Международные отношения на рубеже XX-XXI веков. События конца XX - начала XXI века, изменившие мир Международные отношения конец 20 века начало 21

Международные отношения возникают с появлением первых государств, с установлением контактов между странами Ближнего и Дальнего Востока, Древней Греции и Рима. В Европе международные отношения устанавливаются в эпоху Средневековья одновременно с созданием централизованных государств.

Область международных отношений давно уже составляет объект исследований разных научных дисциплин: истории (важное место занимают такие понятия, как «время» и «географическое место»), международного права (концентрирует свое внимание на изучении форм и принципов, регулирующих систему международных отношений), философии, социологии, географии, экономической науки, демографии, военных наук и др. Каждая из них выделяет свой аспект и объект исследования. В политологии исследование международных отношений – одно из важнейших направлений. Цель его – проанализировать основные параметры и критерии определения международных отношений как единой системы со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями.

Начиная с Платона и Аристотеля, философы пытались создать систему понятий, категорий и принципов, которые позволили бы исследовать и анализировать такую сложную сферу человеческого общения, как международные отношения.

Большой вклад в разработку этой проблематики внес И. Кант. Осуждая грабительскую, захватническую войну, он ратовал за соблюдение международных договоров и соглашений, невмешательство во внутренние дела государства. Кант выдвигал проект установления «вечного мира» путем всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

По его убеждению, образование такого космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций.

В наше время проблематикой международных отношений занимались и занимаются такие крупные ученые, как Г. Кан, Р. Арон, Г. Моргентау и др.



Существует несколько теорий внешней политики.

1. Теория политического реализма во внешней политике была разработана в середине ХХ в. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Международная политика понимается «реалистами» как борьба сил, ведущаяся суверенным государством в погоне за превосходством и властью. При этом власть – это взаимоотношения двух субъектов мировой политики, когда один из них может влиять на другого (вплоть до полного уничтожения). Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Реалисты считают, что если политика всегда выражает общезначимые или групповые интересы, то в международной политике – выражаются преимущественно национальные интересы.

Конкретно национальные интересы – это:

- «интересы национальной безопасности» (оборона страны);

- «национальные экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка);

Интересы поддержания мирового порядка (упрочнение международного авторитета и позиций государства).

«Международная политика, как и всякая другая, - подчеркивает Г. Моргентау, - это борьба за власть…Цели внешней политики должны определятся в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой».

2. Модернистские теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, иначе подходят к рассмотрению внешней политики государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государство как системы, подверженные различным факторам, влияниям извне и изнутри (индивидуальные факторы, ролевые и др.).

По мнению Дж. Розенау, центральной задачей внешней политики является «политическое (на уровне государственной власти) усиление возможностей национального общества по поддержанию постоянного контроля над его внешним противником».

Если с традиционной точки зрения угроза силой – наиболее эффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаимовыгодного сотрудничества.

3. Введение в научный оборот самого термина «геополитика » связывают с именем шведского ученого и политического деятеля Р. Челлена. Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Центральное место в детерминации международных отношений того или иного государства в геополитике отводится его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

Значение географических факторов для исторических судеб народов отмечается практически всеми исследователями международной политики.

Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы, их соотношения, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, территориальные и демографические императивы, а также силовой потенциал различных стран.

Недостаток этой и других моделей – абсолютизация какого-то одного из разнообразных компонентов.

Как видим, большинство ученых трактуют международные отношения как какие-либо практические отношения государств и других участников международной жизни, т.е. это любая активность за пределами государств.

Международные отношения , следовательно, - это система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей между государствами и народами. В более узком смысле международные отношения сводятся, прежде всего, к сфере политических связей, которые именуются мировой политикой.

Таким образом, мировая политика – это совокупная деятельность государств на мировой арене.

В основе человеческой деятельности лежат интересы и потребности. Внешняя политика в этом отношении не является исключением. Ее основой являются национальные интересы как интегральное выражение интересов всех членов общества. Эти интересы реализуются через политическую систему и внешнюю политику.

В политологии различают два уровня политических интересов: уровень главных или стратегических интересов и уровень специфических или тактических интересов. Первый уровень охватывает интересы в области внешней политики, которые связаны с обеспечением безопасности и целостности страны как определенной социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости страны, утверждением и укреплением ее суверенитета в системе международных отношений. И поскольку интересы на этом уровне связаны с самим существованием государства, то они обеспечиваются и защищаются государством на международной арене всеми средствами – дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными.

Уровень специфических интересов охватывает отдельные, частичные интересы государства в системе международных отношений. Это, например, может быть стремление государства закрепить свое влияние в тех или иных международных организациях, принять участие в разрешении региональных конфликтов, развивать культурные связи с другими государствами и т.д.

На основе внешнеполитических интересов определяются цели внешней политики. Среди них главными являются:

Обеспечение национальной безопасности страны;

Наращивание силовой мощи государства;

Рост престижа и укрепление международной позиции государства.

Внешняя политика выполняет три основных функции: охранную, представительно-информационную, переговорно-организационную. По сути эти функции внешней политики являются конкретизацией внешних функций государства: оборонной, дипломатической и сотрудничества.

Различие интересов и потребностей современных государств (а это уже почти 200 стран) неизбежно приводит к международным спорам и конфликтам. Поэтому в проблематике международных отношений этот вопрос занимает чрезвычайно важное место.

Практика международных отношений показывает, что разрешение споров и конфликтов может происходить как военным путем, так и при помощи мирных средств. Что касается войны, то здесь не требуются особые пояснения, а вот мирные средства включают в себя:

Систему переговоров, посредничества (но эта форма не носит обязательного характера),

Международный арбитраж (обязательный характер),

Деятельность различных негосударственных организаций.

Характер разрешения международных споров и конфликтов можно классифицировать и по-другому. Он может носить юридический аспект (т.е. спор разрешается с помощью международного права) или политический (а здесь возникает такое понятие как «сила»).

В системе международных отношений понятие «сила» рассматривается в трех аспектах.

Военная сила (т.е. военная мощь). Иногда достаточно только «поиграть военными мускулами», т.е. послать свои военные корабли к берегам некой державы, и она станет куда сговорчивей.

Экономическая сила (уровень экономического развития, финансовая стабильность). Спорить сейчас Украине с США – это все равно, что выйти на ринг спортстменам разной весовой категории. (Бюджет Украины – это бюджет Нью-Йорка).

Рассматривая «силу» в широком смысле слова, Г. Моргентау в числе основных компонентов называет: географическое положение страны, природные ресурсы, промышленный потенциал, численность населения и даже национальный характер, силу национального духа, которая особенно зримо проявляется в условиях войны (к примеру, в СССР во второй мировой).

Система межгосударственных отношений включает разнообразные формы отношений государств и межгосударственных объединений: коалиции союзов, межправительственные организации и др. На региональном уровне они представлены, к примеру, Лигой арабских стран, на глобальном – ООН. Будучи уникальным инструментом мировой политики, Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, внесла и вносит существенный вклад в укрепление международного мира и безопасности. Правда, в последнее время ООН не в полной мере выполняет свою миротворческую миссию, тем более в условиях, когда на политической сцене оказалась одна сверхдержава – США. Пользуясь своим экономическим и военным весом, этот монстр может вообще не считаться с ООН.

Среди других специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН наиболее авторитетной является комиссия по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (создана в 1946 г.). Из международных межправительственных организаций следует выделить международный валютный фонд, а из неправительственных объединений и организаций международного уровня можно назвать широко известный Римский клуб.

Хотя международные отношения возникли в глубокой древности, на протяжении истории они были по сути отношениями между государствами, а не между народами. И только в наше время, когда народы все более зримо становятся субъектами истории, эти отношения приобретают свой изначальный смысл, т.е. становятся отношениями не только между государствами, но и прежде всего отношениями между народами.

Нынешние международные отношения в определенной мере являются продуктом того соотношения сил, которое сложилось после второй мировой войны (господство и подчинение, сотрудничество и поддержка, наличие «двойных стандартов» и др.).

После второй мировой войны в мире сложилось геополитическое разделение всемирного сообщества на три большие группы стран, которые обозначили соответственно числами: первый, второй и третий мир.

Первый мир составляли страны Западной Европы, Северной Америки и Австралия. Это страны демократического режима и рыночной экономики.

Второй мир составляли СССР, Китай, страны Восточной Европы и некоторые страны северо-восточной Азии, а также Куба – господство коммунистического политического режима и централизованной плановой экономики. Противостояние между первым и вторым миром вошло в мировую историю под названием «холодной войны».

В третий мир вошли развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые оказались на геополитической периферии (в основном поставщики сырья и дешевой рабочей силы).

Эту глобальную геополитическую систему часто называли биполярной, двухполюсной, так как в ней существовало два центра силы, две сверхдержавы (США и СССР), соответственно два военно-политических блока: НАТО и Варшавский договор (куда, кроме СССР, входили страны центральной Европы «социалистического образца»: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария).

Это противостояние и балансирование на грани войны продолжалось несколько десятилетий. С распадом Советского Союза в мире возник новый расклад сил: по сути осталась одна сверхдержава – США и военно-политический блок НАТО, куда уже входят не только бывшие члены Варшавского договора, но и бывшие республики Советского Союза (Прибалтика).

Существенные изменения переживает и третий мир. В нем выделились «новые индустриальные страны» (Южная Корея, Сингапур, Тайвань др.), которые по своему экономическому уровню приближаются к наиболее развитым странам. Менее развитые страны третьего мира (некоторые государства Центральной Африки и Азии) получили название «четвертого мира».

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XXI столетия мировая геополитическая структура существенно трансформируется. По оценкам многих специалистов, мировое сообщество движется к созданию многополюсного мира. Эту идею активно поддерживают Россия, Китай, Индия. Геополитики в числе будущих центров силы называют: США, объединенную Европу, а также Китай и Японию, в числе таких центров называют Россию и Индию (демографический гигант наступившего столетия).

Положение единственной сверхдержавы, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом, не могло не порождать у США желания диктовать свои условия другими странам. Так были осуществлены бомбежки (в том числе и с обедненным ураном) Югославии даже без санкции ООН. Так поступили с Ираком.

Не может не беспокоить и тот факт, что мировые расходы на вооружение снова возрастают после 10 лет их сокращения в период и после окончания «холодной войны». Эти расходы во многом превосходят помощь бедным странам. Примерно 40% от общемировых военных расходов приходится на США.

В этих геополитических условиях большое значение для определения внешней политики Украины приобретает понимание ее национальных интересов и сфер влияния, адекватное реалиям современного мира.

Основные цели и приоритеты внешней политики Украины сформулированы в Акте независимости Украины от 24 августа 1991 года и в обращении Верховной Рады Украины к парламентариям и народам мира от 5 декабря 1991 года. Магистральные векторы современной украинской внешней политики определены также Конституцией Украины и рядом документов, принятых Верховной Радой. На практике это означает стратегическое партнерство с Россией, сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы.

За прошедшие годы Украина стала важным субъектом мировой политики; как независимое государство она признана более чем 150 странами. Украина является членом многих международных, региональных и др. организаций. Она принимает участие в работе ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Международного валютного фонда и др.

Становление нового независимого государства Украины ознаменовано было установлением внеблокового статуса и безъядерной державы. Это открыло перед нашей страной широкие возможности налаживания дружеских отношений со всеми странами мира, и в первую очередь, конечно с ближайшими соседями: странами Европы и теми, кто образовал СНГ.

Причем один внешнеполитический вектор отнюдь не предполагает ухудшения отношений в другом направлении. Вхождение Украины в европейское экономическое и политическое пространство не противоречит укреплению отношений с Россией. Более того, освоение этого пространства будет идти тем успешнее, чем больше будет совместных проектов, в которых будут задействованы и Украина, и Россия, и европейские страны, и те страны СНГ, которые создают сейчас единое экономическое пространство.

Европа заинтересована видеть рядом процветающую демократическую Украину, что отвечает и нашим интересам. И для такого успешного развития Украина обладает наряду с другими факторами (плодородные земли, трудолюбивый народ, интеллектуальный потенциал и т.д.) и геополитическими возможностями – на магистральном пути между Западом и Востоком.

2. Политическая глобалистика: основное содержание

Важное место в комплексе мировых отношений занимают международные отношения. Международные отношения на рубеже ХХ–ХХI века отличались динамичным развитием и непредсказуемостью. Они определяются совокупностью отношений в различных областях, способными выступать в качестве самостоятельных структурных компонентов международной системы. Особенности международных отношений этого периода определяло наличие различных фактов: раскол мира на две противоборствующие системы, создание атомного и других видов оружия, глобализацией и т.д. Вторая половина ХХ века обуславливалась увеличением экономической и политической интеграций, выражавшаяся в создании большого количества международных и межгосударственных организаций.

В течение непродолжительного периода после окончания Второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, МВФ, заложены основы Европейского союза и ОЭСР, СЭВ и Варшавский пакт и т.д. Важнейшим элементом международных отношений после окончания Второй мировой войны в качестве расширения и укрепления этих отношений стало создание Организации Объединенных Наций (ООН). В апреле 1945 года на конференции было принято решение о создании ООН и ее Устав. В качестве международной организации она занимается вопросами контроля вооружений, всеобщего разоружения, урегулирования крупных внутригосударственных конфликтов, решения межгосударственных проблем. Если говорить о современной структуре ООН, то она была существенно расширена, и выражалась в создании ряда специализированных организаций, занимающихся решением задач в определённых областях. Наиболее известными являются ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНЕСКО (Специальное учреждение ООН по вопросам образования и культуры), и другие. Таким образом, в современности ООН охватывает более широкий спектр важных отраслей функционирования общества, что говорит о ее значимости в современном мире.

Наибольшую актуальность в рамках деятельности ООН приобретают миротворческие операции, являющиеся инструментом, направленным на примирение сторон и посредничество в переговорах. Однако урегулирование отношений и поддержание мира не являются главными функциями ООН, в соответствии с «Декларацией тысячелетия» среди важных функций можно выделить: ликвидации нищеты и голода; обеспечение экологической устойчивости; обеспечение всеобщего начального образования; борьба с опасными заболеваниями и т.д. Если говорить о результатах деятельности ООН, то они являются крайне противоречивыми в силу наличия ряда событий, вмешательство в которые не способствовало их урегулированию. Именно в организации ООН заложен огромный потенциал межгосударственного взаимодействия. Совершенно очевидным становится факт того, что деятельность ООН является важной и затрагивает все сферы современного общества и мира в целом. ООН играет крайне значимую роль в процессе консолидации мировой общественности. Стали создаваться новые подразделения послевоенного периода, которые функционировали в различных сферах международной жизни.

В рамках своей деятельности они определили основы международной политики: защита прав и свобод человека, решение экономических проблем, разрешение межгосударственных противоречий и конфликтов в рамках государств. ХХ–ХХI век был определен противоречивыми событиями, такими как «холодная война», гонка вооружений, региональными конфликтами, программами мирного существования, создание международных организаций и поддержание мира и безопасности. Начало 1950 года стало периодом «холодной войны», создание термоядерного оружия, а позже появление межконтинентальных баллистических ракет. Была развернута гонка вооружений между сверхдержавами СССР и США. Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к организации военно-политических блоков в разных регионах. Но, тем не менее,1970-е годы стали периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с совместным изменением геополитической обстановки в Европе и мире. Главным направление для разрядки международной напряженности стало урегулирование отношений вокруг Германии. А также следующим шагом стало советско-американские переговоры в 1972–1974 гг. В рамках этого уровня был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по решению германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вступление объединенного германского государства в НАТО. Уже к началу 80-х гг. на смену двухполюсной модели мира пришла модель, включавшая наряду с СССР и США также Западную Европу, Японию и Китай. В сфере стратегических ресурсов сохраняют свои позиции Ближний Восток и Южная Африка.

Таким образом, подъем многополярного миропорядка значительно сузило, если не исключило, вероятности сохранения или выдвижения какого-либо одного государства в качестве супердержавы, способной единолично контролировать положение вещей в мире. Мир становится более разнообразным, постепенно возможности расширяются на фоне индивидуального, группового и национального выбора. В рамках изменяющихся условий происходит возникновение мировых проблем, распад Югославии и создание самостоятельной Чехии и Словакии, создание единого государства Германия, затем распад СССР привел к возникновению новых региональных конфликтов, которые не урегулированы до настоящего времени. Постепенно изменилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое существование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад.

Однако такое развитие событий может привести к созданию новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений. Таким образом, военные противоречия в Европейском регионе, трудности переходного периода в странах Восточной Европы, постсоветском пространстве создадут угрозу безопасности в Европе. В современных условиях это дополняется религиозной и этнической нетерпимостью, терроризмом, организованной преступностью и т.д. Решение этих проблем требует новых огромных усилий, комплексных мер для сохранения и укрепления мира и международной безопасности. Человечество в ХХI веке столкнулось не только с новыми глобальными проблемами, но и с изменившейся геополитической ситуацией.

Именно поэтому безопасность связана не с углублением противостояния между странами и народами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить сохранение и расцвет человеческой цивилизации. Таким образом, начало XXI в. определилось новым миропорядком, основанном на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи: – Обеспечение международного порядка; – Совершенствование законодательства и механизмов предотвращения международных конфликтов и противоречий; – Обеспечение охраны экологии, человеческих ценностей, материальной и духовной культуры; – Равноправие всех поддерживающих его государств. Основными принципами международных отношений можно считать переход к многополярному миропорядку, появление глобальных проблем, разделение мира на два полюса (Север и Юг). Все это свидетельствует о противоречивости развития современных отношений и необходимости их тщательного исследования.

Литература 1. Барковский А.Н., Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве // Россия и современный мир. 2005. №3. С. 11–20. 2. Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. 2004. №4- 5. 3. Дахин В. Россия в современном мире // Государственная служба. 2003. №4. 4. Международные отношения: теории, конфликты, организации: учебное пособие / под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2004. 288 с. 5. Современные международные отношения: учебник / под ред. А.В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 1999. 584 с. 6. Караганов С.А. XXI век: контуры миропорядка // Россия в глобальной политике. 2005. №5.

В.А. Ращупкин, А.В. Аркаева

Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 - 2000 гг. - этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З. Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики -- она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова". «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов -- НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. - начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В. Путин и ситуация начинает меняется.

В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 - 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы - центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории .

3. 2008 год - настоящее время - третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева. В целом, внешняя политика времен В.Путина была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе:

во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился;

во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями - НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу - на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» - пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок» . Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.

СССР в 1985-1991 годах. Современная Россия

1. Международные отношения в конце двадцатого века.

К середине ХХ столетия индустриализм исчерпал свои возможности, продемонстрировав неспособность решить ряд рожденных им же глобальных проблем (угроза ядерного омницида, экологическая катастрофа, истощение природных ресурсов, проблема слаборазвитых стран, составляющих 2/3 человечества, новый рост национализма и культурной отчужденности).

В обществе несмотря на НТР продолжает сохраняться завоевательное отношение к природе. Например, США, крупнейшая и наиболее развитая страна мира, имея 5% населения планеты, потребляет 40% добываемых в мире ресурсов и сбрасывает 70% промышленных отходов, производя 25% продукции.

Но есть и положительные моменты:

· формируется единая международная среда, в которой реализуются далеко не совпадающие интересы и потребности государств всех трех вышеназванных волн;

· возникает как бы двухсекторная экономика, где в производстве материальных благ и услуг доминируют рыночные отношения, но им не остается места в сфере “производства” человека;

· на смену “унификации” индустриального общества западного образца приходит понимание человечности и глобализма, признание уникальности отдельных цивилизаций.

Однако появилась и новая опасность. Феминистское азиатское пространство, восприняв западный индустриализм, в тоже время пытается заявить об “универсальности ” Востока и восточной культуры, а об европейской цивилизации как аномалии. В роли новых амазонок выступают не столько государственные структуры, сколько националистически настроенная часть общества. Заметно усилились призывы к Японии отказаться от элементов европейской модернизации в поведении и культуре, “сделать Азию азиатской”. На государственном уровне политика модернизации четко осознается даже в Китае, претендующем на лидерство, где родилась формула “капитализм в экономике, социализм в политике”. Исламские страны также осторожно относятся к модернизации, признавая ее необходимость.

За 50 послевоенных лет масштабы и география мировой экономики существенно изменились. В целом мировой ВВП за 46 лет (с 1950 по 1996 гг.) вырос почти в 5,9 раза. ВВП- валовой внутренний продукт (сумма рыночной стоимости всех произведенных в стране конечных товаров и услуг). При этом экономический потенциал наиболее развитых регионов середины ХХ века - Северной Америки, Европы, Австралии и Океании - увеличивался медленнее, чем мировой экономики (4,2; 4,2; 5,2). В результате их доля в ВВП мира заметно снизилась: Северной Америки - с 35,3% до 25,1%, Европы - с 37% до 26,7%, Австралии и Океании - с 1,5% до 1,3%. Сокращение доли Северной Америки в мировой экономике полностью произошло за счет снижения в ней удельного веса США - с 31,2% до 20,6%, в то время как доля Канады и Мексики возросла с 4,1% до 4,5%.

Несколько быстрее мирового потенциала в среднем росли экономические потенциалы Южной Америки и Африки - в 6,7 и 6,1 раза (с 5,2% до 6%, с 4,3: до 4,4%).

Однако настоящей рекордсменкой второй половины ХХ века стала Азия. Ее ВВП возрос в 12,8 раза, что удвоило ее долю в мировом ВВП с 16,7% до 36,5%. Самый медленный экономический рост в СССР (2,2 раза), приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% в 1950г. до 2,7% в 1996г. Экономический рост России несколько выше (в 2,4 раза), но все равно ниже, чем в остальном мире.

С точки зрения англосаксонской идеи, такие цивилизации, как восточно-европейская, русская, латиноамериканская, индуистская, - хотя и проходят определенную фазу самоутверждения, не проявляют очевидной враждебности и не пытаются демонстрировать свое превосходство. Но азиатские цивилизации - китайская, японская, буддистская и движущийся параллельно с Азией исламский мир занимают все более жесткую позицию. Эти тенденции прослеживались и раньше, но были замаскированы борьбой двух сверхдержав. Теперь же они все явственнее проявляются, основой для этого служат:

· феноменальный экономический рост, когда за 50 лет часть азиатских стран достигла того, на что Западу понадобилось несколько столетий;

· впервые открыто проявившееся представление о том, что азиатская культура не только имеет равные права с европейской, но по многим параметрам превосходит ее;

· призыв интеллектуалов к незападным обществам отвергнуть старые догмы; прежде всего англосаксонскую модель развития, как наилучший способ модернизации и построения эффективной политической системы;

· наличие колоссального человеческого материала в рамках идей традиционного общества (60 % населения земного шара).

Мировые военные расходы сократились между 1987 и 1994 гг. с 1,3 трлн. до 840 млрд. долл. Если НАТО уменьшил расходы на 10% (с 540 до 485 млрд. долл.), то восточно-азиатский регион увеличил на 50% (с 90 млрд. до 135 млрд. долл.). Китай закупает у России истребители СУ-27, подводные лодки, ракеты, танки. В Китае ожил менталитет Срединного царства, в котором другие азиаты видятся существами низшего порядка, а представители Запада (в том числе и России) - как варвары.

Начиная с 1992 г. хозяйственная реформа в Китае вступила в новую фазу развития - последовательного перехода от плановой экономики к рынку. Большинство государственных предприятий в Китае продолжают оставаться убыточными. Но индустриальный рост идет очень быстро за счет количественных показателей. По некоторым данным Китай вышел на второе место в мире по ВВП. За последние 10 лет объем ВВП возрастал ежегодно на 10%. Если 30 лет назад Китай устойчиво занимал последнее место в мире по ВВП на душу населения, то в настоящее время он возрос почти в 10 раз. Однако все относительно. В Х V веке ВВП на душу населения в Китае составлял 500 долл. и был выше, чем в Европе того времени. При всем небывалом росте в настоящее время Китай достиг того же уровня, что и 500 лет назад, в то время как европейский уровень на душу населения превосходит в 20 - 30 раз.

Важной чертой экономического развития является уровень концентрации производства ВВП мира в ограниченном круге стран. Последние полвека отмечены существенными изменениями в этой сфере. В течение 46-тилетнего периода США удавалось сохранять за собой роль неоспоримого мирового лидера по абсолютным объемам производства ВВП. По-прежнему 1/3 мирового богатства сосредоточена в США. На свое присутствие за границей национальной территории и помощь иностранным государствам страна тратит 200 млрд. долл. в год. Несмотря на то, что доллар перестал выполнять роль мировой резервной единицы, он приносит 350 млрд. долларов в год непроизводственных доходов по системе “деньги делают деньги” (“Д-Д”). Примерно столько же - контроль над информационным пространством.

Тем не менее удельный вес США в мировом годовом ВВП сократился на 1/3 с 31,3% до 20,6%. Вторую позицию последовательно занимали:

в 1950 - 1971 гг. - СССР (7,3%),

в 1972 - 1993 гг. - Япония (8%),

с 1994 г. - Китай (10,2 %).

В 1950 году половину мирового ВВП создавали 4 страны (США, СССР, Германия и Франция), в 1996 году - уже 6 государств (США, КНР, Япония, Германия, Индия, Франция). Снижение мирового ВВП объясняется исключительно снижением доли США. Тем не менее этот факт маскирует устойчивую тенденцию повышения уровня концентрации производства.

Глобальный провал социалистического эксперимента, наряду с относительным ослаблением США, феноменальным ростом Китая с 1978 г., постепенным замедлением темпов роста неазиатской части мировой экономики на фоне ускорения роста Азии (в значительной степени за счет роста населения) некоторое смягчение дифференциации населения стран мира по размером душевого ВВП, сокращением разрыва между богатыми и бедными - наиболее важные результаты развития мировой экономики во второй половине ХХ века.

Если в Японии и европейских странах с рыночной экономикой, отягощенных масштабным бюрократическим регулированием и социальными обязательствами в 1992 – 1996 гг. продолжалась экономическая стагнация, то США благодаря значительному сокращению государственных расходов и фактической ликвидации первичного бюджетного дефицита удалось поддерживать рост на уровне 2,5% в год. В тоже время проводившие политику либерализации развивающиеся страны Азии ускорили темпы своего развития до 5 - 8% в год.

После окончания холодной войны и распада СССР на мировой арене происходит очередной передел мира, на основе силовых факторов - экономических, политических, военных. Главными центрами мировой экономики являются США (24% мирового производства), Япония (16%), Китай (8%), Германия (6%). В тоже время растет значение экономических блоков: консолидирующегося вокруг Германии Европейского Союза (25%), НАФТА (30%), АПЕК (25% без США), “большой семерки” (50% мирового производства).

Несмотря на ликвидацию ОВД, сохраняется НАТО. Из всех стран мира только США обладают всем набором силовых факторов сверхдержавы, от экономического до военного. На их долю приходится 1/3 мировых военных расходов и 60% НИОКР (создание оружия 5 и 6 поколений).

США перенесли гонку вооружений в новую плоскость – в область микроэлектроники как в военном деле и военной технике, так и в технологии изготовления оружия. Это изменило ситуацию в их пользу. Появление мобильных высокоточных дальнобойных крылатых ракет застало советскую военную машину врасплох – теряла смысл советская военная доктрина, все горы накопленного за 30 лет оружия: тяжелых ракет, танков и т.д. Но все же американцы пошли на переговоры с СССР по уничтожению ракет и крылатых ракет среднего радиуса действия из-за желания снизить порог безопасности в Европе, из-за опасения распространения этого оружия в странах третьего мира, среди террористов и опасения его случайного применения собственными военными.

В 90-е годы военная угроза в мире сократилась. Мир отступил от грани глобальной ядерной войны. Заключенные между Россией и США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г. - ОСНВ-1) положили начало новой тенденции к сокращению ядерного оружия в мире.

В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали договор ОСНВ-2 о сокращении к 2003 году ядерного потенциала на 2/3 по сравнению с ОСНВ-1 (до 3500 единиц).

Закончилась военная фаза целого ряда региональных конфликтов (Советско-афганский, американо-иракский и т.д.).

Мировые военные расходы уменьшились с 1300 млрд. долл. до 800 млрд. долл.

В несколько раз сократилась международная торговля оружием. Численность регулярных войск стран мира уменьшилась с 28,5 млн. до 23 млн. человек. С другой стороны возник целый ряд конфликтов на старой основе этнических и религиозных войн (на Ближнем и Среднем Востоке, Афганистане, в Африке, Чечне и т.д.). С 1990 года по 1996 год в мире отмечено 45 таких столкновений в которых пострадало 40 млн. человек. Во время этих конфликтов не соблюдаются никакие международные нормы и страдает в основном мирное население. Вырезаются целые народы, людей сгоняют в лагеря и делают рабами победителей.

Наряду с этими войнами уходящей индустриальной эпохи произошла первая “война будущего” - разгром Ирака в 1991 г. (17 января - 28 февраля 1991 г. - операция “Буря в пустыне”) объединенными силами западных стран с применением самой современной техники (прежде всего информационной и космической), с мгновенной перестройкой технологии в ходе быстротечной “полицейской” войны. Стало меняться отношение к войне даже в пацифистски настроенной Японии. Во время войны в Персидском заливе нация взяла на себя тяжелое финансовое бремя, выделив 13 млрд. долларов, по 100 долларов с каждого человека, включая младенцев. Несмотря на это Япония подверглась граду нападок за то, что не отправила своих людей. Говорили, что Япония ведет “чековую дипломатию”, откупается деньгами, в то время как парни из других стран проливает пот и кровь. После бурных дебатов в парламенте был принят закон, разрешивший участие сил самообороны в операциях по поддержанию мира. Японские войска уже принимают участие в операциях ООН в Африке и Азии.

Россия с упрямством, достойным лучшего применения, по-прежнему несет непосильное для настоящего состояния экономики страны бремя сверхдержавы, фактически не являясь таковой (за исключением “потенциала устрашения” - взорвать себя и весь мир вместе с собой); продолжает сохранять армию, примерно равную по численности личного состава и количеству вооружений армии США, отставая по основным экономическим параметрам в 10 раз. Русская армия является армией вчерашнего дня. Военная экономика фиктивна сама по себе, экспорт оружия может носить только вспомогательный характер. Десять лет Россия находится в состоянии экономической депрессии, а полмира все еще продолжает воевать советским оружием. На долю России приходится 2% мирового ВВП, 2,5% населения, 4% военных расходов, 6% вооруженных сил. Расходная часть бюджета на силовые структуры составляет 1/3 или более 10% ВВП (для сравнения: в США - 4% ВВП, в Китае, Франции, Германии - 3%, Японии - 1%).

“Холодная война”, олицетворяющая столкновение двух сверхдержав (“кита” и “медведя”), двух идеологий (“капитализма” и “социализма”) и неразрешимое двуединство западного и восточных миров в начале 90-х годов, казалось завершилась победой “универсальной” англосаксонской идеи. Народные антитоталитарные революции в Восточной Европе в 1989 г., развал СССР в 1991 г. радикально изменили современную картину мира. Гигантская мистификация XX века завершилась. На месте “социалистического лагеря” возникла группа европейских и полуевропейских суверенных государств, включая Россию и 14 бывших республик СССР. Произошло объединение немецкого народа в рамках единого государства. Западная Европа стала форсировать процесс экономической и политической интеграции. Япония “возвратилась” в Азию. На смену “биполярному” миру пришел “многополюсный мир”. Типология региональных конфликтов пополнилось новыми мотивами:

1. конфликты между зарождающимися центрами региональной модернизации по вопросу о лидерстве (Ирано-Иракская война, Вторжение Ирака в Кувейт, спор между Россией и Украиной по поводу Черноморского флота);

2. конфликты между развитыми странами и новыми центрами модернизации (война в Персидском заливе);

3. конфликты на рубежах взаимодействия различных культур, которые не всегда совпадают с государственными границами. В Африке такой рубеж проходит между арабизированным севером континента и собственно африканскими культурами по территории Сахары, Чада, Судана, Сомали, Эфиопии. В Азии – разделяет арабские страны и Израиль, Россию, Индию и Китай (линия горячих точек проходит по территории Афганистана, Таджикистана, Пакистана, Индии, Тибета). В Европе – через Балканы и Северный Кавказ.

Основным содержанием современной эпохи является возникновение новых линий взаимодействия между участниками мирового политико-экономического процесса. Это взаимодействие двоякого рода: с одной стороны - появление новых основ для интеграции, образование новых интеграционных конгломератов, с другой – формирование новых линий противостояния. Очевидно, существует единая тенденция, в соответствии с которой осуществляется общий прогресс, эта тенденция связана с усовершенствованием организации, повышающей надежность и экономичность системы. Общество в едином противоречивом процессе усложняется, включая в себя достижения предыдущего менее сложного порядка.

Взаимодействие человека, природы и общества не становится проще с ростом производительности труда. Наоборот, наблюдается некоторая оторванность, отчужденность. Оно идет рядом с социальными вопросами, порой выдвигались вперед и оказывает значительное влияние на структуру. Взаимоотношения человека с природой многоплановы - это территория государства, его природные ресурсы, научные и культурные достижения, количество и качество населения. Состояние политической организации закономерно определяется ее состоянием в предшествующий период и взаимодействиями, которые осуществляются между элементами политической системы, а также между системой и окружающей средой. Несмотря на внешнее противостояние двух тенденций развития индустриальной цивилизации (капитализм - социализм) к концу XX века образовалось четыре оптимальных варианта.

Оптимальный вариант - это природо-общественная структура, в которой сочетание географических размеров обществ, их людских, экономических, политических ресурсов делает их устойчивым в течение определенного периода времени. На сегодняшний день оптимальный вариант имеет следующие характеристики: от 10 до 20 млн. кв. км площади, от 200 до 350 млн. населения и неизбежный при такой территории выход к океанским путям. Можно выделить четыре центра, соответствующие современному варианту:

1. Северная Америка (США, Канада, Мексика),

2. Западная Европа,

3. Восточный регион (Япония, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд),

4. Россия, СНГ.

Современные оптимальные варианты

Оптимум

Северная

Америка

Западная

Европа

Восточный

Регион

СНГ, Россия

Экономика

Постиндуст

риальная

Постиндуст

риальная

Постиндуст

риальная

Индустриальная

Общественный строй

Эволюцион

ный капитализм

Эволюцион

ный капитализм

Эволюцион

ный капитализм

Государственно-монополистиче

ский социализм

Общественные идеи

Западная

(либераль

ная)

Западная

(либеральная)

Западная + Восточная (традицион

ная)

Западная + Восточная (традиционная)

Благодаря росту влияния региональных группировок они принимают на себя роль главных субъектов мирового экономического развития. В этом состоит одна из главных отличительных характеристик мирового развития в конце нынешнего века. Взаимодействие этих крупных группировок привело к созданию многослойной системы сотрудничества в которой каждая, а ведущие страны внутри них, во все большей степени берут на себя функции локомотивов истории. Нельзя преувеличивать степень мировой интеграции. Каждый из четырех “оптимумов” может действовать вполне самостоятельно, при этом возникают новые неожиданные международные комбинации.

Каковы же основные направления развития интеграционных союзов?

В Европейском Союзе происходит трудный и противоречивый процесс углубления интеграции при одновременном расширении за счет вступления новых стран.

Главным процессом в рамках Северо-Американской интеграции (НАФТА) становится углубление сотрудничества между тремя ее участниками и адаптации Мексики и Канады к новым условиям свободной торговли.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – наиболее динамичный экономический союз, привлекающий капиталы дешевой рабочей силой и отсутствием других расходов. В рамках этой группировки отрабатывается взаимодействие между Западом и Востоком.

Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени высокого по сравнению с другими региональными группировками уровня. Из первоначального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входит 15 стран и который имеет тенденцию к расширению. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихте на встрече глав государств и правительств на встрече глав государств ЕС были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзе. Валютно-экономический союз предлагает переход к единой денежной единице экю уже с 1 января 1999 г.. Страны ЕС согласились на частичный отказ от национального суверенитета в сфере внешней и военной политики.

Расширяются полномочия высших органов власти - Совета министров, Европарламента и других органов. Примерно через 20 лет планируется создание “Соединенных Штатов Европы”.

На рубеже XIX-XX вв. человечество вступило в новую для своего развития эпоху - эпоху империализма. Развитие капитализма, укрупнение и поиск новых рынков для сбыта продукции и выкачивания ресурсов заставили человека по-новому взглянуть на окружающий его мир. Развитие науки и техники, появление новых средств связи и передвижения - всё это способствовало индустриальному скачку вперёд, выдвигая на первые позиции одни страны и оставляя позади другие. Взаимоотношениям между странами на рубеже веков и их характеристике посвящён данный урок.

Международные отношения в начале ХХ века

В первые годы XX века продолжилось нарастание противоречий между ведущими мировыми державами, которое в конце концов привело к Первой мировой войне.

Предыстория

Причины кризиса в международных отношениях

Во второй половине XIX века значительно меняется политическая карта мира. Появляются единая Италия и единая Германия, стремящиеся участвовать в колониальном разделе мира. Продолжается распад Османской империи, в результате чего независимость получают Болгария, Румыния и Сербия.

К началу XX века крупнейшие мировые державы поделили большую часть Африки и Азии, либо превратив эти территории в свои колонии, либо поставив их в экономическую и политическую зависимость от себя. Колониальные конфликты и споры приводили к обострению международных отношений.

Рост национализма. На Балканах продолжалось формирование национальных государств; ему противодействовали многонациональные империи - Османская и Австро-Венгерская.

В странах Европы чувствовалось приближение войны; государства стремились найти себе союзников в будущей войне. К концу XIX века оформился Тройственный союз , в который вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия.

События

1891 г. - Русско-французский союз.

1904 г. - создание союза между Францией и Англией, получившего название Антанта .

1907 г. - к Антанте присоединяется Россия. Окончательно оформились два мощных военно-политических блока - Антанта и Тройственный союз.

Заключение

С каждым годом противоречия между государствами становились все сильнее. Во многом это связано с появлением единой Германии - милитаристского государства, стремившегося переделать колониальную систему: потеснить ведущие колониальные державы (Великобританию и Францию). Германская угроза стала стимулом к созданию Антанты, во многом носившей характер оборонительного союза.

На обострение ситуации влияли также интересы экономических элит крупнейших государств, имевших рычаги давления на власть. Они были заинтересованы в расширении рынков сбыта и экономической экспансии, что означало столкновение с интересами государств-конкурентов. Война в то время по-прежнему считалась нормальным способом разрешения подобных противоречий.

Правительства предвидели скорую войну. Они тратили значительные средства на развитие армии, увеличение ее численного состава и создание новых вооружений.

Конспект

К 1900 году в мировой политической системе стали выделяться несколько стран, которые играли ведущую роль в разных сферах жизни общества - политической, экономической, социальной и духовной. Такими государствами являлись: в Европе - Великобритания, Франция, Германия и Российская империя; в Азии - Япония; в западном полушарии - США. Если ранее влияние этих стран ограничивалось только их местоположением, их региональностью, то с развитием колониальной системы и наступлением эпохи империализма влияние этих держав стало распространяться на весь мир, в зависимости от т. н. «зон влияния» (см. Рис. 1). По сути, вышеперечисленные государства стали теми двигателями прогресса, которые в дальнейшем определили ход мировой истории.

Как известно, политика и экономика тесно взаимодействуют друг с другом. К началу ХХ века крупные торгово-промышленные компании начинают преобразовываться в компании-гиганты, в транснациональные монополии, которым становится тесно в условиях внутреннего рынка и которые стремятся продвинуться за пределы не только государственных границ своей страны, но и за пределы континентов. Такие компании, имеющие огромные капиталы, постепенно становились монополистами, диктовавшими свои условия более слабым странам и более слабым правительствам, тем самым являясь во многом неофициальными проводниками внешней политики своего государства. По сути, в начале ХХ века происходит слияние крупной капиталистической буржуазии с высшим чиновным государственным аппаратом, который влиял на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Как уже было сказано выше, у передовых стран мира в начале ХХ века существовали свои зоны влияния. Такими «зонами» могли быть колонии, как у Великобритании и Франции, разбросанные по всему миру или экономически зависимые территории, как у США в Латинской Америке и России в Монголии, Северо-восточном Китае и Северном Иране. Только две из всё более набирающих силу и мощь ведущих держав - Германия и Япония - не имели своих зон влияния и колоний. Связано это было с тем, что именно эти две страны поздно встали на путь капиталистического развития, поздно «открылись» миру, и поэтому опоздали к разделу Земного шара. Крупная национальная буржуазия этих государств не могла смириться с таким положением вещей, и поэтому, наращивая изо дня в день военно-технический потенциал, всё громче и чаще стала заявлять о своих правах на разные уголки мира, стремилась к его новому переделу, что необратимо вело к новой, полномасштабной войне.

Исходя из складывающейся ситуации, ведущие державы стали объединяться в военно-политические блоки и союзы (см. Рис. 2). Конечно, такая практика существовала ещё в конце XIX столетия, но особую силу приобрела теперь. В Европе набирающая силу Германия объединилась в Тройственный союз с Австро-Венгрией, Италией, а затем и с Турцией. В свою очередь, в 1907 году окончательно оформился военно-политический блок - Антанта («согласие»), в который входили Великобритания, Франция и Россия.

На Дальнем Востоке захватническая политика Японии привела к Русско-японской войне 1904-1905 гг. , которую Россия проиграла, и к захвату Корейского полуострова, а также части Китая, чем поставила под угрозу территориальные притязания европейских держав в азиатском регионе.

В Новом Свете Соединённые штаты, жившие с 1820 года в некоторой изоляции от внешнего мира, пользуясь т.н. «Доктриной Монро», к началу века стали всё больше и больше проникать в Восточное полушарие, играя если не первую, то одну из главных ролей, тем более, что сращивание крупного бизнеса и политической элиты происходило именно там довольно ускоренными темпами.

Региональные кризисы - Англо-бурская война 1899-1902 гг., Русско-японская война 1904-1905 гг., экономические конфликты в Азии и Африке, Боснийский кризис 1908-1909 гг., две Балканские войны 1912-1913 и 1913 гг. - были своего рода генеральной репетицией ко всемирному вооружённому конфликту.

Экономические и политические противоречия ведущих держав мира, борьба за новые рынки и обострившаяся конкуренция крупных компаний, борьба за новые зоны влияния, столкновение интересов в различных регионах мира, складывание военно-политических блоков - всё это не могло не привести к крупному военному конфликту между этими странами.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте §1 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 2 и 3 на с. 15.
  2. Каковы были причины нового передела мира?
  3. Были ли региональные конфликты предвестниками Первой мировой войны?
  1. Интернет-портал Lib2.podelise.ru ().
  2. Интернет-портал Likt590.ru ().
  3. Интернет-портал Nado.znate.ru ().

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал