Уровни иерархической структуры в средневековых цехах. Социальная структура средневекового общества

Социальная структура средневекового общества: Европа и Русь Письменная версия выступления И. Данилевского и П. Уварова в передаче «Не так!» Павел Уваров: Конный воин - рыцарь, безусловно. По преимуществу, его социальные функции связаны с войной, применением оружия и защитой населения. Это первое. Он обладает особым статусом, не похожим на все остальные, и является достаточно привилегированным и независимым. Обладает собственным представлением о чести, собственной культурой. Связан особыми служебными - как правило, контрактного типа - отношениями со своим сюзереном, вышестоящим начальником. С точки зрения социальной, рыцарство - это элита, использующая, как правило, крестьянский труд для своего содержания. И.Д: В Древней Руси для тех, кого мы могли бы условно называть «рыцарями», этот набор явно не подходит. «Конный воин», для которого война - основное ремесло, это еще понятно. Привилегированное положение в какой-то степени тоже. Но тут сразу возникает проблема на Руси сословия появляются очень поздно. Сословие, если в двух словах, - это юридическое понятие. Должна быть правовая основа, чтобы оформить и закрепить вполне определенные отношения - с одной стороны. И с другой - должна быть некая социальная группа, у которой ее права закрепляются законом. В России такая практика появляется только в XVIII веке. Я имею в виду закон «О вольности дворянства». До этого времени ни одну социальную группу по правам законодательство не определяет. У нас с законодательством всегда было сложно, а уж с правовой основой - и того хуже. Но тем не менее все-таки какие-то основания для выделения рыцарства были. И до какого-то достаточно позднего времени это попадало под определение, которое меня всегда поражало считалось, что на Руси был феодализм без сюзерена. Это как водка без градуса, табак без никотина, книга без букв. Странное представление о рыцарстве и феодализме! Но корни его понятны. Отношения между теми, кого мы можем на Руси условно назвать сюзеренами, и теми, кого тоже условно называем рыцарями, были совсем не такими, какими они были в Западной Европе. Есть принципиальные различия, причем они очень четко проходят географически. И как-то надо было их обозначить, отсюда и «феодализм без сюзерена». На Руси были старшая дружина и младшая. Старшая - это, безусловно, привилегированная часть воинов. Но их привилегии - довольно странные. Не знаю, как первые рыцари, условно говоря - насколько они были определены в Западной Европе по своему родству, то есть передавался ли их статус по наследству. На Руси это определить очень трудно. И прежде всего потому, что у нас часто привлекают для ранних периодов очень сложный и даже опасный источник - былины. Почему опасный? Потому что это устная передача, но не эпоса, который, как правило, очень четко выдерживается по структуре и содержанию, а былин. В былине же сказитель сам ее творец. Основные действующие лица - богатыри. А богатырь и рыцарь - это примерно одно и то же. Слово «богатырь» приходит к нам вместе с монголами. Первый богатырь, который упоминается в письменных источниках - Субедей-Баатур. Это тюркское имя, которое народная этимология сделала более русским - богатырь. Кто они по именам? Илья, Алеша - то есть Алексей или Александр - и Добрыня. Что касается Ильи и Алеши, это уже позднее время, потому что имена явно крестильные, а крестильные в качестве основных начинают использоваться лишь с XV века. Я же говорю о былинах ранних, былинах так называемого киевского цикла, в которых упоминается князь Владимир Красное Солнышко. Где обретается вся эта публика? Они либо у князя Владимира сидят на пиру, или на богатырских заставах. Богатырские заставы - это понятие, которое сформировалось в XV веке. То есть как мы ни возьмем какой-нибудь признак, он нас отбрасывает в XV век, в XVI век, в XVII век. И кроме имени Владимир Красное Солнышко и того, что он сидит в Киеве - других датирующих признаков нет, хотя мы его и относим к киевскому периоду. Вообще Владимир Красное Солнышко - почти мифическая фигура, какая-то «смесь» Артура и Карла Великого. Карл Великий со своими паладинами, а Артур с рыцарями. Какие-то отдаленные-отдаленные воспоминания о Владимире Святославовиче, потому что все-таки Креститель, и о нем вспоминают регулярно. Потом Владимир Мономах, но фигура тоже крайне неясная. И потому невозможно сделать вывод о том, каков был социальный состав рыцарей, откуда брались эти богатыри. Скажем, могли ли они быть крестьянскими детьми. Я бы не решился сделать такой вывод. Есть источники более надежные. Скажем, «Повесть временных лет». Но ведь это тоже полумифическая генеалогия о нескольких поколениях приближенных людей, окружающих князя! История о Яне Вышатиче, Вышате Остромириче. Все это родственники князя в какойто степени, а Остромир - новгородский посадник, он родственник Изяслава Ярославича, старшего сына Ярослава Мудрого. Кроме того, совершенно ясно, что в «Повести» есть генеалогические натяжки. И вот что важно. Нужно помнить, что до XV века у нас отсутствует представление о фамилиях. Родословная никого по-настоящему не волнует. В лучшем случае упоминается дедичество, то есть говорится, кто был дед. Все, что дальше - неважно. Поэтому говорить о том, что на Руси рыцарство, - а это определенные права и обязанности, переходящие из поколения в поколение по наследству, совершенно невозможно. Однако поначалу, до XII века все было очень похоже на Западную Европу. А в XII веке появление самостоятельных государств на территории Киевской Руси ведет к формированию разных типов государственности, и роль конных воинов меняется. Но до этого времени очень напоминают Западную Европу прежде всего южные и юго-западные княжества. Это Киев, Галич, Волынь, в какой-то степени Полоцк. И абсолютно другая картина на северо- востоке. С появлением на исторической сцене Андрея Боголюбского резко меняется вообще вся система социальных отношений. На юге и юго-западе старшие дружины, которых называют словом «бояре», играют очень заметную роль, влияют на князя, князь вынужден согласовывать с ними все свои действия вплоть до того, кому будет передано княжество. Они имеют земельные владения и считают их своими и фактически держат под своим контролем городские вечевые собрания. А на северозападе боярство поместное, это не воины, это местная аристократия с крупными земельными владениями, и она от князя никак не зависит. Князь зависит от них! Они выгоняют князя, они могут пригласить другого, и он может прийти к ним на договорных отношениях, скажем, на время ведения военных действий. И северо-восток, где складывается другая система боярства, хотя термин один и тот же. После того, как Андрей Боголюбский выгоняет отцовскую дружину, он остается с теми самыми министериалами, с той самой служебной организаций, «младшей дружиной», которая неровня ему. Он не первый среди равных, а на порядок выше. Они холопы - в XV веке будут писать, что Андрея Боголюбского убили его холопы. Хотя они назывались боярами и были боярами. Таким образом, на юго-западе, на северо-западе, на северо-востоке Руси были совершенно разные виды боярства. И с Западной Европой, кажется, можно сравнивать только юго-западных бояр. П.У.: Но к этому времени, если мы говорим о XII веке, на Западе - то же самое. В завоеванной норманнами Англии - одно, в Северо-Восточной Франции - другое, а в Италии - третье. И отсутствие унификации было не меньшим, а то и большим, чем на Руси. Но что произошло в Европе? И что не произошло у нас? Во-первых, в Европе не было монгольского нашествия, которое проблему боярства решило кардинально, во всяком случае, на северо- востоке. И второе, пожалуй, не менее важное - на Западе произошла кодификация уже народившейся после «рецепции» римского права юридической мысли. Люди, которые научились мыслить юридически, захотели кодифицировать некие правила, чтобы стали возможны взаимодействия. В результате - совершенно другая реальность. Складывается генеалогический канон. Прописан трактат, где доказывается богоугодность занятия «проливания крови в определенных случаях». Возникает традиция, согласно которой, рыцари воспринимаются защитниками вдов и сирот. Особенно это сильно там, где существует дефицит власти. То есть XII век для Европы это время создания, складывания социальной системы, некоторой унификации правил, в результате чего становится возможен обмен информацией и кодексами поведения. С конца XII века уже существует некоторое единство территорий и различных регионов. И огромную роль в этом сыграли крестовые походы, роль некоего катализатора и плавильного котла, в котором начинает выкристаллизовываться система ценностей. Дальше этот процесс будет только набирать силу, крепнуть. Станут совершенствоваться юридические нормы, складываться национальные государства. Но все равно вплоть до XV века будет собираться аристократическая рыцарская молодежь со всей Европы и, скажем, ездить охотиться на литовцев. Мы знаем, как этих чудесных ребят, знакомых нам по хроникам Шекспира, детей, внуков Черного Принца и Ричарда II, специальными папскими указаниями выгоняют с литовской границы за буйство и безобразия, которые они чинят. Два слова еще о крестовых походах. Есть мнение, что это огромный всемирный проект социального и политического переустройства всей Европы. Если это так, то таких рыцарских проектов будет много. И при Карле V и VI, и проект Дюбуа при Филиппе IV. И вообще в рыцарские тона будут окрашены все первые утопии. Но через какое-то время все закончится. И есть очень простое функциональное объяснение - содержать рыцарское войско, эту махину, становится все сложнее и сложнее. И безумно дорого, конечно. А Восточная Европа малонаселенное, и, в общем, бедное общество. Там нет такой концентрации богатства, человеческого материала и ресурсов, как в Западной Европе, чтобы содержать рыцарство вот, кстати, и еще одна из причин его отсутствия на Руси. Плюс к этому специфическая форма землепользования. Не будем забывать, что практически до XV - даже XVI века происходит перелом. Старую землю население было вынуждено оставлять и осваивать новые участки. Это во многом определяет, почему на Руси был феодализм без вассалитета. Потому что нельзя было дать один участок земли на всю жизнь - он вырабатывался с невероятной скоростью. То есть, надо было либо давать рыбные ловли, солеварни - все, что угодно - либо дожидаться того, когда появится нормальная система землепользования. А это XVI век. Тогда и завершается процесс формирования поместного землепользования. Но тут уже не рыцарство. Очевидно, оно могло бы быть, но время упущено. Уже достаточно сильна княжеская власть, а потом и царская. Именно в это время происходит резкое усиление власти великого князя, а вскоре и появление царя, сакрального абсолютно, который стоит вне всяких социальных структур. Плюс тяжелое наследие монголов. Потому что отношения государя и холопа переносятся на всю систему связей. Не было тут баронов! У нас пытались в свое время сказать, что борьбу с реакционным боярством вело прогрессивное дворянство. Но... они не различались по существу своему! Это был только чин, только статус, определенный положением при монархе, который один имел неограниченную власть. Посмотрим, где еще могло быть рыцарство, и было ли оно. Или это сугубо европейский феномен? Приходят в голову самураи, индийские раджпуты, которые удержали проникновение ислама в центральные районы. В Иране было что-то подобное. И даже в Китае. Но кочевое общество по-другому решило эту задачу. И.Д.: Европейское рыцарство далеко не всегда было успешным. Например, столкновение при Шайо, битва при Легнице, где монголы одерживали безусловные победы. П.У: Возможно, если бы они двинулись дальше, система замков их могла бы задержать. Замки в гористой местности они брать не умели. Но в открытом бою никаких шансов у рыцарства не было, это совершенно однозначно. Так где же все-таки проходит граница между Западом и Востоком, где граница западноевропейского рыцарства на Востоке? Таких рыцарей, как в Европе, например, в Балтии не было. И.Д.: А в Литве, Польше - постоянные контакты с Европой, которые обусловлены, в частности, борьбой против монгольского нашествия. И в этом - огромная заслуга Данилы Романовича Галицкого, установившего такие контакты. Именно он начинает активно включаться в тот процесс, в результате которого возникнет образование, которое мы назовем Литвой. Но Великое княжество Литовское - это колоссальная территория с разным по этническому составу населением. И то, что, несмотря ни на что, княжество это ближе к Западу, чем к Востоку, приводит к тому, что потом, много позже, Литва заключает Унию с Польшей, возникает Речь Посполитая. И то, что мы находим на этих территориях, гораздо ближе, скажем, к европейскому рыцарству по сути своей и по формам отношений, чем к северовостоку. И польско-литовскую шляхту можно назвать рыцарством. Но где мы видим самое восточное присутствие или хотя бы упоминание рыцарских легенд? И.Д: На северо-востоке в лучшем случае мы находим романы об Александре Македонском. П. У: И все-таки если искать общие корни, то их можно найти. Ведь это в греческих традициях - конный святой. А его мы встречаем и в восточно- христианской традиции, и на Западе. Это ездец, или копейщик. И поначалу это, конечно, не святой Георгий, но просто ездец, всадник. Интересно, что даже для Северо-Восточной Руси в XIV-XV веках существовал, как и на западе, выбор, существовала множественность служб. Всадник мог отъехать на какое-то время или насовсем переехать от одного князя к другому. И это вплоть до XVI века. А теперь посмотрим на рыцарские легенды. Такой легендой называют «Слово о полку Игореве». Обычно его сравнивают с «Песней о Роланде». Однако, насколько я понимаю, их объединяет только одно - совершенно заурядный случай, по поводу которого создано гениальное, потрясающее произведение, которое стоит вообще вне всякого жанра. Дмитрий Сергеевич Лихачев написал четко и ясно: это произведение стоит вне жанровой структуры. Что, кстати сказать, и наводило на грустные размышления по поводу того, когда оно было создано. К этому же вопросу приводило и полное отсутствие сведений о бытовании этого произведения. Об этом не могло быть и речи, хотя Лихачев смело говорил о бытовании «Слова о полку Игореве», подобном тому, какое было у «Песни о Роланде». Непонятно только, на чем он основывал это свое утверждение. С рыцарством связано развитие такой специфической вещи как геральдика. И.Д.: А это было категорически исключено на Руси! Потому что - повторяю еще раз! представление о родовой принадлежности, появление фамилий связано, судя по всему, только с одним - появлением местничества. Это формирование слоя служилых людей в определенном ранге, ранжированное по тому, когда человек пришел, какое положение занимали его предки. То есть это был князь, или московский боярин, или боярин служилого князя, с тем, чтобы обеспечить их статус и статус их потомков. Только с этого времени! Причем к этому выводу прихожу не я один, изучая материал с XI века до конца XV века, но, например, и Александр Каменский, просматривая этот материал с XV века до XVIII века. У нас геральдика появляется в XVII веке, причем это городская геральдика. А в XVIII веке это уже будет родовая геральдика, у которой совершенно другой статус и другие функции. Но это ничего не меняет в принципе. Сегодня в наших представлениях герб - это символ чести. Для того времени, судя по всему, речь шла всего лишь о такой системе поведения, которая бы позволила продвижение вперед. Потому что на Руси нет канона, то есть обозначения поведения, которое считывалось бы, как понятие чести. Я нигде не мог увидеть таких слов: «он поступил бесчестно». Потому что определить «наличие» чести, можно, когда тебя «ловят на бесчестном поступке, то есть когда ты выходишь за этот канон. Какие же выводы можно сделать? Существование рыцарства в Западной Европе имело огромное значение для ее развития. Этот институт сильно повлиял на появление и установление прав личности, на отношение к женщине, на создание и соблюдение правил цивилизованного ведения войны, на отношение к пленным. Очень многие особенности демократии в значительной степени идут оттуда. Можно даже сказать, что в какой-то степени основа современной правовой системы заложена именно тогда и благодаря рыцарству. Я.У.: На Руси существовали некоторые элементы, общие с европейскими, из которых рыцарство могло развиться, но, видимо, по каким-то сложным, внутренним причинам это так и не состоялось.

краткое содержание других презентаций

«Средневековье в Европе» - Романский стиль. Готический стиль. Словарь. Периодизация Средневековой истории. Христианская цивилизация. Страсбургский собор. Человек. Изобретения европейцев. Фантастическое Средневековье. Французский историк. Амьен. Раздел Римской империи. Университеты. Шартрский собор. Три варварских государства. Бове. Культурные достижения. Нотр-Дам. Мрачное Средневековье. Нашествия варваров. Варварство. Католическая церковь.

«Ремесло в средневековом городе» - Цеха. Изделия. Участники ремесленного производства. Дайте правильный ответ. Мастерская ремесленника. Роль цехов в жизни города. Особенности. Ремесло в средневековом городе. Ремесло. Надомный ткач за работой.

«Одежда в стиле Средневековья» - Разнообразие причесок. Период позднего средневековья. Покрывало. Период раннего средневековья. Женские платья. Прилегающий силуэт. Вытачка. Мужской западноевропейский костюм Средневековья. Пропорции женского прилегающего костюма. Мужской костюм. Облегающие короткие куртки. Журнал Средневековой моды. Использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов. Динамичные треугольные формы. Скульптура средневековых соборов.

«Европа в Средние века» - Европа и Россия в Средние века. Отношения между феодалами. Вассалы. Средневековое государство. Сеньоры. Абсолютная монархия. Роль церкви в Средние века. Термин «Средневековье». Раннефеодальная монархия. Короли. Феод. Отношения между феодалами и крестьянами. Корпорация. Натуральное хозяйство. Барщина. Сословно-представительная монархия. Структура средневекового общества. Оброк. Борьба пап и королей.

«Образование средневековых городов» - Деньги. Представление у учащихся о средневековом городе. Формирование средневековых городов. Важнейшие изменения в жизни. Причины возникновения и роста городов. Ремесленники одной профессии. Феодалы и горожане. Возникновение городов. Причины роста средневековых городов. Торговцы и ремесленники. Европейские города. Выделение ремесла из сельского хозяйства. Развитие хозяйства.

«Викторина «Средние века»» - Крестовые походы. Дай определение. Церковь стремилась не допустить расхищения своих богатств. Событие. Открытия, изобретения. Развитие феодального строя. Как менялы превращались в ростовщиков. Участники крестовых походов. Ян Гус. У Жака-Простока широкая спина. Коммуна. Средневековый город. Борьба чешского народа. Трёхпольная система земледелия. Крестьянское восстание во Франции. Связь населения городов с сельским хозяйством.

Подавляющее большинство населения Европы в средние века

составляли крестьяне. За их счет жили все категории феодалов - церковные (епископы, настоятели монастырей - аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).

Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли - продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы - три сословия (входящие в

эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения - духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей - заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри - общины монахов - появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях - аббатиссе^, молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.

Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцарство. Важнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях - турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали

3. Зак. 606

правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная - донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его семья, воины и слуги. Основную массу населения Европы в средние века составляло крестьянство, проживавшее в небольших деревнях по 10-15 дворов в каждой. Крестьянские дома строились из дерева, а в тех местах, где лесов было мало, из камня. Крыши крыли соломой, которая в голодные годы служила пищей скоту. Маленькие оконца закрывали деревянными ставнями, кожей, бычьим пузырем. Открытый очаг не имел трубы, дымоход заменяла зияющая в потолке дыра. Когда в доме топили, дым заполнял помещение, на стенах оседала копоть. В холода корову и прочий скот (если таковой был) переводили из сарая в отапливаемый дом, где животные зимовали вместе с крестьянской семьей.

Еще по теме Социальная структура средневекового общества:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ, СОСЛОВНАЯ И ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБщЕСтвА
  2. Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сословно-иерархическая структура Средневекового общества

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия. В каждом из этих сословий у людей разные права и обязанности. Итак, первое, наиболее важное сословие - молящиеся (духовенство). Оно состояло из служителей церкви - монахов и священников. На них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина. Второе сословие - сражающиеся (феодалы или рыцари). Их основная задача защищать страну от внешних врагов. Третье сословие - работающие(крестьянство и горожане). Основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.

Не случайно в сословной иерархии средневекового общества духовенство стояло на первом месте, ведь для средневекового европейца самым главным было его правильные взаимоотношения с Богом, что могло обеспечить ему спасение души после физической смерти. Священнослужителя обеспечивали посредничество между человеком и богом, выполняли миссию духовного наставничества и надзирания на протяжении всей жизни - от рождения до смерти. В средневековом обществе служители церкви, как правило, были образованнее феодалов и рыцарей, не говоря уже о крестьянах. Художники, писатели, поэты, музыканты, ученые в эпоху средневековья чаще всего были духовными лицами. Им принадлежали высшие государственные посты, и они имели большое влияние на своих сюзеренов. Средневековые монастыри в Европе были центрами культуры и образования. Школы, библиотеки, мастерские по переписке книг возникали, как правило, при монастырях. сословный феодал рыцарство

Второе сословие - это светские феодалы, рыцарство. Их основным занятием было участие в войнах, состязания на турнирах. Все свободное время рыцарь проводил на охотах и пирах. Грамотность в среде рыцарей была не обязательна. Основным обязательством для рыцаря была беззаветная вера в Бога, верное служение сеньору, забота о слабых и беззащитных, соблюдение всех обязательств и клятв. Хотя в реальной жизни рыцари не чурались всевозможных бесчинств. Жили феодалы в хорошо укрепленных каменных замках, окруженные семьей, воинами и многочисленной челядью. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Основное население средневековой Европы - крестьянство. Они жили в небольших деревнях. Их жилища бедные и убогие, строились из дерева, обмазывались глиной. Крыши накрывали соломой или камышом. Такая крыша была не только прочной и дешевой, но могла пойти на корм скоту в голодный год. Крошечные окошки прикрывали ставни. Вместе стекол использовали кожу или бычий пузырь. Для отопления и приготовления пищи в крестьянских домах использовали открытый очаг без трубы, а дым выходил в отверстие в потолке. Из-за отсутствия дымохода стены в помещении были покрыты копотью. В холодное время в отапливаемый дом заводили имеющуюся скотину, и животные зимовали вместе с людьми. Жили крестьяне на землях феодала - землевладельца, и были у него в совершенном порабощении. Подать и налоги крестьяне платили натуральными продуктами, отрабатывали повинность на тяжелых работах в поле и замке.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии - фригольдерами, в Германии - мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии - копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог - шеваж, подымный налог - фокаж, налог за право вступления в брак - формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству - мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60-70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат - бразо:

1) рикос омброс; 2) идальго; 3) духовенство; 4) горожане.

Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: "Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!" Кортесы принимали законы, утверждали налоги.

Частые феодальные междоусобицы стирали средневековые деревни с лица земли. Положение крестьянского сословия было очень тяжелым. Даже религия не могла дать утешения - ведь проповеди велись на латинском языке. Поэтому в средние века было так развито суеверие и занятие колдовством, и особенно среди простолюдинов. А духовенство, в свою очередь, выжигало каленым железом в буквальном смысле, все остатки язычества. Нередко вспыхивали крестьянские восстания, которые феодалы подавляли беспощадно.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Введение понятия "средний век" итальянскими гуманистами. Разделение эпохи Средневековья на периоды и их характеристика. Особенности средневекового общества, ориентация средневекового человека на свой внутренний мир. Основные цивилизационные регионы.

    презентация , добавлен 15.12.2013

    Возникновение идеалов рыцарства в системе традиционного жизненного уклада разных народов в эпоху Средневековья. Формирование кодекса на основе морально-этических ценностей военных сословий. Влияние рыцарских турнирных поединков на жизнь простых горожан.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Развитие эпохи Средневековья XI-XIII веков. Описание быта и костюма этой эпохи. Условия формирования мировоззрения и традиций в это время. Роль крестовых походов в становлении идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействия западных и восточных традиций.

    реферат , добавлен 02.06.2016

    Благотворительность как неотъемлемая часть социального служения Церкви, исследование ее традиций на протяжении всей многовековой истории христианского общества. Расцвет церковной благотворительной деятельности в России в середине XIX – начале XX в.

    статья , добавлен 14.08.2013

    Однообразие в питании большей части средневекового населения Западной Европы (ХI-ХШ века). Распространение пшеницы, ржи и ячменя в рационе. Отличия в питании бедняков и богачей. Ассортимент средневековых огородных культур. Рацион горожан и крестьян.

    реферат , добавлен 05.01.2011

    Война как важнейший фактор жизни средневекового западноевропейского общества. Кавалерия и кавалеристы. Тенденция к увеличению и утяжелению оснащения. Появление огнестрельного оружия. Эволюция пехоты в XIV-XV веках. Планы набора войска во Франции.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2012

    Общественный и государственный строй средневекового Китая. История развития и основные источники китайского средневекового права. Концепция "10 зол" - классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2013

    Взаимоотношения церкви и государства в период после революции и до начала строительства социалистического общества (1921-1927 гг.). Характеристика изменении в политике Советского государства в отношении церкви и позиция духовенства (1927-1949 гг.).

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Жанровые особенности английских средневековых баллад. Жанровая характеристика "Деяний Робин Гуда". Исторические сведения о предполагаемой личности Робин Гуда, его приближенных. Отражение повседневной жизни средневекового общества в балладах о Робин Гуде.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Понятие и определение рыцарства. Рыцарство - социальная категория в Западной и Центральной Европе. Система рыцарского воспитания и обучения. Каролингские военные реформы, рождение средневекового рыцаря. Оруженосцы их обязанности и разделение на классы.

4. Социальная структура позднесредневекового общества

Венгрия, в том числе и территория Словакии, в XV веке все еще была типично средневековым королевством; политические, экономические, социальные структуры, несмотря на некоторые новые элементы, оставались неизменными. Она по-прежнему была страной аграрной, подавляющую часть населения составляло феодально-зависимое крестьянство, определяющей общественной силой было дворянство.

Численность населения всей Венгрии, согласно новейшим демографическим исследованиям, колебалась от 3-3,5 миллиона в начале XV в. до примерно 4-4,5 миллиона человек в конце века (вместе со Славонией и Трансильванией), численность населения Словакии - около 500-550 тысяч человек. Эти данные, однако, весьма приблизительны, их источниками являются описи повинностей (урбарии), которые сохранились лишь в очень редких случаях и отрывочно, к тому же в них записано только число податных единиц в данной местности, а не численность населения. Подавляющее большинство населения жило в сельской местности, численность жителей городов и местечек составляла предположительно около 8,2% от общей численности населения (в Западной Европе несколько больший процент, равно как и в сопредельных странах - Польше, Чешском королевстве - около 15% жителей). Даже самые значительные и крупные свободные королевские города (например, Кошице, Братислава) по европейским меркам были городами средней величины (5-10 тысяч жителей). В целом в Словакии в конце XV столетия было около 200 населенных пунктов городского типа.

Предположения относительно плотности населения в Венгерском королевстве колеблются в среднем от 10 до 32 человек на кв. км, но это очень приблизительные данные, в возвышенных районах Словакии, заселенных преимущественно валахами, которые занимались скотоводством, плотность населения гораздо ниже, например, в Липтовской и Оравской жупе - до 5 человек на кв. км, на большей части территории Словакии 5-12, в Гонтской и Абовской (в окрестностях Кошиц) жупах даже 15 человек на кв. км. Численный состав домочадцев, т. е. число живущих в одном доме, в границах Венгрии предположительно составлял около 6,3 душ. По сравнению с соседним Чешским королевством заселенность Венгрии (значит, и Словакии) была более редкой, о чем свидетельствуют и некоторые сохранившиеся памятники: например, в 1471 г. венгерское посольство, которое на выборах в сейме в Кутной Горе отстаивало право Матвея Корвина на чешскую корону, в своем выступлении сравнивало оба королевства; Венгрия рисовалась у них страной, славящейся обилием всех вещей, а Чехия - страной выдающейся численности и плодовитости населения.

Плотность населения обусловливали различные факторы, в течение XV в. обычным делом было обезлюдение и даже полное запустение некоторых населенных пунктов или целых районов. Число усадеб, которые платили подати (подати платились с одних «ворот», с одного «входа»), со времени короля Сигизмунда до конца XV столетия сократилось на 1/3. Уменьшение численности населения вызывалось разными причинами - массовая гибель от голода из-за резких перепадов погодных условий, например, долгой зимы или чрезмерной жары и засухи (которая постигла Венгрию, в частности, в 1473 г.). Причиной убыли населения были и эпидемии чумы, которые повторялись несколько раз за десятилетие, ограниченные возможности добыть средства к существованию (если, например, отдельно взятой усадьбе принадлежало слишком мало земли), насильственные действия и междоусобицы отдельных землевладельцев, вторжения иноземных войск (например, вторжения гуситских войск на территорию Словакии в первой трети века или нападения польских войск в конце XV столетия). Несмотря на все эти негативные факторы, демографическое развитие в Словакии в XV в. имело тенденцию к умеренному росту.

Определяющей силой общественного развития в средневековом обществе была его элита - дворянство, хотя оно и составляло всего лишь минимальный процент населения. Согласно новейшим гипотезам, в рамках всей Венгрии это было менее 5% от общей численности населения, из них состоятельное (среднее и высшее) дворянство составляло около 1,5% от общей численности населения. Основой основ дворянства было владение землей, дворянин жил на собственной земле и единственной его обязанностью была военная служба. Тем самым как собственник (homopossessionatus) он отличался от остальных слоев населения (homines impossessionati). Kpoме владения землей (хотя бы клочком или даже всего лишь усадьбой), дворяне пользовались и полной свободой личности, освобождением от налогов и другими привилегиями, из которых важнейшим было то обстоятельство, что без законного предписания, судебного разбирательства и приговора дворянина нельзя было отправить в тюрьму, причем дворяне были подсудны только королю (имели право быть судимы лишь самим королем или его сановниками, т. е. судьей области или палатином).

Структура дворянства на всем протяжении XV столетия не претерпела существенных изменений. Решающую роль играла только самая влиятельная или самая богатая группа, часто обозначаемая термином аристократия, олигархия, магнаты или вельможи. Хотя формально все дворяне были равны между собой (этот принцип был сформулирован в декрете короля Людовика Анжуйского в 1351 г.), в действительности дело обстояло совсем не так, дворянство как класс делилось на определенные, относительно обособленные слои. Среднее и особенно самое многочисленное мелкое дворянство в тот период не допускалось почти ни к какому участию во власти. Судьба страны решалась группой аристократии или ее верхушкой - баронами, которые вместе с церковными иерархами - прелатами - составляли королевский совет. Титул барона изначально принадлежал исключительно носителям высших званий на королевской службе, формально бароны отделялись от остальных магнатов титулованием magnificus, magnificus dominus или dominus. В период правления Анжуйской династии существовала группа магнатов, почти тождественных категории баронов и прелатов. Впоследствии, однако, возрастало число богатых и влиятельных магнатов, которым не досталось должности высокого ранга, поэтому все чаще проявлялась тенденция расширить круг баронов. Уже с конца XIV в., но особенно в XV в. с прибавлением титула magnificus начали называться и потомки или члены семьи баронов. В период правления Матвея Корвина таких баронов называли «бароны по имени» или «по рождению», в отличие от «настоящих» баронов, т. е. сановников. Все чаще начало употребляться и обозначение «магнаты», которое в конце концов возобладало. Таким образом, решающим фактором принадлежности к этой группе стал не сан, а величина имения; в правление короля Матвея Корвина эта группа магнатов стала выделяться как особый, отличающийся и по формальным признакам (например, употреблением печати красного цвета) слой дворянства.

Большинство представителей среднего и мелкого дворянства нашло себе применение на службе у высокопоставленных феодалов в качестве фамилиаров. Институт фамилиаров в известной мере напоминает западноевропейскую ленную систему. Дворяне - фамилиары какого-нибудь феодала (in familiaritate et comitiva, in sequela et familiaritate), как и вассалы в странах Западной Европы, несли военную службу у своего сеньора, воевали в его бандерии (sub eius vexillo), были его кастелянами, канцеляристами, поджупанами, осуществляли судебную власть над его крепостными во время его отсутствия и прочее. К категории самых тяжких преступлений средневековья - предательству, измене (nota infidelitatis), за которое применялось наказание в виде лишения головы и имущества, относилась не только измена королю, но и предательство своего господина. Каждый дворянин стремился найти себе как можно более богатого и влиятельного господина, потому что через фамилиаритет вел путь наверх. Верхом стремлений была служба при королевском дворе, там были неограниченные возможности, и из представителя мелкого дворянства (при Матвее Корвине даже из рядов феодально-зависимого крестьянства) можно было стать магнатом. По большей части, однако, этот путь был открыт только для более или менее состоятельного дворянства. При королевском дворе мужчины с детства начинали свою карьеру, становясь пажами, впоследствии - придворными рыцарями. Но и группа придворных рыцарей не была однородной. Помимо простых рыцарей, среди дворян существовала группа приближенных, королевских фамилиаров, советников, сотрапезников на пирах, жупанов (глав комитатов), кастелянов, а также и представителей видных магнатских семей, которые пока еще только ожидали своего назначения на должность. Эти люди титуловали себя strenuus miles или strenuus vir, с XV в. очень часто употреблялся и титул egregius. Эту группу дворян можно было бы отнести к среднему и высшему дворянству, и в источниках ее иногда обозначают понятием proceres. Как правило, им принадлежало 10-25 деревень и один замок в качестве резиденции и административного центра.

Самый многочисленный слой дворянства (около 2 / 3 от общего числа) располагал одной усадьбой и несколькими зависимыми крестьянами. По этой причине подавляющее большинство дворян вели такой же образ жизни, как и феодально-зависимые крестьяне, их положение было лучше в том отношении, что они не платили податей своему господину. Оскудение многих дворянских родов было обусловлено принципом наследования (aviticitas), который действовал в Венгрии и согласно которому наследовали все мужские потомки рода (не только старший сын, как это было принято в других странах). Полная потеря имения, этой основы дворянства, означала жить под чужой крышей, следовательно, попасть в категорию недворян и вести жизнь на земле своего господина на положении работника, в полной зависимости от него. Решением проблемы был уход в наемные солдаты, в торговлю, искать счастья в городе и тому подобное. В худшем случае такие обедневшие дворяне становились разбойниками, о чем свидетельствуют списки преступников, так называемые проскрипции, составлявшиеся на собраниях разных комитатов, где в большом количестве представлены дворяне.

Наибольшие возможности для мелкого и среднего дворянства открывались во время восшествия на престол нового короля. В большинстве случаев сначала он должен был выиграть борьбу за власть с влиятельными магнатскими родами, поэтому искал союзников и создавал свою собственную, преданную ему аристократию. Такая ситуация сложилась при вступлении Сигизмунда Люксембургского, а также Матвея Корвина. Много представителей мелкого дворянства и даже мещанства проникло тогда в относительно замкнутый слой аристократии, при Матвее Корвине этот путь не был закрыт даже для феодально-зависимых крестьян.

Пятнадцатый век породил (не только в Венгрии) новый тип дворянина, дворянина-предпринимателя. Показательным примером такого дворянства были Турзо. Юрай Турзо, дворянин из Бетлановец в Спише, распростился с образом жизни деревенского дворянина и осел в Левоче, где добился больших успехов в торговле. Его сын Ян стал коммерсантом и предпринимателем европейского масштаба. Сначала он основал филиал фирмы в Кракове (сам стал краковским мещанином) и постепенно превратил его в международное предприятие с филиалами в Левоче и Кошицах. За границей он успешно занимался новыми технологиями откачки воды из рудников, поэтому получил разрешение на подобную деятельность и в Венгрии. Со временем Турзо удалось взять у короля в аренду разработку меди в окрестностях Банской Быстрицы, он объединился с южно-немецким банкирским домом Фуггеров из Аугсбурга и создал компанию Турзо-Фуггер, которая экспортировала банскобыстрицкую медь во многие страны Европы. Но большинство дворян по своему образу мышления и стилю жизни принадлежало к средневековью. В ту эпоху одним из атрибутов дворянского сословия все еще был замок. Кроме оборонительной и экономической функции (с замком было связано обладание деревнями и землей), замок выполнял и представительскую функцию, служил символом статуса его владельца. Но владеть замком могли только самые богатые, подавляющее большинство дворянства жило в небольших замках или в дворянских усадьбах. Количество замков на протяжении XV в. сколько-нибудь существенно не изменилось, зато с поразительной быстротой росло число небольших замков (castellum - крепостца) и крепостей, что было обусловлено бурным периодом гражданской войны.

Дворянство и духовенство были двумя основополагающими сословиями, которые выносили решения о судьбах страны. Иерархия духовенства была почти тождественна иерархии дворянства, представители высшего слоя - прелаты, т. е. архиепископы и епископы, и настоятели некоторых орденских общин, - почти всегда были выходцами из магнатских семей (это положение изменилось только в правление Матвея Корвина), средний слой - каноники и священники доходных приходов фактически совпадали со средним дворянством, и даже их образ жизни был одинаков. Самый нижний слой был представлен деревенскими священниками, капелланами, которые зачастую были выходцами из семей зависимых людей или из обедневших дворян.

Третьим сословием, формирование которого началось на протяжении XV столетия, были жители городов. Однако их политическое значение не соответствовало темпам их эволюции. Количество городов за XV век быстро выросло, но по большей части речь шла о местечках феодалов, и свои привилегии они получили благодаря ходатайствам своих землевладельцев. В конце XV в. 90% всех местечек и городов находились в руках феодалов. В правовом отношении городами в полном смысле слова оставались только свободные королевские города.

Городское население тоже было дифференцировано, но до более или менее серьезных конфликтов и борьбы за власть дело не доходило. Высшим слоем мещанства был богатый патрициат - купцы и владельцы недвижимости. Члены городского совета и бургомистр избирались исключительно из их рядов. Ремесленники и мелкие торговцы составляли средний слой, самые низы городского населения состояли из весьма разнородных элементов, сюда входили подмастерья, которые ждали случая стать мастерами, прислуга, поденщики, те, чей род занятий считался недостойным (палачи, комедианты), а также маргинальные элементы (проститутки, воры, бродяги). Численность городских низов (плебса) предположительно составляла около 1 / 3 городского населения. Пятнадцатый век был еще периодом внутренней стабильности в городах, власть прочно удерживалась в руках патрициата, внутренней борьбы и волнений не происходило. Исключение составляли, вероятно, только межэтнические тренья в некоторых городах, обусловленные засильем немецкого патрициата (например, под 1468 годом сохранилось сообщение о соперничестве словаков и немцев за место бургомистра в Трнаве).

Подавляющее большинство населения (целых 80%) составляли несвободные. Это были те, чьим уделом, - согласно средневековой политической доктрине о людях троякого рода, - было работать (люди троякого рода - это те, кто воюет, bellatores, - дворянство, те, кто молится, oratores, - духовенство и трудящийся народ - laboratores). Но и категория зависимого населения не была однородной, в правовом отношении к ним относились жители частновладельческих местечек, а также сельское население от зажиточных крестьян до батраков, не имевших никакой земельной собственности. Согласно исследованиям венгерских историков, на каждые 100 зависимых приходилось 25 батраков, из них 10 имели дом, 15 не имели собственного жилья. К сельскому населению принадлежала и челядь, работавшая в имении феодала или более или менее зажиточного крестьянина. Среди зависимых находились и свободные, которые были освобождены от уплаты податей феодалу - за заслуги на господской службе, мельники феодалов и т. п.

Между зависимыми также существовало значительное имущественное расслоение. Каждый феодал был заинтересован в том, чтобы удержать при себе как можно больше преуспевающих зависимых людей, потому что каждый зависимый приносил ему доход. В течение всего средневековья главной проблемой был недостаток населения, поэтому феодалы старались, с одной стороны, удержать собственных зависимых, с другой стороны, - переманить к себе жителей других областей. Ведение хозяйства самим феодалом, т. е. в собственном поместье, в XV в. еще не получило распространения, хозяйственная деятельность землевладельца заключалась в том, что он отдавал землю своим зависимым в пользование на определенных условиях. Вплоть до середины XV в. зависимые крестьяне имели право свободно переходить от одного феодала к другому (в те времена иногда появлялись поправки к законам, которые на один год ограничивали переселение зависимых), то есть в случае недовольства своим положением они могли, заплатив определенную сумму, уйти туда, где были более приемлемые для них условия. Это обстоятельство могло повлечь за собой серьезные экономические последствия, особенно для малосостоятельных дворян. Поэтому споры между феодалами из-за зависимых людей в тот период являлись одним из наиболее частых поводов для конфликтов.

Притом, что существовали и зажиточные крестьяне - зависимые, большинство населения было вынуждено добывать свой кусок хлеба в тяжкой борьбе. Самого по себе урожая, от которого зависимый еще должен был отдать обязательные доли церкви и своему феодалу, не хватало для того, чтобы прокормить семью. Погодные условия, от которых средневековый человек полностью зависел, нередко оставляли без урожая и становились причиной повального голода. Поэтому крестьяне находили и другие способы добыть средства к существованию - разводили скот, раскорчевывали новые земли, на которых (если позволяли природные условия) культивировали виноград, закладывали фруктовые сады или выращивали овощи. Существенным источником пропитания вблизи рек было рыболовство, в лесах - дары леса и почти повсеместно - охота. Дело в том, что феодально-зависимые крестьяне в Венгрии, в отличие от других стран, вплоть до начала XVI в. (1504) имели ничем не ограниченное право охотиться.

Итак, ни в структуре населения, ни в экономическом и политическом устройстве Венгерского королевства в XV в, более или менее заметных изменений не произошло. Несмотря на количественный рост поселений городского типа, Венгрия по-прежнему оставалась аграрной страной с относительно малоразвитыми торговлей и ремеслами. Это не значит, что процесс развития совсем застопорился; просто количественный, тем более качественный рост производства продукции был не в состоянии насытить отечественные рынки (в течение XV в. их сеть значительно расширилась, почти все более или менее крупные поселения и местечки имели право на торговлю). Поэтому экспорт был минимальный, всего около 10% от общего объема внешней торговли, тогда как импорт составлял почти 90%. На вывоз шли прежде всего крупный рогатый скот, овцы, шкуры животных, после создания компании Турзо-Фуггер - медь. Важной статьей экспорта было и вино, в XV в. виноградарство получило значительный размах. Большую роль в производстве вина играли города (в Словакии - в юго-западной области: Братислава, Трнава, Пезинок, Модра, а также Кошице на юго-востоке), которые арендовали виноградники и за пределами своих территорий. В юго-западной Словакии в этот период производилось около 100 тысяч бочек вина в год, часть вина отправлялась на экспорт (в Польшу, в Чешское королевство и в Северную Германию), но большая часть шла на внутренний рынок, потому что вино было главным напитком средневекового человека (особенно в городах - из гигиенических соображений воду для питья употребляли редко).

Качественные ремесленные изделия и предметы роскоши в Венгрию приходилось ввозить. Это были в первую очередь качественные сукна и другие ткани, изделия из железа, писарские принадлежности - пергамент и бумага, пряности и плоды южных растений. Самыми крупными центрами внешней торговли в течение всего XV века были города Братислава и Кошице.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 70. Социальная структура российского общества Хотя социальная жизнь России оставалась достаточно традиционной, в ней появились новые моменты, свидетельствующие о грядущих переменах. Повышение товарности сельского хозяйства, увеличившиеся в связи с этим требования

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Персонализация власти и социальная структура советского общества Социальная структура советского общества в 60–70-е гг. XX в. по сравнению с предыдущими периодами существенно изменилась. Это было связано в первую очередь с быстрыми темпами урбанизации: если в 1939 г.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Социальная структура шумерского общества Еще недавно в науке было принято, описывая древнее общество, указывать на периоды, когда от земледелия отделилось ремесло и когда от ремесленников отделилось жречество. Однако для Шумера такая схема не действует: уже в самых

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Население Российской империи в конце XIX - начале XX в. Социальная структура российского общества Общая динамика численности населения. Население России (без Финляндии) в пределах страны по переписи 1897 г. составляло 126,6 млн человек, из которых 73 % проживали в

автора Катасонов Валентин Юрьевич

1.17. Социальная структура древнеримского общества Напомним, что в Римской империи социальная структура общества была предельно упрощена, а имущественная поляризация общества достигла крайней степени.Поляризация общества просматривается как в масштабах всей Римской

Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич

7.1. Социальная структура рабовладельческого общества Мы уже в предыдущих главах делали немало сравнений Древнего Рима и современного мира. Вот еще некоторые сравнения и размышления на эту тему.Тенденция к формированию социальной структуры общества, подобной структуре

автора Андреев Юрий Викторович

2. Социальная структура греческого общества Ускоренное развитие греческой экономики в VIII–VI вв. до н. э., включение всех слоев населения в те или иные отрасли производства создавали условия для формирования разных классов и социальных групп со своими экономическими и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XII. Социальная структура греческого общества Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в греческом обществе V–IV вв. до н. э.

автора Бонвеч Бернд

Социальная и демографическая структура германского общества Германское общество в XVI - начале XVII в. характеризовалось значительной дифференциацией, многокомпонентностью, наличием феодальных и раннекапиталистических элементов, неоднозначной ролью каждой

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

3. Социальная структура В XVII и XVIII вв. не только в Германии, но и во всей Европе произошла консервация социальных отношений, сложившихся в эпоху раннего Нового времени. Но в Германии из-за политической замкнутости и экономической слабости она проявлялась сильнее всего.

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Социальная структура Оригинальной чертой исландского общества является отсутствие классов. Конечно, как и повсюду, определенный отпечаток на него оказала окружающая среда. Общественный слой свободных крестьян-рыболовов-землевладельцев, или бондов, держит в руках

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Социальная структура общества Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков.

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

24. РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛИЗМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Социальная структура Формально все казаки были равноправны, но в действительности это равноправие было только на бумаге и на словах. Социальное расслоение и создание групп богатых запорожцев фактически всю власть отдали в руки этих «знатных» или «старых» казаков,

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал