Природные и географические условия рима. Природно-климатические условия древнего рима природные условия

География

Рим является одним из древнейших городов в мире. Когда-то он был столицей Римской империи, а ныне - столица Италии. Часто говорят, что Рим - «вечный город» и к нему «ведут все дороги».

Этот древний город располагается рядом с западным побережьем Центральной Италии в 24 км от места, где река Тибр впадает в Тирренское море. Его территория занимает холмистую местность, недаром говорят, что Рим - «город на семи холмах». А именно на холмах: Капитолийском, Квиринальском, Виминальском, Эсквилинском, Целийском, Авентинском и Палатинском. Река Тибр делит город на 2 части.

Столицу Италии обслуживают международные аэропорты Фьюмичино (аэропорт имени Леонардо да Винчи) и Чампино. Отсюда осуществляются прямые рейсы в Россию, продолжительность перелёта из Москвы составляет примерно 4 часа. Аэропорт Фьюмичино расположился в 35 км от центра города. Удобнее всего уехать из него на скоростном поезде, который ходит до центрального вокзала города - Термини. Можно также взять такси. Кроме того в столице весьма развита сеть маршрутных автобусов, есть метрополитен.

Часовой пояс Рима - GMT+1 (- 2 часа с Москвой).

Климат

Климат Рима является средиземноморским субтропическим. Лето здесь, как правило, длительное и жаркое, средний показатель дневной температуры воздуха достигает +27…+30 °С. Зима в городе достаточно мягкая и дождливая, столбик термометра колеблется около отметки в +11…+12 °С.

В летнее время в Риме дует жаркий сухой ветер сирокко, в это время температура воздуха может достигать +35 °С.

Периодизация истории Древнего Рима. Красткая хар-ка каждого периода.

Периодизация

1. Царский Рим. VIII-кон.VI вв. до н.э.

21.04.753 до н.э. – основание Рима.

509 г. до н.э. – изгнание последнего царя Такрвиния Гордого.

2. Эпоха Римской республики. V-I вв. до н.э. (до 30 г. до н.э. – окончание греч. эллинизма).

· Ранняя РР (V-III вв. до н.э. – основание общины).

· Поздняя РР (II-I вв. до н.э. – Рим завоевывает Средиземноморье).

3. Эпоха Римской империи.

· Раняя РИ. Период принципата. (до 192 г. н.э. – смерть Коммода).

· Кризис III в.

· Поздняя РИ. Период домината (IV в. – 476 г. н.э. – гибель ЗРИ).

Понятие «Древний Рим» – гос-во, об-во и цивилизация, история к-рых от 753 г до нэ до 476 г нэ. Основные периоды:

1) Царский Рим (VII – VI вв до нэ; 21 апр 753 г до нэ – основание Рима): разложение родоплеменных структур, возникновение раннеклассового об-ва, начало формирования гос институтов;

2) Период Ранней республики (V – III вв до нэ; 509 г до нэ – изгнание 7 царя Торквиния Гордого): интенсивное развитие рабовладельческого об-ва и гос-ва, завоевание Римом Италии;

3) Период Поздней республики (II – I вв до нэ): время классического рабства и формирования Римской средиземноморской державы;

4) Ранняя империя, или принципат (I – II вв нэ): расцвет античной цивилизации Средиземноморья, подъем экономики и культуры$

5) Кризис III в нэ: поразил все структуры римского об-ва и повлек за собой распад империи;

6) Поздняя империя, или доминат (IV - V вв нэ): период разложения рабовладельческого об-ва, зарождения и развития в его недрах отношений протофеодального типа.

Природные условия и их влияние на развитие древнеримской цивилизации.

Апеннинский п-ов глубоко вдается в Средиземное море в его центр части; с севера к нему примыкает широкая долина р. По, огражденная со стороны материка дугой Альп; вдоль всего п-ова тянется горная цепь Апеннин (на севере и юге горы приближаются к зап побережью Италии, а в средней ее части - к вост побережью); Апеннинский п-ов омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским и Лигурийским морями, к-рые явл-ся частями Средиземного моря.

Условия для развития мореплавания хуже, чем в Греции: около Италии мало о-вов, крупнейший из них - Сицилия -мост м/д Италией и Сев Африкой, но два др больших о-ва - Корсика и Сардиния - лежат довольно далеко к западу.

Береговая линия Ап-ого п-ова слабо изрезана: мало удобных бухт (особенно на вост побережье)

В Др Италии больше, чем в Греции, плодородных земель: в долине р. По, в Этрурии, Кампании, Сицилии; в древнем Лации многие земли были заболочены, но с созданием осушительной системы в виде сточных каналов эта область тоже стала вполне пригодной для земледелия; менее плодородны были почвы в центре и на юге вост части п-ова; Италия изобилует реками (боль-во из них теперь мелеет летом, но в древности они были полноводнее благодаря обилию лесов, позже вырубленных). Полезных ископаемых в Др Италии было мало: добывали мрамор и др породы строительного камня, а также глину, пригодную для гончарного произв-ва; в устье Тибра находились залежи поваренной соли; зато рудных залежей почти нет; лишь в Этрурии выплавляли медь и на о-ве Ильва (Эльба) - железо.


Благоприятные для жизни первобытных людей прир условия Италии, к-рая была заселена с эпохи палеолита, долгое время способствовали некот замкнутости ее историч развития, в то время как, например, греков нужда в хлебе, связанная с относит-ым перенаселением, погнала за море ещё с VIII в. до н.э. Невозможность до появления стальных или хотя бы бронзовых орудий широкого развития земледелия в Италии с её густыми лесами и преимущественно тяжелыми почвами исключала создание более или менее высокопродуктивного хозяйства и классового общества на его базе.

Олово здесь появилось лишь с конца II тысячелетия до н.э., его, возможно, начали ввозить из Испании и Британии. Соотв-но только с этого времени началось в Италии производство бронзы. Производство железа, особенно стали, распространилось ещё позже. Большая по сравнению с Грецией удаленность Италии от передовых цивилизованных стран Востока также тормозила темпы ее историч развития в древнейшие времена.

Рим царской эпохи.

Царский Рим (753-510 гг до нэ)

Древнейший Рим – один из городов Лация (область расселения лат племен к югу от Эртурии), возник в рез синойкизма (слияние мелких родовых поселений).

В VIII до нэ 30 городов – Латинскую федерацию во главе с Альбой-Лонгой (основатель Альбы-Лонги – Асканий-Юл, сын троянского героя Энея). Внуки 14-го царя Альба-Лонги Нумитора Рем и Ромул основали на Палатинском холме на бер Тибра г Рим. В ссоре Ромул убил брата и стал первым из 7 римск царей. При нем: римско-сабинский синойкизм, население Рима – по 30 куриям, расширение римских владений за счет соседей (латинов и сабинов), победа над Вейями, создание личной царской гвардии из 300 целеров.

Второй римск царь – Нума Помпилий (715-673 гг до нэ): распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина, учредил культы богов, создал ремесленные и жреческие коллегии, установил торг дни (нундины).

Приемник Нумы – Тулл Гостилий (673-641 гг до нэ): разрушил Альбу-Лонгу, переселил ее жителей в Рим.

Четвертый царь – Анк Марций (641-616 гг до нэ): воевал с латинами, сабинами и вольсками, построил 1 дерев мост ч/з Тибр, расширил терр Рима, основал первую римск колонию Остию в устье Тибра, завладел соляными варницами.

Следующий царь – выходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (616-578 гг до нэ): замастил камнем и начал застраивать Форум, возвел Большой цирк м/д холмами Палатином и Авентином, подготовил место для постройки храма Юпитера на Капитолии (построит его внук Тарквиний Гордый), возвел городские укрепления и конолизацию; при нем Рим стал доминировать в Лации.

Сервий Туллий (578-534 гг до нэ): воевал с Вейями и др этрусскими городами, обнес Рим оборонит стеной, провел серию гос реформ.

Последний – Луций Тарквиний Гордый (534-510 гг до нэ): тиран, многочисл захвтнические войны, был изгнан из Рима с потомством => установление республики в Риме.

Население древнейшего Рима: скотоводство (основн), земледелие (меньш роль) и ремесло; делилось на 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллект собств на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Во гл родоплеменной общины – сенат. Вопросы, обсужденные 300 сенаторами – на народное собрание, созывавшееся по куриям (=> куриатные комиции).

Царь: полнота военной, исполнит и судебн власти + верховный жрец; имел 12 ликторов (телохранителей).

Члены родовой орг-ции – римский народ квиритов. Римская гражд община (изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, распределявшихся по куриям) замкнулась в сее при Анке Марции, т.к. иссякли резервы общинного земельного фонда => фиксация 2 классов-сословий: привилегированных патрициев (доступ к общинному зем фонду, право участвовать в куриатных комициях; патрицианские роды возглавлялись родовыми старейшинами и делились на патриарх семьи ао гл с домовладыками) и плебеев (сохранив свои роды, стояли вне римск родовой орг-ции; обедневшие плебеи становились клиентами патрициев (примыкали к роду своего патрона, во всем ему подчинялись; патрон – защиту и покровительство)).

Сервий Туллий: военная и цензовая реформы => все мужск нас-ие – на 6 имущественных классов (бедняки – пролетарии; каждый класс выставлял опред кол-во центурий (сотен) в войско). Также Сервий Туллий ввел центуриатные комиции (имуществ и возрастной цензы; одна центурия – один голос; плебеи участвовали); админ-тер реф (=> Рим – 21 округ (триб)); армия – из 4 легионов под команд царя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римск гражд коллектива.

К концу царск периода – формирование римск полиса – civitas (гражд община с античной формой собств). В 510 г до нэ – заговор аристократии и изгнание посл царя из Рима => 2 ежегодно переизбиравшихся магистрата – консула (первые консулы: Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин).

Тема урока : Древнейший Рим.

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

Образовательные:

    сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;

    опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;

    способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

    способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

    содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

    воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-презентация.

Методы ведения урока:

    Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

    Методы стимулирования (новизна, занимательность);

    Методы контроля (тестовая проверка, викторина, фронтальный опрос) и др.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, рабочие тетради, презентационный материал, компьютер.

Новые термины и понятия:

Этруски, латины, Весталка, Веста, Марс, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

Структура урока

Этапы

Время

Организационный этап

Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала

Этап постановки цели

4.1.

4.2.

4.3.

Этап усвоения новых знаний

Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Рима

Народы, населяющие Апеннинский полуостров

Легенда об основании Рима

Город на семи холмах и его обитатели

Управление в Древнейшем Риме

28,5

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала (проводится в форме вопросов и проблемных задач после изучения каждого раздела темы урока )

Этап закрепления новых знаний

Этап подведения итогов урока

Этап информации и инструктажа домашнего задания

Оборудование урока

    Рабочие тетради

    Учебники

    Компьютер и мультимедийная презентация

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап

    Взаимное приветствие учителя и учащихся.

    Определение отсутствующих.

    Проверка внешнего состояния классного помещения.

    Проверка подготовленности учащихся к уроку.

    Организация внимания.

Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к уроку.

На экране появляется урок-презентация.

2. Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала

Задания выводятся на экран.

- Задание №1.

Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные события периодов уже изученных. Поэтому я подготовила небольшую викторину для вас. Работа простая, на экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разное время и в разных странах, вы должны вспомнить в каких. (см. слайд1)

- Задание №2.

А это слова, которые мы будем использовать на сегодняшнем и дальнейших уроках. Эти слова были изучены вами на предыдущих уроках, поэтому вашей задачей будет – вспомнить их и вспомнить страну, где использовались эти слова. (см.слайд 2)

3. Этап постановки цели урока.

Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.

(см. слайды 3 и 4)

4. Этап усвоения новых знаний.

4.1.Географическое положение и природно-климатические условия

Древнего Рима

(Работа с картой на стр.203 и на экране диапроектора.

После демонстрации географических объектов дети находят эти же объекты на карте в учебнике) (см. слайды 5, 6)

Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апениннский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским.

А какой уже вами изученный полуостров связан с морями Средиземного моря?

(Балканский)

Какие государства на этом полуострове вам знакомы?

Греческие государства(Эллада: Афины, Спарта, Олимпия, Беотия, Фессалия и др.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

Вспомните какими видами сельского хозяйства занимались жители Древней Греции?

(выращивание оливок и виноградарство)

Почему там не занимались выращиванием зерновых культур?

(Не было природных возможностей: горы, мало пресной воды, мало равнин)

На севере в горах было много полезных ископаемых: строительный камень, металлы.

Вывод: Попытайтесь объединить полученные знания и сделать вывод об условиях жизни и хозяйствования на Апеннинском полуострове, Сравнитеэти условия с условиями Балканского полуострова.

4.2.Народы, населяющие Апеннинский полуостров

Работа в тетради: выписать в тетрадь названия племен населяющих Апеннинский полуостров (этруски, умбры, латины, самниты, апулы)

Какое из племен занимало большую территорию? (этруски)

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения. (См.слайд 7)

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами. (см.слайд 8)

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Какое племя заселяло территорию близ города Рима? (латины)

4.3.Легенда об основании Рима

Работа по учебнику : читать вслух «Легенду об основании Рима» (стр. 204 – 206).

После прочтения ответить на вопросы: (см.слайд 9)

1. Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра? (латины)

2. Как звали царя правящего в одном из латинских городов? (Нумитор)

3.Что вы можете сказать о его младшем брате Амулии? (Он был злой и завистливый. Амулий отнял власть у Нумитора, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой)

4. А кто такие весталки? (Это жрицы богини огня и домашнего очага Весты)

5. Так как же звали богиню, покровительствующую домашнему очагу и семье ? (Веста)

6. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ро мул).

7. Как вы думаете, почему Амулий решил избавиться и от этих крохотных детей? (боялся, что когда они вырастут, то начнут мстить за деда и мать и начнут претендовать на власть)

8. Как звали бога войны у латинов? (Марс)

9. А как звали бога войны у древних греков? (Зевс)

10. Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)

11. Как в дальнейшем сложились отношения двух братьев? (они поссорились из-за строительства города и Ромул убил своего брата Рема)

12. Приходилось ли вам слышать о подобном братоубийстве в других религиях, в других легендах? (да, в христианстве каин убивает своего брата Авеля).

13. Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)

14. Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома – именно так звучало имя Ромула)

15. Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя)

16. Зачем ликторы носили с собой всегда связку прутьев и топор? (так как царь мог в любой момент приказать выпороть, или даже отрубить голову провинившимся)

17. Как вы считаете, такая власть могла нравиться народу? Почему?

Работа в тетради: Выписать в тетрадь основные понятия: (см. слайд 11)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники сопровождавшие царя.

4.4.Город на семи холмах и его обитатели

Легенда об основании на левом берегу Тибра города Рима относит это событие к 753 г. до н. э.

Работа у доски по ленте времени:

Ребята, элементы урока истории у нас уже был, литературы и письма тоже, а теперь давайте проведем минутку математики.

Дана задача. Условия задачи таковы: (см. слайд 12)

Сейчас 2009 год.

Рим основан в 753 году до н. э.

Лукоянов получил статус уездного города в 1779 году.

По ленте времени надо ответить на три вопроса:

    Сколько лет сейчас Риму?

    Сколько лет городу Лукоянов?

    На сколько лет Лукоянов младше Рима?

1)2010 +753 = 2763 (лет) г.Риму;

2)2010 – 1779 = 231(лет) г. Лукоянову;

3)2763 – 231 = 2532 (года) г. Рим старше г. Лукоянова.

ФИЗКУЛЬТПАУЗА (см. слайд 13,14)

Мы решали и писали,

Дружно мы тихонько встали.

Раз, два – потянулись,

Три, четыре – улыбнулись,

Пять, шесть – все встряхнулись,

Семь, восемь – повернулись.

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

(см. слайд 15)

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился.

Запишите дату основания Рима и названия холмов в тетрадь. (см.слайд16)

Римские холмы:

Палатин;

Авентин;

Капитолий;

Целий;

Виминал;

Квиринал;

Эсквилин.

Работа по учебнику: прочтите текст на стр. 207 до пункта 3 и скажите, чем занимались римляне, что они выращивали и где жили? (см. слайд 17, 18,19)

4.5.Управление в Древнейшем Риме (см. слайд 20)

Римский народ делился также на патрициев и плебеев . Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Записать слово в тетрадь: патриции – потомки коренных жителей Рима. (см. слайд 21)

Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

Записать слово в тетрадь: плебеи – переселенцы из разных частей Италии. (см. слайд 21)

Управлять Римом могли только патриции. Старейшие представители родов заседали в сенате.

Высшая власть, принадлежа Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Народное собрание также иногда называлось Собрание Патрициев.

Народное собрание выполняло важнейшие функции в государстве:

    Выбирало царя, правившего пожизненно;

    Объявляло войну;

    Заключало мир;

    Ведало государственной казной и сбором налогов.

По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, убив шестого царя Сервия Туллия (его называют римским Солоном, так как он проводил в Риме реформы подобные реформам Солона в Афинах).

Захватив власть в Риме, Тарквиний Гордый избавился от выдающихся патрициев, захватив их имущество.

Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии вы узнаете на следующем уроке.

5. Этап закрепления знаний учащихся.

Чайнворд (см. презентацию) (см.слайды 22,23)

Вопросы чайнворда:

1.Бог войны у римлян (Марс);

2.Совет, в котором заседали старейшины родов (сенат);

3.Река, на берегах которой возник Рим (Тибр);

4.Легендарный основатель Рима (Ромул);

5.Воин из охраны царя (ликтор).

Викторина (см. Презентацию) (см.слайды 25, 26)

6. Вывод по уроку.

Выставление оценок.

Рефлексия учащихся (метод «светофор»).

7.Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Задание на дом: (см. слайд 24)

    Изучить материал параграфа 44.

    Выучить новые слова.

    Ответить на вопросы после параграфа.

Природные условия Апеннинского полуострова более благоприятны для развития человеческого общества, чем многие из соседних областей Средиземноморья. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией. Первоначально под Италией понимался лишь юг полуострова, изобилующий богатыми пастбищами. Это название возникло от слова «Vitulus» - теленок, бычок. Отсюда название Vitalia, или Italia, - дословно «Страна телят» . В III в. до н. э. это раннее название было распространено на весь Апеннинский полуостров, а в I в. до н. э. в поня гие «Италия» была включена и северная часть современной Италии до Альпийских гор.

Естественная северная граница Италии - Альпийские горы. С востока Италия омывается Адриатическим, с юга - Ионическим, а с запада - Тирренским и Лигурийским морями

В первой половине I тысячелетия до н. э. климат Италии был более влажным и прохладным, чем в настоящее время. Северные районы находились в зоне умеренного климата. На остальной части Италии, лежащей в субтропиках, преобладал теплый, мягкий климат. На засушливом теперь юге выпадали осадки. Ненастье было редкостью, небо почти всегда было голубым и ясным, а море - теплым.

Разнообразно и богато была представлена растительность в древней Италии. Крутые Альпийские горы на высоте до 1700 м покрывали хвойные деревья - сосна, пихта, ель. Ниже их сменяли широколиственные породы - бук, дуб, благородный каштай. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными кипарисами, пиниями, олеандрами, а на склонах Апеннин росли мирты и лавры.

Для Южной Италии характерна вечнозеленая растительность. С глубокой древности в Италии произрастали яблони, грушевые деревья, виноград; в средней и южной части полуострова щедро плодоносили оливковые и гранатовые деревья, миндаль. Из злаков культивировали ячмень, пшенипу, полбу, просо. Древние римляне сеяли лен, выращивали бобовые и огородные культуры.

Рим (итал. Roma [ˈroːma]) - столица Италии, административный центр провинции Рим и области Лацио. Расположен на реке Тибр.

Рим - один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ещё в античности (III век н. э.) Рим стали часто называть Вечным (лат. Roma Aeterna). Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. Представления о «вечности» Рима во многом сохранились и после падения древнеримской цивилизации, принеся соответствующий эпитет в современные языки. Также Рим называют «городом на семи холмах» . Первоначально поселения располагались на холме Палатин, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал).

Климат Рима субтропический средиземноморский. Максимум осадков наблюдается зимой, летом осадки сравнительно редки. Климатическая зима (то есть период, когда среднесуточная температура устойчиво держится ниже нуля) отсутствует; в зимние месяцы температура обычно держится в пределах 5 -10 градусов. В целом климат характеризуется очень длительным и жарким летом, и мягкой дождливой зимой. Зимой заморозки и снегопады бывают редко, а летом температура может превышать 40 градусов.

Климат Рима Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год Абсолютный максимум, °C 20, 8 21, 6 26, 6 27, 2 33, 1 37, 8 39, 4 40, 6 38, 4 30, 7 26, 5 20, 3 40, 6 Средний максимум, °C 12, 0 12, 8 15, 4 18, 1 23, 1 27, 0 30, 2 30, 4 26, 4 21, 9 16, 5 12, 8 20, 6 Средняя температура, °C 8, 1 8, 5 10, 8 13, 6 17, 7 21, 4 24, 2 24, 5 21, 1 17, 4 12, 7 9, 3 15, 8 Средний минимум, °C 3, 3 3, 4 5, 5 8, 0 12, 0 15, 8 18, 5 18, 8 15, 7 12, 2 7, 8 4, 9 10, 5 Абсолютный минимум, °C − 11 − 6, 9 − 6, 5 − 2, 4 1, 8 5, 6 9, 1 9, 3 4, 3 0, 8 − 5, 2 − 5, 6 − 11 Норма осадков, мм 55 59 53 63 32 20 13 18 63 105 94 89 663

Природные условия Италии.

Климат. Поскольку территория Аппенинского полуострова вытянута с С на Ю (900 км), разный – от субконтинентального до субтропического. Сейчас около 90 дождливых дней в году, раньше было больше, т.к.

Было много лесов. Сейчас они все вырублены.

География.

Моря. Лигурийское, Тирренское (З), Адриатическое (В) и Ионическое (Ю) моря. Из любой точки п-ова до моря не более 220 км. При этом осторовов мало (Сардиния, Эльба, Капри и Корсика с З, Сицилия с Ю). Нет и удобных бухт (только в Кампании и на Ю), береговая линия развита слабо => невозможно каботажное плавание => нет предпосылок для развития торговли, хотя мореходство кой-какое есть. Сицилия – геологическое продолжение п-ова, расположена близко к Африке.

Горы. Альпийская и Аппенинская горные системы. Альпы изолируют п-ов с севера, хотя и не являются непреодолимой преградой. На самом п-ове гор мало (Аппенины тянутся с севера на юг и чем дальше тем менее высоки) => предпосылки для образования Империи. Полезных ископаемых меньше, чем в Греции, но они есть, особенно на севере. Есть действующие вулканы (Везувий, Этна).

Почвы. Замечательные, т.к. вулканические (Лаций), черноземные (Апулия) и красноземные (Этрурия). Недаром – буколики и георгики. Юг славится пастбищами. Растет все, кроме бананов. Водится все, кроме единорогов. В море – рыба и моллюски. Хорошие почвы, наличие ископаемых и леса позволяют жить замкнуто, без торговли.

Реки и озера. Рек много. В древности были более полноводны, особенно в период таяния снегов. Padus, Arnus, Tiberis, Aufidus. Озера есть тоже, основные – Тразименское в Этрурии, Регильское и Альбанское в Лации.

Население Италии. Населена с палеолита. Энеолит начался в 3000. Во 2000 – уже бронза (Террамара на С, Аппенинская культура на Ю). В начале 1000 – железо (на С – Вилланова, на Ю – Голасеки, Торре Галли). Первые города, разрыв родовых связей. Романизации Италии в результате Римского завоевания.

Лигуры. Изначально тут живут, а с железгым веком оттесняются на СЗ и там замкнуто существуют, не развиваясь. От них мало чего осталось.

Италики. Пришлый народ (двумя волнами во 2000; либо с севера, либо из Придунавья, либо по Адриатике (эта версия господсьвует)). Индоевропейцы (латино-сикульская и умбро-оскско-сабелльская группы). Латины, сабины, вольски, эквы, умбры, пицены, авзоны, луканы, брутии, самниты, венеты.

Кельты (Галлы). В сер. 1000 приходят с севера.

Пуны. Финикийцы, живут в Карфагене, с IX в. активно осваивают Сицилию и Тирренское побережье.

Эллины. Переселяются в ходе ВК и теснят иллирийцев.

Этруски. Отдельная песня. Появляются на рубеже VIII-VII вв. Самоназвание – расены, римляне называли этрусками (тусками), греки – тирренами. Много памятников маткультуры (в осн. - некрополи с богатым захоронением), до 11 000 инскрипций. Легко читаются, но смысл неясен. Этрусская проблема.

Периодизация.

1. VIII-VI вв. Царский Рим (753-510 гг. до н.э.); военная демократия.

2. V-III вв. Ранняя республика (509-265 гг. до н.э.); формирование civitas и завоевание Италии (складывание Римско-Италийского союза).

3. III-I вв. Поздняя республика (264-27 гг. до н.э.)

a. III-130-е Период завоевания большей части Средизменоморья; расцвет рабовладения.

b.130-е-I в. Гражданские войны; падение Республики, образование империи; рабские восстания.

4. I-III вв. Ранняя Империя (27 г. до н.э. – III в. н.э.). Принципат.

a. 30 до–14 по Принципат Августа; реакция и организация Империи.

b.14-69 Юлии-Клавдии; рост республиканской реакции, террор, гражданская война 68-69.

c. 69-161 Флавии и первые Антонины; расцвет принципата.

d.161-284 Последние Антонины; гражданская война 193; Северы; военизация принципата; его упадок.

5. III в. Кризис III в.

6. III-V вв. Поздняя Империя (284 – 476 г.). Доминат.

a. 284-337 Диоклетиан и Константин.

b.337-476 Варвары, рабы и падение Империи.

Спорные вопросы. Главный – с какого момента начинается Империя? 1. С Суллы, т.к. он первый бессрочный диктатор и власть его по сути монархическая. 2. С Цезаря, т.к. он фактический основатель Империи 3. С Августа, т.к. он закончил Гражданские войны и начала править по-настоящему; если с Августа, то с какого года? 1. 31 – битва при Акции, в которой Август побил Антония 2. 30 – когда Антоний перекинулся 3. 27 – после известных событий?

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал