), однако, они были сорваны руководителями гоминьдана, начавшего с весны 1946 ᴦ. наступление в Северо-Восточном Китае.
В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьдановского режима, проявился его антинациональный характер, возросло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобожденные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободительная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе войны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 ᴦ. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьдановской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народного демократического фронта из различных классов.
В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 ᴦ.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свыше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные территории. В апреле 1949 ᴦ. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Западный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 ᴦ.) было победой народно-демократической революции. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны и завершения буржуазно-демократических преобразований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта͵ руководимого КПК.
В новых условиях (1949-1957 ᴦ.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась - он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. При этом многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени.
В это время революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в южных и западных районах и на островах, борьба с контрреволюционными бандами и создание аппарата новой государственной власти. К середине 1950 ᴦ. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 ᴦ. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.
Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в результате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 ᴦ. началась перестройка структуры экономики (производство средств производства составляло 40%). Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 ᴦ.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации.
Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 ᴦ. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953-1967 ᴦ.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.
Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 ᴦ. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством.
К концу 1956 ᴦ. в кооперативы было вовлечено 96,3% хозяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 ᴦ. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фактически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 ᴦ. составляла лишь 3%. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в масштабах всей страны произошли радикальные социально-экономические перемены - была ликвидирована частная собственность и резко ограничены рыночные отношения.
Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально-утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 ᴦ. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства.
В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 ᴦ.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта͵ казарменных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».
Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 ᴦ. и еще более остро в 1959 ᴦ. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.
Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 ᴦ. начались инциденты на китайско-индийской границе, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказалась от дружбы с СССР (в 1960 ᴦ. отозваны советские специалисты), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и возможности предотвращения мировой войны.
На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагматики») сумела несколько исправить положение в стране. Но конфликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х ᴦ. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.
К 1965 ᴦ. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Οʜᴎ касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 ᴦ.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению посчитаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных органов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красногвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно исполняли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, утверждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реальная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.
Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внешней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напряженность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном масштабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 ᴦ.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «угрозе с Севера». Проявлялся великодержавный, националистический характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конфликт с Индией (1962 ᴦ.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 ᴦ.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Китай пошел на сближение с США (1976 ᴦ.), выдвинул цель - создание «широкого международного фронта» против СССР.
Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и свобод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень социальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутрипартийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились открытыми. При этом эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.
Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 ᴦ. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укреплялись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в крайне важности глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «практика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (декабрь 1978 ᴦ.) был полной победой сторонников Дэна, он санкционировал реформы.
В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реабилитацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответственности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое руководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на деидеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.
Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция официально легализирована. С 1984 ᴦ. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, созданы возможности для развития кооперативно-коллективного и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнования на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать перестройке экономики. Существенно ограничены полномочия административных органов, включая парткомы.
Результаты реформ сказались столь быстро, что это удивило весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 ᴦ. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизненный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Промышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изменился и общий стандарт поведения людей: они стали свободнее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.
Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негативные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотребления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в деревне). При этом на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 ᴦ. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддерживали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологически он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, причем социализма с китайской спецификой. Считалось, что именно этому соответствует избранная модель развития со значительным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели страну к высоким достижениям.
Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 ᴦ. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяемости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансированное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 ᴦ. В попытке решения задач руководство страны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. При этом коммунисты не могли активно поддержать процесс становления частного капитала. С 1989 ᴦ. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми темпами обретавшего состояние нестабильности. Вместе с тем, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на дестабилизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, авторитарный режим и командно-административные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по рыночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунистические руководители, связанные со старым режимом, не хотели углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.
«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислушивались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). При этом у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально отошедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических реформ разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согласие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуемыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 ᴦ. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на площади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли коммунистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответствовало действительности (в начале 90-х годов данный термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического движения нужнолго снял вопрос о проведении политических реформ и демократизации политической структуры.
После 1989 ᴦ. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохранения и усовершенствования «социализма с китайской спецификой». После крушения СССР коммунистические верхи поздравили друг друга с выбором 1989 ᴦ. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - радикалы (сторонники скачкообразного развития) и консерваторы (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-
это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркивание своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиграть время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.
В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирования» (1989-1991 ᴦ.) намечены следующие направления экономической реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акционерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 ᴦ.) осуществили решительный поворот к рынку, для которого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача создания «социалистической рыночной экономики» вместо противоречивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 ᴦ. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Подчеркивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структуры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, угля, цемента͵ хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увеличивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие инфраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000ᴦ.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., крестьян- 273. Поставлена задача к 2010 ᴦ. удвоить ВВП за счет реструктуризации народного хозяйства в соответствии с требованиями рынка и реформирования предприятий госсектора.
Во внутренней политике отвергается парламентская многопартийная система и существование независимых политических партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль общественной собственности, концепция о продолжении классовой борьбы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к решению 1987 ᴦ. о проведении политической реформы. Она высказалась только за реформу аппарата управления, приспособление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что реформы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Социальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. По этой причине реформам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процветание. Но логика современного экономического развития требует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несовместимых с тоталитарным политическим механизмом.
В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лидеров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь - генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 ᴦ.). Сейчас у руководства КПК все прагматики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопросы - для кого реформы и в каком темпе? В политических преобразованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический контроль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права человека и реализация политических свобод, коррупция в высших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной дифференциации. С 1995 ᴦ. обострилась проблема реформы госпредприятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).
В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной международной обстановке, которая потребовалась для осуществления экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководствуется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику политики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с максимально возможным числом государств, появились утверждения о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидеологизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 ᴦ. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рассматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 ᴦ. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».
В основе отношений с СССР и Россией лежат универсальные принципы: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение и невмешательство, равенство и взаимная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 ᴦ.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 ᴦ. в 4 раза. В 1992 ᴦ. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 ᴦ. завершилось объединение Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимости двух экономик. В 1999 ᴦ. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайванем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.
Задания к теме:
1. Назовите годы гражданской войны в Китае после Второй мировой войны, основные политические силы. Каковы её итоги?
2. Какие варианты развития Китая существовали после окончания Гражданской войны?
3. Какую роль в развитии Китая сыграла победа Мао Дзедуна во внутриполитической борьбе? (экономическая, политическая и внешнеполитическая сферы).
4. Раскройте понятие «политика большого скачка» (когда, суть, итоги).
5. Раскройте понятие «культурная революция» (годы, суть, итоги).
6. Как изменились отношения Китая с СССР в конце 50-х годов? С чем это связано? Охарактеризуйте советско-китайские отношения в 60-80-е годы?
7. Итоги правления Мао Дзедуна в Китае (по сферам).
8. Каковы пути преодоления последствий политики М. Дзедуна?
9. Составьте тезисный план «Развитие Китая в 1990-2000-е годы».
Тема 15: «Индия во второй половине XX в.».
Провозглашение Индии доминионом внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны. Постепенно на территории Индийского Союза, в котором на основе федерации объединились бывшие провинции Британской Индии и княжества, было прекращено действие законов, изданных английским парламентом. Начало работу учредительное собрание, председателем которого был избран один из руководителей Конгресса и сподвижников М. К. Ганди - Радженд-ра Прасад.
Первое правительство независимой Индии возглавил Джавахарлал Неру, одновременно исполнявший обязанности министров иностранных дел и обороны. Большинство министров были членами партии Индийский национальный конгресс. Кроме них министром юстиции был назначен Б. Р. Амбед-кар - лидер Федерации «неприкасаемых», а министром промышленности и снабжения - ТТТ. П. Мукерджи - лидер Хин-ду маха сабха.
Состав правительства «национальной концентрации» отражал сложившуюся в первые годы независимости расстановку социально-политических сил в стране. Несмотря на то что премьер-министром был Неру, по-прежнему пользовавшийся поддержкой левых элементов в Конгрессе, в правительстве преобладало влияние умеренно консервативных сил. Министром внутренних дел и по должности заместителем премьер-министра был назначен Валлабхай Патель, ставший к этому времени признанным лидером правой группировки в руководстве Конгресса, а ключевые экономические министерства - финансов я торговли возглавили соответственно Чинтаман Депимукх н Т. Т. Кришнамачари, связанные с индийским крупным капиталом.
Избранные в 1946 г. провинциальные законодательные собрания и ответственные перед ними провинциальные правительства также отражали интересы пришедшего к власти буржуазно-помещичьего блока.
Неотложной задачей новой государственной власти было принятие мер по индианизации административного аппарата, вооруженных сил, что существенно ограничивало английское влияние на внутреннюю и внешнюю политику независимой Индии. Индийскому правительству удалось добиться ухода из Индии последних контингентов английских войск в феврале 1948 г., однако еще в 1949 г. в центральном аппарате, главным образом в органах дипломатической службы, находилось около тысячи чиновников-англичан.
Английский империализм, стремясь по возможности сохранить свои позиции в Индии, делал ставку не только на свою прямую агентуру в административном аппарате, но и в первую очередь на княжества, в которых и после провозглашения независимости по-прежнему действовала княжеская администрация. Поэтому первоочередная задача нового индийского государства заключалась в ускорении процесса интеграции княжеств с доминионом.
В 1947 г. было образовано специальное министерство по делам княжеств, которое по совместительству возглавил министр внутренних дел В. Патель. После переговоров, которые он провел с князьями, была выработана формула присоединения княжеств к Индийскому Союзу. Каждый из правителей княжеств подписывал идентичное соглашение с правительством доминиона, которое сдавалось на хранение в министерство по делам княжеств.
По этим соглашениям за князьями сохранялось все принадлежавшее им движимое и недвижимое имущество. Они объявлялись неподсудными за любые действия, совершенные ими до вступления в силу соглашений о присоединении к Индийскому Союзу. Князья получали государственные пенсии (на общую сумму 56 млн. рупий). Определенные гарантия (службы, пенсионного обеспечения и т. д.) получали и чиновники княжеской администрации.
В то же время князья лишались политической власти, княжеские военные формирования либо распускались, либо интегрировались с соединениями индийской регулярной армии. Территории княжеств объединялись с Индией, и на них распространялось действие индийского законодательства.
Поскольку вхождение княжеств в Индию (или Пакистан), согласно положениям Закона о независимости Индии 1947 г., зависело от волеизъявления их правителей, многие из последних поначалу не торопились с объявлением своего решения, надеясь в какой-то форме сохранить прежние прямые отношения с английской короной. Княжеская оппозиция получила поддержку англичан, и прежде всего Маунтбэттена, который до июня 1948 г. оставался на посту генерал-губернатора доминиона. Однако как решительная позиция индийского правительства, создавшего, кстати,весьма благоприятные для князеи условия интеграции княжеств, так и развернувшиеся в них антифеодальные движения (в особенности в княжествах Хайдарабад, Кашмир, Траванкур, Бхопал, в княжествах Ориссы) заставили князей ускорить подписание протоколов с «формулой присоединения».
В течение 1947-1949 гг. 555 из 601 индийского княжества присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана. Интеграция бывших княжеств с Индийским Союзом шла тремя путями: 216 наиболее мелких княжеств объединились с соседними провинциями (Бомбей, Центральные провинции, Орисса и др.), образовав там отдельные округа; 70 княжеств вошли в состав доминиона как административные единицы, управляемые непосредственно из центра, - либо в старых административных границах (Бхопал, Манипур, Трипура), либо объединенных в союзы княжеств (Химачал Пра-деш, Кач, Виндхья Прадеш); 269 княжеств образовали федеральные единицы - либо союзы княжеств (Пенсу -Союз Патиалы и княжеств Восточного Пенджаба, Раджастхан, Сау-раштра, Мадхья Бхарат, Траванкур-Кочин), либо отдельные федеральные провинции в старых границах (Хайдарабад, Майсур, Джамму и Кашмир).
В новых провинциях, как союзах княжеств, так и отдельных бывших княжествах, проводились выборы в законодательные органы и создавались ответственные перед ними правительства. Губернаторами - раджпрамукхами, представлявшими центральную власть, там назначались бывшие князья.
В ходе объединения бывших княжеств с Индией была проведена, таким образом, первая крупная административно-территориальная реформа. Одновременно на государственных землях был проведен земельный кадастр и введена система земельно-налогового обложения типа райятвари. При этом в ряде бывших княжеств произошло снижение ставок земельного налога.
Объединение княжеств с Индией и проведение в них административной и земельно-налоговой реформ значительно укрепило индийскую государственность и нанесло серьезный удар по силам феодализма. Однако компромиссное решение вопроса, сохранение за князьями обширных массивов их домини-альных земельных владений, дворцов и прочих богатств, предоставление им крупных пенсий (например, низаму Хайдарабада - 5 млн. рупий в год, махарадже Майсура - 2,6 млн. и т. д.), а также различного рода привилегий, назначение некоторых бывших князей на посты раджпрамукхов и прочее,- все это создавало благоприятные условия для сохранения определенного влияния князей на экономическое, политическое и культурное развитие бывших княжеств.
Процесс интеграции княжеств с Индийским Союзом в 1947-1949 гг. проходил в основном безболезненно: лишь в трех княжествах: Джунагадх (на полуострове Катхиавар), Хайдарабад и Кашмир - имели место волнения.
Правитель Джунагадха - мусульманин объявил о намерении присоединиться к Пакистану, хотя более половины населения княжества составляли индусы. Решение князя вызвало серьезные волнения в Джунагадхе, что вынудило индийское правительство ввести в феврале 1948 г. в княжество войска и провести плебисцит. Огромное большинство голосовавших высказалось за присоединение к Индии. Правитель княжества бежал в Пакистан.
Более серьезная обстановка создалась в крупнейшем княжестве Хайдарабад. Его правитель - низам, также мусульманин, опираясь на политическую поддержку англичан, инспирировавших газетную кампанию в пользу сохранения особого положения Хайдарабада и его прямых отношений с Лондоном, всячески затягивал решение вопроса о присоединении княжества к Индийскому Союзу. В этой обстановке индийское правительство заключило в октябре 1947 г. с ниэамом сроком на один год специальное соглашение о сохранении статус-кво, но обязывавшее низама не увеличивать свои военные силы, не получать какой-либо внешней военной помощи и т. д.
Однако низам вскоре нарушил взятые на себя обязательства: в течение 1948 г. в княжество было ввезено большое количество оружия из Пакистана. Дело явно шло к тому, чтобы создать в центре независимой Индии военно-политическую базу английского империализма. Одновременно серьезно осложнилась обстановка и внутри княжества. Начавшиеся еще в 1946 г. народные выступления против власти низама переросли в крестьянское восстание, охватившее всю восточную часть княжества (Телингану). Для подавления восстания княжеская администрация и феодалы создали военизированные банды разакаров, терроризировавших немусульманское население Хайдарабада.
Аграрное движение в Телингане стало оказывать все возрастающее влияние на положение в соседних северных округах Мадрасской провинции, населенных также народом андхра (телугу). В этой обстановке индийское правительство, стремясь предотвратить и отрыв Хайдарабада от Индии, и распространение крестьянского восстания на область Андхра, в сентябре 1948 г. предъявило низаму ультиматум, требуя, в частности, распустить отряды разакаров. 13 сентября вооруженные силы Индийского Союза вступили на территорию княжества и в пятидневный срок оккупировали его. Индийские регулярные войска не только ликвидировали отряды разакаров, но и начали действия против повстанцев в Телингане. В начале 1949 г. низам подписал соглашение о вхождении Хапдарабада в доминион Индию, получив при этом пост раджпрамукха в своем бывшем княжестве.
Наиболее сложная обстановка создалась в княжестве Джамму и Кашмир, где продолжалось движение против правителя княжества, возглавляемое Национальной конференцией. Летом 1947 г. Маунтбэттен во время пребывания в Кашмире попытался склонить князя к проведению плебисцита, надеясь, что кашмирские мусульмане, составляющие подавляющее большинство населения княжества, (выскажутся за присоединение к Пакистану.
Английская политика в Кашмире, так же как и в Хайдарабаде, была нацелена на провоцирование глубоких и долговременных конфликтов Индии с Пакистаном.
Однако приезд в сентябре 1947 г. в Кашмир Ганди, который сумел добиться освобождения из тюрьмы шейха Абдул-лы и соглашения между инязем и руководством Национальной конференции, сорвал английские планы. Тогда империалисты спровоцировали прямой вооруженный конфликт Индии с Пакистаном. 22 октября 1947 г. отряды патанских племен из Северо-Западной пограничной провинции вторглись на территорию Кашмира и 26 октября были уже у столицы княжества города Сринагара.
Княжеская администрация развалилась, сам князь бежал из Сринагара, а оборона города была организована народными силами под руководством демократического крыла Национальной конференции и коммунистов.
Несмотря на сопротивление Мауитбэттена, 27 октября индийский авиадесант был высажен в Сринагаре, а на следующий день индийские части вошли в соприкосновение с частями пакистанской регулярной армии, вторгшейся в Кашмир вслед за патанскими отрядами. Начался затяжной вооруженный конфликт, в котором операциями с обеих сторон руководили английские генералы - главнокомандующие армиями доминионов (до конца октября главнокомандующим обеих армий было одно и то же лицо - английский генерал Окинлек).
На оккупированной пакистанцами территории Кашмира было создано правительство «Азад Кашмира» (Свободного Кашмира).
31 декабря 1947 г. Индия передала вопрос о Кашмире на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Была образована Комиссия ООН по Кашмиру, в которой представители англо-американского блока заняли позицию углубления индо-пакистан-ских противоречий. Весной 1948 г. военные действия были прекращены, и с 1 января 1949 г. вступило в силу соглашение о прекращении огня.
Еще осенью 1947 г., после отречения от престола правителя Кашмира, его наследник, получивший пост главы государства в бывшем княжестве, подписал соглашение о присоединении Джамму и Кашмира к Индии, которое, однако, предоставляло новой провинции особую автономию и оставляло открытым окончательное решение вопроса о будущем статусе Кашмира.
События в Кашмире и Хайдарабаде способствовали усилению напряженности в отношениях между двумя основными религиозными общинами - индусов и мусульман.
Раздел Индии на два доминиона и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман - в Пакистан. Эти массовые передвижения населения охватили в основном пограничные районы обоих государств. Из внутренних районов Индии в Пакистан выехали в основшом лишь представители имущей верхушки - торгово-промышленной буржуазии. Массовое переселение индусского и мусульманского населения вызвало резкое обострение индусско-мусульманской розни в обоих доминионах. Грабежи, разрушение жилищ беженцев, массовые убийства стали повседневным явлением. В ответ на зверства, чинившиеся религиозными фанатиками в Западном Пенджабе в отношении беженцев - индусов и сикхов, в Раджастхане п Дели начались мусульманские погромы, распространившиеся на Бихар и некоторые другие районы Индии.
Ганди, поборник индусско-мусульманского единства, глубоко переживал происходившее. В знак протеста против мусульманских погромов он объявил голодовку. Позиция Ганди вызвала глубокое недовольство в среде индусских шовинистских кругов, группировавшихся вокруг партии Хинду маха сабха п близкой к ней военизированной религиозной организации «Раштрия сваям севак сангх» (Союз добровольцев-служителей родине). Реакционные «руги не устраивала не только позиция Ганди по проблеме индусско-мусульмансиих отношений, но и известная радикализация его общественню-политиче-«оких взглядов, которая произошла в 40-е годы. В обстановке разгула религиозно-шовинистической пропаганды член Хшнцу члаха сабха 30 января 1948 г. совершил на Ганди покушение, в результате которого он скончался.
Убийство Ганди вызвало всеобщее возмущенно в Индии. Общественное мнение потребовало запрещения индусских религиозно-общинных организаций. В некоторых местах произошли убийства членов этих организаций. Правительство запретило деятельность Раштрия сваям севак сангха, а Хияду маха сабха была вынуждена заявить, что прекращает политическую деятельность и переходит к культурно-просветительной работе. В ходе трагических событий января 1948 г., завершившихся гибелью национального лидера, «отца индийской нации» М. К. Ганди, был нанесен серьезный удар по позициям ипдус-окого коммунализма в стране.
Наряду с укреплением государственного суверенитета вторая важнейшая задача заключалась в преодолении экономических последствий расчленения страны на два доминиона.
Послевоенные экономические трудности, связанные с неурожайными годами, сокращением крашением военного производства, дефицитом некоторых видов сырья и промышленных изделий, усугубились разделом страны на два доминиона.
К Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы. В Индии сразу же ощутилась нехватка сырья для основной отрасли промышленности - текстильной, а также продовольствия.
Вооруженный конфликт 1947-1948 гг., за которым последовала торговая война между Индией и Пакистаном в 1949- 1950 гг., нанес удар по сложившимся еще в колониальный период межрайонным хозяйственным связям. Перед Индией встала задача создания собственной хлопковой и джутовой базы, в то время как перед Пакистаном - собственной текстильной промышленности. Нормализация торговых отношений между Индией и Пакистаном затруднялась также нерешенностью ряда других экономических вопросов, включая урегулирование проблемы имущества беженцев, взаимных финансовых претензий, раздела валютных резервов и т. д.
Разорванными оказались единая ирригационная система и транспортная сеть: долгое время связь с Ассамом поддерживалась в основном по воздуху.
В условиях сокращения снабжения текстильной промышленности сырьем, узости рынка сбыта фабрики либо закрывались, либо переходили на неполную рабочую неделю. От нехватки сырья и трудностей сбыта особенно страдало мелкое производство, ручное прядение и ткачество.
К осени 1949 г. объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60-70% уровня, достигнутого в период второй мировой войны. Депрессивное состояние промышленного производства определялось не только затруднениями на рынках сырья и готовых изделий, но и изношенностью капитального оборудования. Подобное же положение сложилось и на транспорте, где 60% паровозного и вагонного парка нуждалось в замене.
Сокращение производства обостряло проблему занятости. В некоторых районах безработица среди промышленных и мануфактурных рабочих достигла угрожающих размеров. Например, в Восточном Пенджабе численность промышленных рабочих в 1946/47 - 1947/48 хозяйственных годах сократилась на 1/3. Положение на рынке труда усугубилось наплывом беженцев, численность которых составила свыше 7 млн. человек.
Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочеталась с продовольственным дефицитом: в первые годы после достижения независимости сельскохозяйственное производство составляло 90% довоенного уровня.
Раздел страны в целом обострил противоречия экономического развития Индии, определявшиеся колониальной структурой ее народного хозяйства. В первые годы после достижения независимости Индия по-прежнему представляла отсталую аграрную страну, в экономической структуре которой господствовали докапиталистические уклады. По данным о национальном доходе на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось 48,1 %, кустарное и ремесленное производство - 11,5 и фабрично-заводскую промышленность - 8,3 %. Господство феодальных пережитков в системе землевладения и землепользовании, средневековый уровень технической оснащенности сельского хозяйства Обусловили один из самых низких в мире уровней производительности труда. На одном из последних мест в мире находилась Индия и по уровню национального дохода на душу населения, составлявшего в 1948 г. 246 рупяй. Это было в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 20 раз меньше, чем в США.
Возможности маневрирования для индийской буржуазии на экономическом фронте крайне ограничивались господствующим положением, которое занимал иностранный, в основном английский, капитал в важнейших отраслях экономики. Согласно первой переписи иностранных капиталовложений в Индии, проведенной по данным на июнь 1948 г., было установлено, что они составляли общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых на Англию приходилось 72%. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 93% - в резиновой, 90% - в узкоколейных железных дорогах, спичечном производстве, 89% - в джутовой промышленности, 86 % - в чайно-плантационном хозяйстве, 73 % - в горнодобывающей промышленности и т. д.
Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,2-1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный капитал.
Колониальная структура индийской экономики, засилье иностранного капитала определили и место Индии в системе международного разделения труда. По-прежнему Индия представляла аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран, прежде всего Англии: в 1946/47 г. 60% всей стоимости импорта составили продовольственные и промышленные товары широкого потребления, а 52% экспорта - сырье и продовольствие.
Перед молодым индийским государством встала грандиозная задача преодоления вековой отсталости и создания многоотраслевой современной экономики.
В первые годы после достижения независимости усилия правительства в экономической области были в основном направлены на преодоление последствий разделастраны.
Постепенно были значительно расширены посевы под джутом (на 60-70%) и хлопчатником (на 20-25%). Начались новые ирригационные работы. Для освоения целинных вемель в 1947г. была создана государственная тракторная организация.
Однако с гораздо меньшим успехом была проведена кампания по увеличению производства продовольствия. Продовольственный дефицит не уменьшался, в 1947-1950 гг. Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна.
Несмотря на принятые меры, душевое потребление основных продовольственных товаров продолжало сокращаться. В 1948 г. в городах было введено рационирование важнейших продовольственных товаров. Разгул спекуляции продовольствием п предметами первой необходимости тяжело сказался на бюджетах семей рабочих, ремесленников, мелких и средних служащих, низших прослоек предпринимателей. В то же время путем спекулятивных сделок создавались громадные состояния - усилился процесс первоначального накопления.
Известная стабилизация к 1949 г. экономического положения в стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство.
Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности (цементной, химической, сталелитейной), что было связано с оживлением гражданского и промышленною строительства.
Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования.
Импорт машин в первые годы независимости в большой степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947 г. общую сумму в 15 млрд. рупий. По англо-инцийскому финансовому соглашению, подписанному ов июле 1948 г., 5 млрд. рупии списывалось на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и т. д., а оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию л расширение промышленных мощностей Индии.
Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий (США, Япония, ФРГ), а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии.
Индийская буржуазия, слабая в финансовом и особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний - в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах.
Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в деятельности иностранного частного капитала. Для финансирования промышленного строительства в 1948 г. была создана государственная промышленно-финансо-вая корпорация с капиталом 100 млн. рупий.
Наиболее полно принципы экономической политики правительства доминиона Индийский Союз были изложены в Декларации о промышленной политике, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 г. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем зарезервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности.
Курс на государственный капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 г. Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 г. Закона о банках, усилившего правительственный контроль за деятельностью частных акционерных банков.
На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства (в основном - военные предприятия, железные дороги и электростанции), в 1948г. приходилось лишь 6% всего промышленного производства.
Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей.
В еще большей степени принципы национального суверенитета проводились во внешней политике правительства доминиона. Еще 7 сентября 1946 г. временное правительство колониальной Индии заявило о нейтралитете Индии ц невхождении в военные блоки. Принципы мира и позитивного нейтралитета получили свое дальнейшее и полное развитие после достижения страной независимости. Активизации внешней политики Индии способствовало то обстоятельство, что страна не переживала периода дипломатической изоляции: к началу 1950 г. Индия установила дипломатические отношения с 39 государствами.
На съезде правящей партии Национальный конгресс в Джайпуре (1948 г.) в специальной резолюции были определены принципы внешней политики Индии: антиколониализм, мир и нейтралитет, неучастие в военных блоках.
Индийские представители в ООН выступили с инициативой передачи подмандатных территорий в опеку ООН. Антиколониальная линия во внешней политике Индии особенно ярко проявилась в борьбе, которую вели ее представители в органах ООН против расовой дискриминации в Южной Африке.
Первой попыткой со стороны Индии установить разносторонние контакты с азиатскими странами было проведение в 1947 г. в Дели Межазиатской конференции, в которой участвовали представители 32 государств. Однако отсутствие общей политической платформы весьма ограничило ее позитивные результаты.
Правительство Неру установило дружественные отношения с СССР и другими социалистическими странами, одним из первых признало КНР.
Вместе с тем в эти годы во внешней политике Индии наблюдались известные колебания и непоследовательность, что объяснялось как внутриполитическим положением Индии, так и в особенности давлением со стороны бывшей метрополии, сохранявшей значительное экономическое и политическое влияние в стране. Так, Индия, поддержавшая правительство Хо Ши Мина, в то же время фактически солидаризировалась с английской политикой в Малайе. На проведенной в 1949 г. в Дели международной конференции по индонезийскому вопросу Индия ограничилась поддержкой решений ООН, которая фактически не оказала никакой помощи национальным силам в борьбе с колониализмом.
В эти же годы Индия предприняла попытку опереться на США. рассчитывая на американское финансовое и техническое содействие процессу индустриализации страны. Неру рассчитывал также путем расширения индийско-американских связей несколько ослабить английское давление на Индию. С этой целью он предпринял продолжавшуюся с 11 октября по 7 ноября 1949 г. поездку в США. Хотя попытка добиться политического сближения и не (удалась, американская политика в Индии объективно способствовала установлению в последующие годы широкого индо-американского экономического сотрудничества я привлечению в Индию американского капитала.
Индийский субконтинент пережил возвышение харизматических лидеров и успешное обретение независимости - невзирая на внутрисоциальные конфликты.
Несмотря на изначальную лояльность Индии по отношению к Великобритании, с началом Первой мировой войны лишения, которые приходилось терпеть Индии как прямое следствие конфликта, влекли за собой постоянный рост недовольства в стране. В 1920-е и 1930-е гг. борьба индийцев за независимость от Англии обострилась, и вновь пробудились националистические чувства. Более того: хотя со стороны англичан был сделан ряд уступок - например, в виде Закона о конституции Индии от 1919 г. («Government o India Act»), который позволял индусам входить в состав провинциальных правительств,- Британия решительно отказалась полностью снимать с себя контроль, что привело к беспорядкам среди индийского населения. Некоторые имели форму мирного протеста, но иногда возникали и жестокие столкновения. С увеличением наплыва националистических идей снова обнаружились острые разногласия между партией индуистов («Индийский национальный конгресс», ИНК) и Всеиндийской мусульманской лигой (All India Muslim League) - разногласия, которые до войны безуспешно использовались англичанами для раздела Бенгалии и которые удалось временно урегулировать в военные годы.
Махатма Ганди был индусом, выходцем из среднего класса. Получил юридическое образование в Англии, после чего более 20 лет защищал права индийцев в Южной Африке, где сам подвергался дискриминации и выступал против нее. В 1915 г. вернулся в Индию, по окончании Первой мировой войны реорганизовал Конгресс и взялся поддерживать национальные идеи, устраивая акции ненасильственного сопротивления - забастовки, бойкоты и отказы от уплаты налогов. В ответ британцы арестовали тысячи индийцев, в числе которых были члены ИНК, и сам Ганди на 2 года отправился за решетку. После освобождения Ганди направил свое внимание на самые притесняемые слои индусского населения и pa- I ботал с низшей кастой - неприкасаемыми; Ганди призывал людей возвращаться к простой жизни.
Вверху: Лорд Луис Маунтбеттен граф Бирманский (слева), последний вице-король Индии, осуществивший раздел Индии на Индию и Пакистан, со своей супругой и Мухаммед Али Джинна - лидер Всеиндийской мусульманской лиги, после переговоров в Нью-Дели, Индия 1947 г.
Заинтересованный в политике средний класс поддерживал его, поскольку Махатма сделал из ИНК учреждение для народа, и за ним последовали крестьяне, которые преклонялись перед ним, как перед святым, так как он выступал за социальные реформы. Таким образом Ганди удалось сплотить индийцев-индуистов для стремления к общей цели - независимости. Он также пытался добиться единогласия между индуис-I тами и мусульманами; однако с 1930 г. призыв к образованию собственного мусульманского государства на севере Индии стал звучать все громче.
В 1928 г. на всесторонних переговорах Индия и собраниях ИНК выдвинула требование обеспечить ей статус доминиона (статус самостоятельного общества и равноправное членство в Содружестве наций), а в противном случае грозилась вернуться к массовым акциям гражданского неповиновения. После заседания ИНК в декабре 1929 г., на котором незадолго до этого избранный президент Пандит Джавахарлал Неру потребовал полной независимости, подобные акции снова возобновились по всей Индии. 26 января 1930 г. был объявлен Днем обретения полной независимости («пурна сварадж»), а с марта по апрель Ганди возглавил знаменитый «Соляной поход». Вместе с несколькими спутниками он в знак протеста против повышения британцами соляных налогов прошел 400 км пешком от своего ашрама близ Ахмадабада до селения Данди, чтобы собрать на побережье мелкие кристаллики соли - что было запрещено, поскольку тем самым он нарушал британскую монополию на соль. В результате Ганди был арестован вновь. В то же самое время в Лондоне состоялась Первая конференция за круглым столом, целью которой было решить «индийский вопрос». Однако ИНК отказалось участвовать в конференции до тех пор, пока Ганди и другие выразители взглядов индийского народа не будут освобождены из заключения.
В 1931 г., выйдя на свободу, Ганди согласился прекратить акции гражданского неповиновения, а в качестве ответной услуги, согласно пакту Ганди-Ирвинга, на свободу были выпущены все политзаключенные. Ганди отправился на Вторую конференцию за круглым столом как представитель Национального конгресса.
Однако он остался разочарован результатами первого раунда переговоров и в 1932 г. вновь решил открыть движение не сотрудничества. До 1935 г. переговоры между партией Конгресса и британским правительством успели полностью остановиться, а при вице-короле лорде Виллингтоне в тот же год была выпущена новая Конституция для Индии - серьезный шаг к независимости субконтинента.
После выборов было основано одиннадцать самоуправляющихся провинций, в восьми провинциях ИНК завоевало ощутимое большинство голосов, в трех остальных пришлось организовывать коалиции с Мусульманской лигой. Однако Ганди, Неру и многих других их соратников это не удовлетворило: только полная независимость могла выполнить их требования. Тем временем многие мусульмане, во главе которых стоял Мухаммед Али Джинна, опасались, что превосходящие по численности индуисты их в скором времени подавят, так что среди них росло желание получить независимость, не только от Великобритании, но и от Индии, в которой доминировали индуисты.
В 1939 г., когда началась Вторая мировая война, вице-король лорд Линлитгоу объявил об участии Индии, не посовещавшись с провинциальными правительствами - что заставило министра ИНК уйти в отставку и отказаться от оказания какой бы то ни было поддержки. Однако когда японцы стали приближаться к границам Индии, Великобритания решила предложить Индии полную независимость в обмен на поддержку в войне. В результате в помощь Британии были мобилизованы многочисленные индийские солдаты, которые сражались бок о бок с союзниками.
Во время войны требование Джинна основать отдельное исламское государство Пакистан обрело больший вес, поскольку британцы не только соглашались на послевоенную независимость, но также одобряли пункт, позволяющий провинциям выходить из федерации. Ганди и Неру были настроены против этих планов: в 1942 г. они попытались провести кампанию «Оставьте Индию», чтобы вызвать Великобританию на новые совещания. И снова развернулись массовые протесты гражданского неповиновения, Ганди и Неру вместе с другими депутатами ИНК были арестованы. Британцы были уверены, что в скором времени вторгнутся японцы и помогут партии Конгресса прийти к власти.
Однако японцы в Индию так и не пришли; их капитуляция последовала через несколько дней после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На этом Вторая мировая война была закончена. I В 1945 г. британское правительство, возглавляемое Клементом Эттли, приняло решение дать Индии независимость - однако при условии, что Индия сохранит структуру федерации, в то время как ИНК желало видеть объединенную Индию с централизованным правительством. Всеиндийская мусульманская лига усиленно следовала своему плану по созданию автономного Пакистана. После выборов 1945 г. политическая ситуация в Индии зашла в тупик, что привело к широкомасштабным восстаниям и ожесточенным столкновениям между индуистами и мусульманами. Англичане пытались разрешить конфликт военным вмешательством, однако гражданская война была уже неизбежна. 15 августа Индия получила свою независимость. Неру стал премьер-министром, одновременно возникли Западный и Восточный Пакистан (с 1971 г.- Бангладеш). Три провинции противились любой интеграции: Джунагадх, Хайдарабад и Кашмир. Первые две были быстро поглощены Индией, в то время как ситуация в Кашмире выглядела более проблемано. Как мусульманские, так и индуистские влияния раскалывали страну и приводили к конфликтам, которые продолжались до 1949 г. Поскольку миллионы индусов и мусульман бежали через новые границы и поселялись либо в преимущественно индуистской Индии, либо в исламском Пакистане, жестокие конфликты повсеместно то и дело снова вспыхивали по обе стороны; многих из тех, кто оставался на своих изначальных местах, ждала смерть - так было и в Индии, и в Пакистане. Ганди, который вернулся к своей общественной работе в Бенгалии, решил положить конец насилию: он объявил голодовку, поклявшись умереть от голода, если не прекратится преследование мусульман в Индии. Этот протест принес плоды - однако вскоре после этого, в январе 1948 г., он был убит брахманом, который видел в Ганди предателя.
28 октября 1950 г.; премьер-министр Индии Пандит Джавахарлал Неру (слева) у пруда с кувшинками в своем саду в Нью-Дели с дочерью Индирой Ганди (справа) и ее сыном Радживом; оба занимали пост премьер-министра после Неру.
Индия после обретения независимости
После провозглашения независимости история Индии характеризовалась спорадически вспыхивающими восстаниями. Пандит Джавахарлал Неру успешно правил на посту премьер-министра до конца своих дней (1964) и провел свою нацию через время относительного спокойствия и стабильности. Преемницей стала его дочь Индира Ганди. Она тоже была сильной правящей личностью, однако получила обвинение в коррупции и в 1978 г. на короткий срок была заключена под арест. В следующем году снова была избрана на пост-премьер-министра, но в 1984 г. погибла от рук сикхов-фанатиков. ИНК оставался доминирующей политической партией в Индии, за исключением коротких периодов в конце 1970 г., а также в конце 1980 г. и до середины 1990-х гг. В эти годы свои позиции укрепляла партия индусских националистов (Бхаратия джаната парти), являя новую политическую силу, которая стремилась возглавить страну; в 1996 г. она победила в выборах с мощным перевесом.
Индия славится давней историей своей демократии, но эта история всегда характеризовалась напряжениями между различными этническими и политическими силами, особенно между индусами и мусульманами. Свидетельство тому - существующее по сей день недоверие в отношениях между Индией и Пакистаном.
Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля.
С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления, которое в 1947 году привело к обретению независимости субконтинента от Британской империи.
Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости. Они были склонны в равной степени не доверять индусскому правлению и противостоять британскому колониальному правительству.
В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Его лидерство в конце концов привело Индию к независимости.
Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».
Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году, после чего Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион.
По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек.
Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. В первые месяцы около 12 млн. жителей покинули родные дома, и менее чем за год погибло примерно 0,5 млн. человек. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. 30 января 1948, когда нарушения общественного порядка пошли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди.
Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в состав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего большинства малых княжеств не вызвала осложнений. Но мусульманин-низам, стоявший во главе самого богатого и многонаселенного княжества Хайдарабад, где численно преобладали индусы, заявил о своем желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индийские войска, и под давлением центрального индийского правительства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза.
Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преимущественно мусульманским населением, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его присоединения, и блокировал его железнодорожную связь с Индией, прервав поставку товаров первой необходимости. В октябре 1947 ок. 5000 вооруженных мусульман вступили в пределы Кашмира. Их единоверцы, служившие в кашмирской армии, пополнили ряды ополченцев. Остро нуждавшийся в помощи магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды. Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949. В результате около трети площади княжества попала под контроль администрации Азад Кашмира («Свободного Кашмира»), а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, - к Индии. 17 ноября 1956 Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства, впрочем, так и не смогли договориться.
Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Джавахарлал Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспансией, американцы заключили военный союз с Пакистаном (1954). Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. В 1954 Неру подписал соглашение с КНР, по которому Индия признавала китайский суверенитет над Тибетом. Индийско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгового договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств в 1955. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на ограничение влияния США в Афро-Азиатском регионе. Индия заметно упрочила свой престиж на международной арене, возглавив Движение неприсоединения и активно участвуя в посреднических усилиях и миротворческих акциях ООН.
конституция индийский пакистанский независимость