Заблуждения в научных изысканиях. Примеры научных и ненаучных заблуждений

У языка есть различные вкусовые зоны. На самом деле нет никаких зон, ответственных за различение конкретного вкуса - горького, сладкого, солёного, глутамата натрия и ГМО.

Голова остывает первой. Только новорожденные теряют тепло через голову. Для взрослых это в какой-то степени верно разве что в случае, если голова остаётся единственной непокрытой частью тела.

Нельзя плавать на полный желудок. На самом деле гораздо опасней плавать в алкогольном опьянении. Полный желудок может разве что вызвать небольшую одышку.

Бритьё делает волосы плотнее. Волосы, отрастающие после бритья, вовсе не становятся толще, жёстче или темнее; так лишь кажется по сравнению со ставшей привычной гладкой кожей.

Алкоголь согревает. Расширенные кровеносные сосуды создают ощущение тепла. На самом деле температура тела при употреблении алкоголя может упасть.

Кофеин обезвоживает. Диуретический эффект кофеина нейтрализуется количеством воды в напитке, содержащем кофеин.

Алкоголь убивает клетки мозга. Это верно только для людей, страдающих алкоголизмом, чей суточный рацион почти полностью составляет алкоголь.

Средства по уходу волосами могут вылечить волосы. Повреждённые волосы нельзя восстановить шампунем или бальзамом. Хотя некоторые могут предотвратить повреждение.

Волосы и ногти растут даже после смерти. На самом деле эффект роста создаёт обезвоживание мёртвого тела, от чего ногти и волосы начинают казаться длиннее.

Черты личности обусловливаются генами. Нет, не существует гена занудства или гена гомосексуализма.

Хрустя суставами, вы повышаете риск возникновения артрита. Последние исследования говорят о том, что это неправда. Хрустите на здоровье.

Мифы о пище

Солёная вода быстрее закипает. Сколько бы соли вы не бросили в кастрюлю, на скорость достижения температуры кипения это никак не повлияет.

Суши - это сырая рыба. «Суши» в переводе с японского означает «уксусный рис»; наличие рыбы в суши вовсе необязательно.

Алкоголь выветривается из еды при термической обработке. Нет, не весь. Так что даже ваша любимая рыба в соусе с белым вином содержит алкоголь.

Пища без глютена полезнее для здоровья. Несмотря на утверждения вашего фитнес-тренера, всё зависит от конкретных потребностей именно вашего организма.

Быстро поднятое упавшим не считается. Да, бактерия успеет заползти на оброненный вами кусочек сыра, даже если вы подняли его всего за одну секунду.

Исторические заблуждения

В Древнем Риме существовали вомитории-тошниловки . Вопреки распространённому мнению, вомиторий - это не комната для вакханалий и облегчения после обильного обеда (от англ. to vomit - испытывать тошноту, рвоту). Вомиториями называли проходы на стадион.

Наполеон был низкого роста. Рост Наполеона составлял около 167 см, что является средним ростом мужчин того времени.

Эйнштейн не понимал математику. Эйнштейн провалил вступительный экзамен по математике, но был блестящим математиком.

Железная дева как орудие смертной казни. Такое орудие пыток и казни никогда не использовалось в средневековье. «Железные девы» были созданы только в XVII веке, и то для демонстрации в цирках.

Отцы-пилигримы носили чёрную одежду. Неправда. Первые американские поселенцы позволяли себе и красную, и желтую, и синюю, и зелёную одежду. И шляп у них не было.

Элементарно, Ватсон! В книге не было этой фразы. Впервые она прозвучала в экранизации 1929 г.

Гладиаторы сражались до смертного исхода. Наиболее ценные бойцы-гладиаторы стоили целое состояние, поэтому многие из них жили долго и безбедно.

Существование короля Артура. Да, в конце V - начале VI века н.э. жил некто по имени Артур, но до сих пор неизвестно, был ли он на самом деле королём.

Заблуждения о мозге

Нельзя будить лунатиков. Если разбудить лунатика во время его ночной прогулки, он смутится, но ничего страшного не произойдёт.

Прививки приводят к аутизму. Ни одно серьёзное исследование не выявило связи между возникновением аутизма и сделанной прививкой.

Мы задействуем только 10% своего мозга. Это лишь неправильно понимаемая метафора. Работа мозга зависит от решаемых задач, и для его функционирования важны абсолютно все клетки.

Правое и левое полушарие. Нет никакого чёткого разделения способностей по полушариям; левое полушарие спокойно может выполнять функции правого и наоборот.

Шизофрения - это много личностей в одной. Технически слово «шизофрения» означает в переводе «расщеплённая личность», но это заболевание отличается от множественной личности.

Сахар приводит к гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности возникает и у детей, которые совсем не употребляют сахар.

У некоторых людей фотографическая память. У некоторых людей просто хорошая память. А иметь память, которая способна воссоздать события с фотографической точностью, невозможно.

Заблуждения о природе

Быки бегут на красный цвет. Быки не различают цветов. Цвет тряпки в руках тореадора не имеет никакого значения - бык реагирует лишь на его движения.

Акулы не болеют раком. Вообще-то болеют, особенно раком кожи.

Бананы растут на деревьях. На самом деле они растут на кустах, просто очень больших.

Птенцов нельзя трогать. Обоняние птиц очень ограничено, поэтому они не будут чувствовать запах человека; можно не бояться за птенчиков.

Память золотой рыбки длится 3 секунды. Золотые рыбки - не самые умные существа на свете, но продолжительность их памяти составляет 3 месяца.

У нас 5 чувств. Вообще-то около 20, включая чувство равновесия, боли, движения, голода, жажды и прочие.

Стекло - это жидкость. На самом деле стекло - это аморфное твёрдое вещество.

Летучие мыши слепы. Летучие мыши не только обладают зрением, но и используют эхолокацию.

Люди когда-то жили с динозаврами. Удивительно, но 41% американцев уверены, что это так. Мы появились на планете примерно на 63 миллиона лет позже динозавров.

Великая китайская стена. Нет, её не видно из космоса.

Смена времён года зависит от расстояния Земли до Солнца. На самом деле смена времён года связана с наклоном земной оси.

Собаки потеют с помощью слюны. На самом деле пот они выделяют через лапы, а температуру тела регулируют с помощью учащённого дыхания.

Мухи живут 24 часа. Нет. Их жизненный цикл составляет месяц.

Молния не ударяет дважды. Эмпайр-стейт-билдинг получает 100 ударов молнии в год.

Океаны голубого цвета, потому что отражают небо. Голубой цвет вызван поглощением и рассеиванием света.

Кряканье утки не создаёт эха. Это просто глупость.

Молочай смертельно ядовит. Это городская легенда.

Помидоры - это овощи. Нет, они всё ещё ягоды.

Хамелеоны меняют свой цвет под окружающую среду. Да, но таким образом они всего лишь регулируют температуру тела.

Заблуждения о религии

Адом правит сатана. В Библии об этом нет ни единого упоминания.

Мусульман-мучеников в раю ждут 72 девственницы. Точного количества «полногрудных дев» не указано в Коране, но существуют другие источники, утверждающие это. А в целом этот вопрос до сих пор не разрешён.

«Джихад» означает «Священная война». На самом деле это слово переводится просто как «борьба».

Три библейских волхва . На самом деле в Новом завете не сказано, сколько именно их было.

Заблуждения о науке

Эволюция - это всего лишь «теория». В науке теорией не принято называть просто предположение. Научная теория - это подтверждённая многочисленными исследованиями идея, объединяющая данные множества наблюдений.

Упавшая с высоты копейка может убить. Конечная скорость 50-тикопеечной монеты, упавшей с пятого этажа, составляет 50–80 км/ч, чего совершенно недостаточно, чтобы пробить случайному прохожему голову. Хотя будет больно.

Бывает голубая кровь. Кровь голубой бывает только на плакатах по анатомии, показывающих разницу между артериями и венами.

Человеку нужно потреблять 8 стаканов воды ежедневно. Не всем. Потребность в воде зависит от веса и условий окружающей среды.

ЛСД остаётся в спинномозговой жидкости несколько лет. Наркотик полностью выводится из тела через 10 часов.

Жевательная резинка переваривается 7 лет. На самом деле жевательная основа не переваривается совсем и выходит с естественными испражнениями. Остатки всасываются в кровь.

  • Формирование механизма глубинного понимания текста
  • 3. Обучение и научное познание
  • 4. Показатели качества и эффективности процесса обучения. Продукт процесса обучения и уровни результативности деятельности учителя
  • 5. Критерии эффективности обучения студентов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 2 педагогика: предметное поле и актуальные проблемы План
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Научное представление о педагогике. Наука как знание и деятельность по его производству
  • 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • 3. Задачи педагогической науки
  • 4. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. Основные категории педагогики
  • Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий
  • 5. Проблема материализации научной теории. Взаимодействие педагогической науки и практики. Связь науки и практики в движении
  • Общие для науки и практики цель и идеал: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности
  • 6. Структура педагогической науки. Отрасли педагогики Педагогическая теория и теория воспитания
  • Педагогическая теория Понятия «педагогическая наука», «педагогическая теория»
  • Структурный состав и свойства теории
  • Педагогическая теория как инструмент мышления и практической деятельности
  • 7. Педагогика как наука и искусство и как учебная дисциплина. Профессиональная компетентность педагога
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 3
  • Методология
  • Педагогических исследований
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Понятие о методологии педагогики. Функции и сферы реализации методологии педагогики
  • Сферы реализации методологии педагогики
  • 2. Состав методологического знания. Основные термины методологии педагогики
  • 3. Уровни методологии
  • Философский уровень методологии
  • Характеристика основных философских направлений
  • Общенаучный уровень методологии
  • Принципы системного подхода
  • Конкретно-научный уровень методологии
  • Технологический уровень методологии
  • 4. Функции философии в научном познании. Философские основания педагогики
  • 5. Общенаучные подходы и методы исследования. Синергетика
  • 6. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • 2. Развитие образования в контексте культуры.
  • 7. Методология преобразований педагогической практики
  • 8. Педагогическая инноватика
  • 8.1. Основные понятия педагогической инноватики
  • 8.2. Инновационная система школы. Программа развития школы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 4
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Философия о методе научного познания. Теория и метод. Метод и принцип
  • Педагогическая действительность и ее изучение
  • Методы научно-педагогического исследования. Выбор методов исследования
  • Наблюдение
  • Тестирование (метод тестов)
  • Изучение продуктов деятельности
  • Оценивание
  • Эксперимент
  • Герменевтические методы в педагогике
  • Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании
  • Методы педагогического исследования
  • Принципы выбора методов научно-педагогического исследования
  • 5. Методы обучения и методы науки
  • 5.1. Соотношение методов обучения и методов науки
  • 5.2. Методы обучения в школе и в вузе как фактор становления личности будущего исследователя
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Элементы эвристической деятельности, их основные характеристики
  • Правила предпочтения (эвристические рекомендации)
  • Эвристические методы (по а.В. Чус и в.Н. Данченко)
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 5
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Признаки научности
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании
  • 3. Исследование в педагогике. Структура и логика научно-педагогического исследования
  • 4. Методологические принципы научно-педагогического исследования
  • 6. Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель, задачи, гипотезА исследования, интерпретация и обобщение его результатов
  • Стрелками обозначены связи и направления действия переменных.
  • 7. Эксперимент: определение понятия, разработка программы, проведение, оценка, результаты
  • Разработка программы эксперимента
  • Проведение эксперимента
  • Оценка результатов эксперимента
  • 8. Виды педагогического творчества как предпосылки исследовательской деятельности учителя Индивидуальное исследовательское задание
  • Создание нового педагогического опыта
  • Критерии передового педагогического опыта
  • Внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 6
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Методика научного исследования
  • Методы и методики
  • Основания для выбора методики
  • 2. Информационное обеспечение научных исследований
  • 3. Научный текст и его категории
  • Изучение специальной терминологии
  • Место терминологической лексики в системе современного русского литературного языка
  • Термин и общеупотребительное слово
  • Системность терминологии
  • 4. Применение логических законов и правил
  • 5. Основные виды изложения результатов исследования
  • 6.Подготовка курсовых и дипломных работ. План действий по выполнению дипломной работы
  • Соотношение тематики курсовой и дипломной работы
  • 7. Диссертация. Главные типологические характеристики магистерской диссертации
  • 8. Методологические требования к результату и основным частям научной работы (диссертации) Требования к результату научной работы
  • Требования к заглавию научной работы
  • Требования к введению в научную работу
  • Требования к основному содержанию научной работы
  • Требования к заключению научной работы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Теоретико-методические основы педагогического исследования Учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение объективного образа действительности с его объективным прообразом. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий, представлений объективной действительности Заблуждения неизбежны в познании. Во-первых, перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, на которую накладывается уже известное, и оно почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания, субъект склонен принимать частное за целое, применяя экстраполяцию, результаты которой далеко не безошибочны. Во-вторых, человеческие познавательные способности, да и любой уровень практики (как определителя знания) ограничены, и научный поиск оказывается всегда обусловленным этой ограниченностью, определенными ее рамками. В целом заблуждения играют негативную роль в развитии знания, отвлекая силы и средства ученого. Однако это неизбежно, хотя и имеет временной характер (подлинный ученый, обнаруживая в своих конструкциях заблуждение, должен немедленно его устранять. В то же время роль заблуждений может быть и позитивной. Вспомним, к примеру, алхимию, в недрах которой было немало научных открытий, да и ее роль в формировании научной химии тоже нельзя недооценивать. Заблуждения могут содействовать созданию проблемных ситуаций, способствовать нахождению правильного пути решения проблем и построению истинной теории. Как отмечается в философской литературе, заблуждения были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а, наоборот, необходимой ступенькой, опираясь на которую наука приближалась к истине. Таким образом, роль заблуждений в науке неоднозначна и при конкретной их оценке обнаруживается как негативное, так и позитивное их значение.

    Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 114.

    Путь преодоления заблуждения в конкретном научном поиске можно представить следующим образом: 1) обнаружение заблуждения в наличном знании при объяснении факта; 2) выдвижение гипотез, основанных на наличном знании и практике или опирающихся на тенденции их развития; 3) подтверждение гипотез практикой и знанием при одновременном опровержении неудачных гипотез, снятие в связи с этим заблуждения в наличном знании; 4) формулировка принципиально новой теории. К сказанному добавим, что обнаружение незнания в определенной области или заблуждения в 1–4 знании является основой постановки проблемы, в ходе разрешения которой неполное знание сменяется более полным, а заблуждения преодолеваются.

    При решении проблемы преодоления заблуждений естественно возникает вопрос о роли формальной логики. Формальная логика, как и диалектическая, выступает теоретическим средством освоения действительности, при этом та и другая выполняют свою специфическую функцию в диалектически сложном процессе познания.

    Средствами формальной логики фиксируются уже открытые законы действительности, формулируются системы знания, осуществляется системный подход в исследовании, благодаря чему становится возможным систематическое развитие знания Развитие внутренней логики систем знания создает возможность открытия еще неизвестных фактов, происходит приращение знания, «укладывающегося» в логику данного закона, выявляются модификация, специфика действия законов в различных условиях и т.д. Надо сказать, что здесь перед исследователем, руководствующимся логикой уже известных законов, раскрывается широчайшее поле деятельности.

    Формальная логика, строго говоря, связывает истинность с доказуемостью, а заблуждение – с опровержением. Всякий раз, когда вновь открытый факт «укладывается» в сфере действия закона, средства формальной логики выступают вполне правомерными и действенными.

    Логическая культура исследователя является непременным условием построения доказательств и опровержений, которые должны быть логически обоснованными, последовательными и понятными. Недостатки логической культуры, ее неразвитость могут отрицательно сказаться на ходе самого исследования и даже породить ошибки.

    Однако нужно иметь в виду два обстоятельства. Первое из них состоит в том, что в конечном счете истинность или ложность предположения в рамках системы известного подтверждается практикой, а не формально-логическими построениями самими по себе. Второе обстоятельство: логика открытых законов не сразу отложилась в логике соответствующих понятий, отражающей первую во всей ее полноте.

    Существо дела заключается в том, что сфера познанных законов, где формальная логика выступает компетентным арбитром при определении содержательности нашего знания, составляет лишь одну и при этом не самую важную часть познавательной деятельности. Ведь для науки особую ценность представляют не те факты, которые легко укладываются в рамки известных уже формализованных законов, а те, которые кажутся несколько «странными», противоречат общепринятым в науке представлениям и которые с точки зрения таких представлений следует отнести к «неприятным недоразумениям», а всякую новую попытку их объяснения квалифицировать как заблуждение. При этом решить вопрос об истинности или ложности объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории, методами формальной логики принципиально невозможно, так как это требует перехода к теории с иными исходными логическими основаниями.

    Чисто логическим путем такой переход осуществлен быть не может, потому что новая теория по отношению к старой выглядит противоречивой. Поэтому для проверки истинности или ложности предположения нельзя воспользоваться построением логического доказательства, основывающегося на старой теории. Единственно надежным способом обнаружения заблуждения и его преодоления является обращение к практике, которая может обнаружить несостоятельность (ложность) предположения в области объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории. Если некое предположение подтверждается практикой, оно оказывается истинным, и установление истинности любого предположения является одновременно преодолением заблуждения старой теории, которая не объясняет новый факт. Тогда неизбежно обнаруживается необходимость сужения сферы применимости старой теории.

    Следует иметь в виду, что этот процесс происходит ро времени. Выяснить содержание предположения по поводу факта, относящегося к формирующейся теории на предмет ее достоверности, чрезвычайно сложно, так как наличная практика (в силу ее относительности как критерия истинности) не может ответить определенно и подтверждение предположения нередко требует значительного времени. Здесь становится очевидной историчность процесса преодоления заблуждений в научном познании.

    С исторической точки зрения (применительно к процессу познания) каждое состояние конкретно-исторического знания как целостной системы предстает перед исследователем в категориях истины и заблуждения, являющихся моментами знания, понять которые можно лишь во взаимосвязи, движении, изменении и развитии.

    Мы уже отмечали, что увеличение числа проблем, огромное расширение фронта научного поиска обусловливает количественный рост специфических заблуждений в современной науке. Однако неправильным был бы односторонний подход к оценке этого факта. Ведь наряду с процессом роста вероятностного знания, в котором имеются элементы заблуждений, происходит диалектически противоположный ему процесс как увеличения объема достоверного знания, так и его качественного изменения.

    Представляется, что успех научного поиска определяется деятельностью исследователя, связанной с выдвижением предположений, гипотез о сущности изучаемого объекта, выбором и организацией средств исследования. Особенно велика и ответственна роль выдвигаемых гипотез.

    Гипотеза будет тем продуктивнее, чем больший удельный вес в ней будет занимать знание, объективно отражающее объект. Это положение ко многому обязывает исследователя. И вряд ли целесообразным является выдвижение по любому случаю и любому поводу большого числа гипотез. Скороспелые гипотезы, особенно в сочетании с методом «проб и ошибок», ни к чему, кроме заблуждений и новых ошибок, привести не могут. В таких гипотезах знание опирается лишь на воображение исследователя, в них либо отсутствует, либо чрезвычайно мало объективное содержание.

    Выдвижение гипотез должно иметь реальное основание. Непременным условием его является не любое, а достаточное количество фактов и наблюдений.

    В ходе исследования ученый порой вынужден выдвигать множество гипотез, но это обусловлено не субъективным произволом ученого и его необузданной фантазией, хотя без фантазии в науке не обойтись, а многогранностью объекта, его сложностью. Кроме того, количество выдвигаемых гипотез зависит и от этапа исследования. На первых порах, как правило, выдвигается больше гипотез, чем перед завершением поиска, и наряду с этим растет их достоверность, выступающая теперь на передний план.

    Глубокое понимание вопроса об обоснованности гипотез хотя и не гарантирует от ошибок и заблуждений, но является одним из условий, избавляющих ученого от блуждания в потемках и, несомненно, ограничивает число ошибок и промахов в поиске. Чрезвычайно важное значение в преодолении ошибок и заблуждений имеют не только объективные факторы, но и творчество субъекта, его опыт, знание и особенно философская зрелость.

    Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. –

    М.: Мысль, 1979. – С. 180–190.

    "

    Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Некоторые из этих мифов создаются под конец жизни их создателей: Пуанкаре и Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти. Существуют опровержения некоторых научных мифов самими учеными, журналистами или популяризаторами науки.

    1. Ванна Архимеда

    Миф: Архимед открыл свой закон лёжа в ванне.
    Опровержение: В действительности, вытесненная Архимедом вода ничего не говорит о знаменитой выталкивающей силе, поскольку описанный в мифе способ всего лишь позволяет измерить объём. Этот миф распространил Витрувий, и больше никто не сообщал об этой истории.

    2. Яблоко Ньютона

    Миф: Ньютон открыл закон Всемирного тяготения после того, как ему на голову упало яблоко.
    Опровержение: За год до своей смерти Исаак Ньютон стал рассказывать своим друзьям и родственникам анекдотическую историю о яблоке. Всерьёз её никто не воспринимал, кроме племянницы Ньютона Катерины Кондуит, которая и распространила этот миф.

    3. Вечный двигатель

    Миф: Можно создать двигатель позволяющий получать полезную работу, большую, чем количество сообщённой ему энергии.
    Опровержение: Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать вечный двигатель первого рода обречены на провал, и согласно Второму началу термодинамики, все попытки создать вечный двигатель второго рода обречены на провал.

    4. Любимая женщина Альфреда Нобеля

    Миф: Нобелевская премия не присуждается математикам, потому что жена Альфреда Нобеля изменила ему с математиком.
    Опровержение: Альфред Нобель никогда не был женат. И хотя у него была любовница София Гесс, математик Миттаг-Леффлер не имел никаких притязаний к Софии Гесс. Премия не выдаётся математикам, потому что по убеждению Нобеля отмеченные наградой открытия и изобретения должны быть непосредственно полезны для всех. То есть премия создавалась для изобретателей, и математика была исключена как абстрактная наука.

    Миф: Землю посещают иные цивилизации в летающих блюдцах.
    Опровержение: Астрономами не было замечено никаких сигналов от иных цивилизаций. В обозримом на несколько сотен световых лет космическом пространстве не было замечено планет, пригодных к жизни.

    6. БАК (Большой Адронный Коллайдер)

    Миф: Ускорение частиц на БАКе может вызвать появление чёрной дыры, антиматерии и машины времени, которые разрастутся и уничтожат Землю.
    Опровержение: Эксперимент безопасен. Аргументами являются проверенные законы физики, экспериментальных данные ядерной физики и астрофизические данные (столкновения частиц с ещё большей энергией происходит в космосе, однако это не приводит к мифическим последствиям).

    7. Монета-комета

    Миф: Монета (небольшая) брошенная с высокого здания может убить пешехода.
    Опровержение: Аэродинамические свойства монеты не позволяют ей разогнаться до "опасной" скорости, потому максимум - легкая рана или царапина, даже если монета будет лететь с останкинской башни.

    8. Правило пяти секунд

    Миф: Это правило утверждает, что еда, упавшая на пол и поднятая за пять секунд, не успевает «заразиться» вредными бактериями.
    Опровержение: К сожалению, исследования (да и банальная логика) подтверждают, что бактерии появятся на пище сразу же после контакта с загрязненной поверхностью.

    9. Жевательная резинка

    Миф: Человеческому организму требуется семь лет, чтобы переварить проглоченную жевательную резинку.
    Опровержение: Усвоение жевательной резинки занимает меньше времени, чем усвоение к примеру тарелки мюслей. Этот миф специально распространялся докторами дабы сократить риск того, что ребенок, глотая жвачку может подавиться.

    10. Нулевая гравитация

    Миф: В космосе нет гравитации атмосферы.
    Опровержение: Гравитация есть везде, сила притяжения одинаково воздействует на всех людей. Космонавты на орбите парят в невесомости лишь потому, что постоянно падают вместе со своим кораблем на Землю. Только делают они это в горизонтальной плоскости. Гравитация уменьшается с расстоянием, но полностью не исчезает никогда.
    И, кстати, неверно и заблуждение, что в космосе вакуум. На самом деле межзвездное пространство заполнено всевозможными атомами и частицами, просто расстояние между ними несколько больше чем на Земле.

    11. Секс, секс, секс

    Миф: Представители мужского пола думают о сексе каждые 7 секунд.
    Опровержение: Многочисленные соцопросы, исследования и прочее показывают, что эта цифра явно завышена,среднестатистический мужчина думает о сексе раз в 2-3 часа, что интересно - в Азии мужчины думают о сексе чаще, чем в Европе.

    12. Нервные клетки

    Миф: Нервные клетки не восстанавливаются.
    Опровержение: Хотя наиболее активно мозг человека растет и проходит основные стадии формирования именно в раннем возрасте, деление клеток не прекращается и у взрослых. Исследования показывают, что нейроны успешно растут и меняются до самой смерти. Так что нервы восстанавливаются, и шансы поумнеть есть у всех.

    13. Водяная воронка

    Миф: Водяная воронка в южном полушарии Земли вращается в другом направлении, нежели в северном.
    Опровержение: Скорости вращения Земли не хватит, чтобы повлиять на направление течения воды даже в самой маленькой раковине. Как можно убедиться на личном опыте, движение и форма водяной воронки в раковине зависит только от особенностей «рельефа», и уж никак не от глобальных причин.

    14. Молния

    Миф: Молния никогда не попадает в одно и то же место дважды.
    Опровержение: Известное заблуждение. В действительности, такое случается довольно часто, так как молния бьет в основном в наивысшие точки на территории, так зафиксированы многократные удары молний в одни и те же деревья, а уж про громоотводы и говорить нечего - небоскребы в Нью-Йорке в среднем получают 25 разрядов ежегодно.

    15. Великая китайская стена

    Миф: Великая китайская стена–единственный рукотворный объект,видимый из космоса и Луны.
    Опровержение: Существуют разные вариации этого высказывания, но все они одинаково ложные. Космонавты могут увидеть с низкой орбиты множество объектов, созданных человеком. Например, египетские пирамиды или даже взлетно-посадочные полосы крупных аэропортов. На самом деле увидеть Великую китайскую стену, не зная точно, где она находится, гораздо сложнее, чем многие другие объекты. А уж увидеть стену с Луны точно невозможно.

    By Berloga

    Наука призвана проникать в суть явлений природы, представлять людям правильную картину мира. И большинство современных людей привыкли доверять официальной науке, считая общепринятые научные теории прописными истинами. На самом же деле, как показывает история, развитие науки по сей день представляет собой скорее путь проб и ошибок, чем прямую дорогу к истине. В этом посте — примеры общепринятых заблуждений и ошибок в науке.

    1. Заблуждения Аристотеля

    Древнегреческий философ и учёный Аристотель был, без сомнения, великим человеком. Он стал основоположником логики, суммировал современные ему знания о мире. Долгие столетия Аристотель был непререкаемым авторитетом в науке и философии. Труды Аристотеля изучали не только в античное время, но и в средние века. Но в то же время его авторитет послужил и консервации тех заблуждений, которые там были изложены.

    Например, Аристотель считал, что тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие, а для того, чтобы тело двигалось с постоянной скоростью, к нему должна быть приложена сила. Пошло более полутора тысяч лет, прежде чем эти заблуждения были опровергнуты Галилеем и Ньютоном.

    2. Поиски философского камня

    Изучение веществ и их превращений имеет давнюю историю. Но тяга учёных прошлого к химическим опытам имела несколько иные мотивы, чем сегодня. Не одну тысячу лет алхимики проводили опыты с превращением веществ, чтобы обнаружить философский камень, в существовании которого они были твёрдо убеждены.

    Философский камень, согласно их представлениям, обладал следующими свойствами. Во-первых, он позволял превращать неблагородные металлы (например, свинец) в золото. Во-вторых, при принятии внутрь они продлевал жизнь и излечивал от болезней. Наконец, философский камень мог помочь растениям расти с поразительной скоростью, так, что в течение нескольких часов они приносили бы спелые плоды.

    Одержимые идеей поиска философского камня, алхимики проводили множество опытов, изучали все возможные вещества, которые попадались им под руку. Философский камень, конечно, так и не был обнаружен, но труды алхимиков не пропали даром — они легли в основу современной химии.

    3. Теория четырёх жидкостей

    Древнегреческий медик Гиппократ известен как «отец медицины», в развитие которой он, действительно, внёс неоценимый вклад. Пытаясь объяснить причину болезней человека, Гиппократ сформулировал теорию, согласно которой главное значение для здоровья человека имеет баланс четырёх жидкостей — крови, слизи, желтой и черной желчи. Если какой-либо из жидкостей не хватает, либо она в избытке, это и становится причиной болезни.

    Эта теория господствовала в медицине более 2000 лет, вплоть до 19 века. Руководствуясь ею, врачи, например, пытались лечить множество болезней при помощи кровопускания, в других случаях обильно поили водой, кормили пищей, стимулирующей выработку желчи и т. п.

    4. Теория самозарождения

    Длительное время учёные и философы были убеждены в том, что живое может самопроизвольно зарождаться из неживого. Конечно, они знали, как размножаются животные и растения, но были уверены, что мелкие организмы — насекомые, черви, мыши, рыбы и т. п. могут самопроизвольно зарождаться из сырой почвы, мусора и грязи. Сочинения средневековых учёных содержат множество примеров самозарождения живых существ.

    Правда, ещё в Эпоху Возрождения у теории появились противники, которые на опыт пытались доказать, что никакого «самозарождения» не происходит, если питательную среду прокипятить и закрыть герметично, а значит, личинки жизни попадают в неё извне. Но большинство не принимало таких доводов во внимание, и теория самозарождения господствовала вплоть до 19 века, пока не была, наконец, опровергнута тщательно поставленными опытами Луи Пастера и др.

    5. Теория флогистона

    В 17 веке химики пытались дать объяснение процессам горения. Самым подходящим объяснением, с и точки зрения, было следующее — во всех горючих веществах присутствовал некий элемент — флогистон, а при горении он высвобождался и улетучивался. При этом многие простые горючие вещества ошибочно считались сложными, и наоборот. В начале 18 в. все крупнейшие химики разделяли теорию флогистона и пытались его обнаружить. За флогистон принимали различные газы, например, водород. Теория флогистона господствовала в химии около 100 лет, пока, наконец, не был открыт кислород, соединение которого с горючими веществами на самом деле и вызывало горение.

    6. Теория теплорода

    В 18-19 веках господствующей теорией, при помощи которой физики объясняли тепловые явления, была теория теплорода. Предполагалось, что во всех телах есть теплород — некая невесомая субстанция, количество которой определяет степень нагретости тела, а при контакте теплород может переходить из одного тела в другое. Несмотря на то, что ряд учёных сомневались в теории теплорода и высказывали правильное мнение, что теплота обусловлена движением частиц, составляющих тело, большинством эти аргументы не принимались во внимание. Из теории теплорода вырос целый раздел физики — термодинамика. Лишь в конце 19 века на опытах было наглядно показано, что теория теплорода ошибочна, а природа теплоты действительно связана с движением частиц, составляющих тело — молекул и атомов.

    Скорее всего, в недалёком будущем и многие из современных научных теорий будут признаны ошибочными и заменены, но пока нам ещё рано об этом судить.

    © 2024 magncompany.ru
    Автомобильный портал