Модели модернизации стран латинской америки. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации

Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

Главными проблемами модернизации остаются внутренние противоречия в общем подходе экономического социального развития, низкий уровень образования населения, а также усиление этносоциальных конфликтов.

Модернизация в пост-колониальный период

После освобождения от власти метрополий, многие государства Африки и Азии ждали так называемого "экономического чуда". Следует отметить, что многие страны сумели добиться определенных успехов в промышленном производстве и торговли. В 60-70 х годах уровень прироста объема промышленного производства был в 2 раза больше, нежели в развитых государствах. Тенденции укрепления государственной экономики прослеживались и в латиноамериканских странах.

Однако за подобными достижениями скрывалась существенная непоследовательность, которая в дальнейшем обусловила ряд тяжелых экономических кризисов. В государствах, имеющих возможность добычи нефти, начались внедряться активные социальные преобразования.

Из-за высокой стоимости нефти, Англия и США начали активно предоставлять кредитные средства на развитие этих государств. В середине 70-х годах стоимость нефтяных продуктов начала стремительно падать - государства Персидского и Карибского заливов оказались в экономической ловушке. Более 90% населения оказалось за чертой бедности.

Существенной сложностью в модернизации была и недостача специализированных кадров. Абсолютное большинство населения Африки, Азии и Латинской Америки не обладали даже начальным образованием. Необразованное население представляло собой дешевую рабочую силу, однако производство начало требовать внедрение научно - технических разработок, для чего были необходимы подготовленные специалисты.

Проблемы модернизации в 90-х годах

Переменный успех, который прослеживался в модернизации государств Африки, Азии и Латинской Америки в 60-80-х годах, полностью был вытеснен социально - экономическими кризисами, которые начались в 90-х. Значительную роль в этом сыграло скоротечное завершение «холодной войны». Интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование.

Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах. На выплату кредитов во многих государствах уходило более трети национальных доходов. Даже в таких государствах как Саудовская Аравия, в которой ранее не наблюдалось проблем модернизации, уровень производства, из-за недостачи капитала упал до показателей 1965 года.

Такие страны как Ирак, Кувейт, Индия, Бразилия, Аргентина были отброшены к показателям 1950 года. Беднейшие государства Азии и Африки столкнулись с угрозой голода. Наибольшие проблемы наблюдались в экономике так называемых «экономических иждивенцев» - государств, развитие промышленности в которых осуществлялось за счет США и СССР.

кУБА

· Начало революционной борьбы против диктатуры Батисты

· Победа революции

· революционные преобразования

чилийская революция

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ В гг.

Этапы работы над проектом:

Острота аграрного вопроса привлекла в ряды активных уча­стников революции и сельских трудящихся. В сельском хозяй­стве Кубы 3/4 земельного фонда принадлежало американским компаниям и местным латифундистам (крупные земельные владельцы), которые к тому же вла­дели предприятиями по переработке сельскохозяйственной про­дукции, где трудились по найму сезонные рабочие. Из 6,6 млн. населения Кубы (1958) таких сельскохозяйственных рабочих насчитывалось около 0,5 млн. Основная масса сельского насе­ления - это безземельные и малоземельные крестьяне, жившие в условиях крайней нищеты.

Особой причиной растущего недовольства стал террористический диктаторский режим Фульхенсио Батисты, установленный в ре­зультате государственного военного переворота 10 марта 1952 г. Была отменена конституция 1940 г, Национальный конгресс разогнан, были запрещены многие политические партии, в том числе и Коммунистическая, правительство Батисты сосредоточило в своих руках всю законодательную и исполнительную власть. И, хотя Батис­та старался продемонстрировать свое административное рвение (национализировал часть железных дорог, строил шоссейные дороги, правительственные здания, военный порт, обеспечил армию телевизионной системой связи, закупил военные само­леты и оружие и т. д.), все же антинациональное содержание его внут­ренней и внешней политики было очевидно. Так, Батиста под­держал в 1956 г. уменьшение квоты на поставки кубинского сахара в США, что сократило валютные поступления от экспор­та и снизило национальный доход. В следующем году США по­высили тарифы на ввоз знаменитого кубинского табака, что привело к тем же пагубным результатам. Объем американских капиталовложений в годы правления Батисты увеличился на 1/3. В 1954 г. Куба поддержала интервенцию против гватемальской революции, а двумя годами раньше разорвала дипломатические отношения с СССР. Про­тив оппозиционного движения внутри страны были развязаны репрессии, увеличились расходы на содержание армии и репрес­сивных органов. В то же время уровень жизни простых кубинцев был крайне низким, остро заявляли о себе жилищная проблема неудовлетворительная система здравоохранения и социального обеспечения. Хроническая безработица охватывала 1/4 эконо­мически активного населения (одно из первых мест в мире). В этой среде были образованы многие партии, но вскоре большинство из них были запрещены, а их члены подвергнуты гонению и уничтожению.

Начало революционной борьбы против диктатуры Батисты-

Диктаторский режим Батисты не смог стабилизировать обстановку на Кубе. В стране происходили забастовки трудящихся, студенческие выступления, сопровождавшиеся стычками с полицией. В декабре 1955 г. бастовали 400 тыс. рабочих сахарных заводов и плантаций. Но первое время не было влиятельной политической силы, которая могла бы возглавить борьбу против диктатуры. Основные буржуазные партии были деморализо­ваны и расколоты на фракции, доверие к ним масс было подорвано. Некоторые из них пошли на сотрудничество с диктатурой, другие заняли пассивную, выжидательную позицию, возлагая надежды на восстановление конституционного режима с помощью правящих кругов США и компромиссных соглашений с Батистой.

В такой обстановке инициативу открытого выступления против диктатуры взяла на себя группа молодых революционеров во главе с Фиделем Кастро.

Фидель Кастро Рус родился 13 августа 1926 г. Его отец был довольно богатым землевладельцем, имевшим около 9 тыс. га земельных угодий. Фи­дель рос в большой семье, в которой было ещё семь братьев и сестёр, включая сводных - от первого брака отца. В колледже «Белен» Фидель настолько выделялся среди своих сверстников, что пре­подаватели рискнули сделать довольно редкий прогноз, записав в характеристике юного выпуск­ника: «Мы не сомневаемся, что он впишет не одну блестящую страницу в историю Кубы». Столь же успешно Фидель Кастро в 1945-1950 гг. учился и на юридическом факультете Гаванского универ­ситета, по окончании которого получил диплом адвоката.

Ещё на студенческой скамье он начал искать способы вывода страны из социально-экономи­ческого и политического кризиса. В год перево­рота Фидель Кастро был членом партии орто­доксов и надеялся, что именно эта партия возглавит борьбу против тирании. «Винтовку и приказ - вот и всё, что я желал иметь в тот момент», - говорил он. Но лидеры ортодоксов проявляли крайнюю нерешительность. И тогда Фидель Кастро, его брат Рауль и несколько десятков других молодых кубинцев решили порвать со старыми политиками, этими, по выражению Рауля Кастро, людьми-пробками, остававшимися на плаву всегда, при любых политических бурях.

Молодые патриоты понимали, что для свер­жения тирании нужно, прежде всего, поднять на борьбу народные массы. Обращаясь к кубинцам в те дни, Ф. Кастро говорил: «Нет ничего более горького, чем трагедия народа, ложив­шегося спать свободным, а проснувшегося рабом. Кубинцы, опять в стране бесчинствует тиран... Родина под игом, но наступит день, когда она опять будет свободной». Для того чтобы завое­вать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы, чтобы, наконец, добыть необходимое оружие, Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казар­мы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо.

Около года шла подготовка к штурму. Патри­отам пришлось преодолеть огромные трудности. Чтобы собрать средства, необходимые для при­обретения оружия, многие из них отдали всё, что имели. 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, на­ходящейся в 15 минутах езды от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек. Их главным лозунгом стали слова: «Свобода или смерть!».

Штурм воинских казарм в Сантьяго-де-Куба и Баямо, начатый революционерами на рассвете следующего дня, не принёс им успеха. Силы были неравными: революционеров было в 15 раз мень­ше, чем солдат правительственных войск. На специальном совещании, созванном Батистой в Гаване, диктатор заявил, что считает позором и стыдом для армии, что она понесла в три раза больше потерь, чем нападавшие, а потому при­казал за каждого убитого солдата расстрелять 10 пленных. Многие попавшие в плен участники штурма были убиты, остальных, включая Феделя и его брата Рауля, предали суду.

На суде, отказавшись от услуг адвоката, Ф. Кастро выступил с речью «История меня оправдает», где обвинял диктатуру и изложил основные цели борьбы, которую он начал со своими единомышленниками против Батисты: свержение диктатуры и восстановление демократических свобод, ликвидация зависимости от иностранного капитала и утверждение суверенитета Кубы, уничтожение латифундизма и передача земли сельским труженикам, обеспечение промышленного развития и искоренение безработицы, повышение жизненного уровня и осуществление широких социальных прав трудящихся, в том числе права на труд, жилище, образование и здравоохранение. Приговор был суров: Фиделю Кастро - 15 лет тюремного заключения, Раулю Кастро - 13 лет. Но застенки не сломили их волю к победе.

В мае 1955 г. диктатор, желая пока­зать, что он прислушивается к голосу народа, требовавшего свободы узникам Монкады, под­писал закон об амнистии . 12 мая 1955 г. заключённый № 000, Фидель Кастро, выходя из тюрьмы, сказал корреспондентам газет, радио и телевидения: «За предоставленную нам свободу мы не отдадим ни одного атома нашей чести». Прожив в Гаване после амнистии всего лишь шесть недель, он покинул страну, заявив перед отъездом: «Как последователь Марти я думаю, что пришёл час брать права, а не просить, вырывать их, а не вымаливать. Я буду в одном из районов Карибского бассейна. Из таких поездок, как эта, или не возвращаются совсем, или возвращаются с обезглавленной тиранией у ног».

Фидель Кастро вместе с освободившимися участниками штурма Монкады и другими кубин­цами, разделявшими их взгляды, обосновался в Мексике, где начал планомерную подготовку к развёртыванию на Кубе широкомасштабной партизанской войны. На Кубе создаётся революционно-демократическая организация «Движение 26 июля », в основу программы которой была положена речь Ф. Кастро «История меня оправдает». Руководимая им из эмиграции, эта организация проводит необходимую работу по созданию своих ячеек и боевых групп в различных уголках страны. В то же время руководящее ядро «Движения 26 июля» осваивало в мексиканских лесах азы воинской мудрости, перенимало боевой опыт испанского полковника Альберто Байо, одного из руководителей парти­занского движения в годы гражданской войны в Испании. Так же в Мексике к Кастро присоединяется аргентинский революционер Эрнест Че Гивара (1, ставшим позже видным кубинским деятелем.

Несмотря на трудности подготовки воору­жённой экспедиции, Фидель Кастро во всеуслы­шание заявил: «В 1956 г. мы будем свободными или принесём себя в жертву». 25 ноября 1956 г. в 2 часа ночи небольшая прогулочная яхта «Гранма» отправилась из мексиканского порта Туспан к берегам Кубы. На его борту было 82 человека. Возглавлял экспедицию Ф. Кастро.

Безумству храбрых поистине не было предела. Каждая минута этого плавания была сопряжена с величайшим риском. Сильно перегруженная яхта, рассчитанная всего лишь на девять чело­век, в любой момент могла выйти из строя или затонуть. За время её недельного плавания до Кубы она не раз могла быть обнаружена в Мек­сиканском заливе, а у батистовского командо­вания были большие шансы уничтожить её вблизи берегов Кубы.

В штабе батистовской армии узнали о мес­тонахождении «Гранмы» на рассвете 2 декабря от капитана каботажного судна, заметившего её в непосредственной близости от кубинского берега. Эта встреча вынудила революционеров в спешном порядке провести высадку в незапланированном и неизвестном повстанцам районе, около устья реки Белик. Затем, разделившись на небольшие группы, стали прыгать в воду. Впереди было большое, протя­жённостью около 2 км, болото с мангровыми зарослями. В некоторых местах люди утопали по грудь в грязной жиже. В довершение всего над зоной высадки появились самолёты ВВС Кубы. Целых 40 км оставалось до спасительного убе­жища - гор Сьерра-Маэстра. Более 1000 солдат бросил Батиста на уничтожение повстанцев. Были перекрыты все дороги; все окрестности беспо­рядочно, но интенсивно обстреливались летавшими на бреющем полёте самолётами. Участники высадки разбились на группы по 2-3 человека и голодные, в полуобморочном состоянии, как писал потом Эрнесто Че Гевара, с боями продвигались по направлению к горам. 21 человек погиб, многие были взяты в плен и преданы суду.

В конце декабря до условленного места - заброшенной в горах усадьбы Кресенсио Переса, одного из организаторов «Движения 26 июля» в этом районе, - добрались всего 22 революцио­нера, имевших лишь два автомата.

Правительственная печать Кубы и американ­ские информационные агентства сообщили о смерти Фиделя Кастро и полном уничтожении отряда, а сам диктатор даже заявил 15 декабря 1956 г., что Кастро вообще не принимал участия в экспедиции «Гранмы». Вся эта кампания была направлена на то, чтобы подорвать в народе всякую веру в возможность революционной борьбы. Однако постепенно Куба узнавала правду о Сьерра-Маэстра и её героях. Популярность Фи­деля Кастро росла. Местное население оказывало его отряду большую помощь, поставляя продукты питания, информируя о передвижении частей правительственных войск в горах, выделяя пат­риотам проводников.

Победа революции-

Борьба повстанцев постепенно превратилась в борьбу всего народа против военно-поли­цейского режима. Кастро совершал успешные нападения на подразделения правительственных войск и получал все растущую помощь населения. Ряды его увеличивались.

13 марта 1957 г. члены «Революционного директората» атаковали президентский дворец, намереваясь захватить Батисту, но потерпели неудачу. Многие участники восстания погибли, в том числе и Эчеверрия. Уцелевшие от расправ возродили организацию под названием «Революционный директорат 13 марта». Возглавил её Фауре Чомон.

5 сентября 1957 г. восстал гарнизон военно-морской базы в Сьенфуэгосе. Революционные моряки захватили город, вооружили население и несколько часов вместе с жителями оборонялись против стянутых к городу превосходящих правительственных сил.

В феврале 1958 г. Ф. Кастро посылает партизанскую колонну во главе с Раулем Кастро на восток от Сантьяго, где возник «Второй фронт имени Франка Паиса» с обширной освобожденной зоной. В других районах провинции Орьенте вскоре были созданы еще два фронта. В центре острова, в горах Эскамбрай (провинция Лас-Вильяс) начали действовать повстанцы «Революционного директората 13 марта».

НСП признала Повстанческую армию во главе с Фиделем Кастро главной силой революции и призвала всех коммунистов включиться в борьбу под его руководством.

В августе Ф. Кастро направил на запад две колонны под командованием К. Сьенфуэгоса и Че Гевары, которые в октябре достигли провинции Лас-Вильяс и соединились с местными повстан­ческими силами. К концу декабря почти вся провинция Орьенте оказалась в руках Повстанческой армии, блокировавшей в Сантьяго 5-тысячный гарнизон правительственных войск. Гевара начал штурм Санта-Клары - центра провинции Лас-Вильяс.

В этих условиях Батиста связывал основные надежды с под­держкой своего режима США. Практически до конца 1958 г. США оказывали ему всестороннюю помощь, не ис­ключая при этом возможности неизбежного ухода диктатора с политической сцены.

В последние дни 1958 г. определилась схема действий антиреволюционных сил. С согласия Батисты его генералы осуществляют военный переворот, создают военную хунту, а затем временное правительство - третью силу, которая должна предотвратить приход Фиделя Кастро к власти.

В ночь на 1 января 1959 г. Батиста бежал. Це­лая вереница автомобилей направилась к усиленно охраняемому военному аэродрому, где диктатора и его приближённых ожидали четыре самолёта.

В начале января в Гавану вошли повстанческие части, воз­главляемые Че Геварой и Сьенфуэгосом, а 8 января 1959 г. в столицу вступили основные повстанческие колонны во главе с Фиделем Кастро. Революция победила.

- Революционные преобразования-

Кубинская революция разрушила цепь зависимос­ти Латинской Америки от США в силу их географической близо­сти, но оказалась втянутой в борьбу двух сверхдержав - СССР и США, став в начале 60-х годов одной из наиболее конфликт­ных точек планеты. Странам Латинской Америки Куба про­демонстрировала возможность перехода к социализму в ко­роткие сроки при одном и том же политическом руководстве.

Сразу после победы революции вопрос о власти был решен с участием представителей буржуазно-либеральных кругов, под­державших в 1958 г. Ф. Кастро. Временным президентом стал Мануэль Уррутия. Временное революционное правительство возглавил Хосе Миро Кардона, туда вошли лидеры буржуаз­ных партий и Ф. Кастро. Правительство сосредоточило в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть. По­встанческая армия контролировала ситуацию. Были восстанов­лены демократические свободы, распущены батистовская армия и полиция, казнены около 200 ближайших приспешников Батисты. Вопрос о дальнейших демократических преобразованиях вызвал серьезные разногласия в правительстве и вызвал его отcтавку. С 16 февраля 1959 г. премьер-министром становится Ф. Кастро, за ним остается также пост главноко­мандующего повстанческой армией. Новое правительство повысило зарплату, снизило цены на комму­нальные услуги и приступило к реше­нию аграрного вопроса. 17 мая 1959 г. была объявлена первая аграрная ре­форма. Она положила конец латифундизму, установив максимальный пре­дел земельной площади для одного лица или организации в 400 га. Зем­ли свыше установленного максимума экспроприировались и распределялись среди безземельных, ма­лоземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Для крестьянской семьи из 5 человек предоставлялся бесплатно участок в 27 га. Желающие могли дополнительно приобрести у государства в рассрочку участки до 67 га. Землей могли вла­деть только граждане Кубы, все владения иностранных моно­полий конфисковывались. Образцово организованные живот­новодческие хозяйства и сахарно-тростниковые плантации не подлежали разделу, а переходили в руки государства для со­здания государственных народных имений или кооперативов.

Протестуя против радикального содержания аграрной рефор­мы, ушли в отставку президент и последние представители бур­жуазии из правительства. С июля 1959 г. (по декабрь 1976 г.) президентом Кубы был Освальдо Дортикос Торрадо. Прави­тельство по-прежнему оставалось органом не только исполни­тельной, но и законодательной власти . Вместо выборного за­конодательного органа народного представительства, типа парламента была диктатура вооруженного народа. Правитель­ство опиралось на массовые организации, создававшиеся в про­цессе революционных преобразований, - комитеты защиты ре­волюции (КЗР), профсоюзы. Национальную ассоциацию мелких землевладельцев (АНАП), Союз коммунистической молодежи, Федерацию кубинских женщин. Кроме того, специфика государ­ственных преобразований на Кубе состояла в сильной централи­зации власти в одних руках и сочетании партийных и государ­ственных постов. Постепенно складывался тоталитарный режим, основанный на однопартийной системе и господстве одной идеологии, интегрировавшей в государственные структуры население страны, полностью запрещавшей любое оппозицион­ное движение, базировавшейся на бюрократическом партийно-государственном аппарате и культе вождя революции.

Первая аграрная реформа проводилась активно, вызывая противодействие противников Ф. Кастро, в первую очередь США. Куба установила с СССР торговые и экономические от­ношения, а с мая 1960 г. - дипломатические отношения. На­жим США усилился: американские компании прекратили постав­ки нефти на Кубу и сократили закупки кубинского сахара. С другой стороны, Куба - страна одного товара (са­хара) для одного рынка (США), поэтому меры США поставили Кубу перед выбором, и она его сделала.

Летом 1960 г. были национализированы нефтеперерабатыва­ющая промышленность, сахарные заводы и другие американские предприятия на Кубе. В ответ США установили экономическую блокаду Кубы, прервали торговлю с ней, приняли закон (сен­тябрь 1960 г.) о лишении американской помощи любого госу­дарства, оказывающего военную или экономическую помощь Кубе, прекратили туристические поездки американцев на ост­ров, что дополнительно лишило Кубу 60 млн. долл. годового до­хода и оставило без работы в сфере обслуживания десятки ты­сяч кубинцев. В январе 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой. В этой критической ситуации СССР и другие социалистические страны закупили кубинский сахар и обеспечи­ли ее нефтью и другими необходимыми товарами. Осенью 1960 г. кубинское правительство национализировало местную крупную и среднюю промышленность, торговлю, банки и транспорт.

США добились исключения Кубы из Организации американ­ских государств (ОАГ) и методом «выкручивания рук» и на­жима заставили все латиноамериканские государства (кроме Мексики) разорвать отношения с Кубой. На территории США (в Майами) сосредоточилась кубинская эмиграция во главе с Х. Миро Кардоной. Эйзенхауэр в марте 1960 г. от­дал секретное распоряжение о помощи кубинским эмигрантам для подготовки их к военным действиям против Кубы, ЦРУ разработало план вторжения.

Ранним утром 17 апреля 1961 г. произошла высадка с аме­риканских кораблей кубинских контрреволюционеров на Плайа-Хирон, американские военные самолеты нарушили воз­душное пространство Кубы. Однако кубинские вооруженные силы за 72 часа разгромили этот десант, было взято в плен 1200 чел. Кубинское правительство усилило меры по обеспечению безопасности страны. Летом 1962 г. в соответствии с договорен­ностью об оказании военной помощи между главами прави­тельств СССР направил на Кубу необходимую военную технику, военных специалистов и вооружение, включая стратегические ядерные ракеты среднего радиуса действия. Эти ракеты были смонтированы на кубинской территории в обстановке строгой сек­ретности. Американская космическая спутниковая разведсисте­ма обнаружила их и 16 октября 1962 г. Белому дому стало извес­тно о нахождении на Кубе советских ракет, в радиус действия которых входил ряд крупных городов США.

В этих условиях президент Дж. Кеннеди проводит спешное совещание и требует немедленно убрать советские ракеты с Кубы, а 22 октября объявляет военно-морскую блокаду Кубы. К ее берегам подошли корабли американских ВМС, на борту которых находились 85 тыс. солдат морской пехоты США. В небо были подняты самолеты стратегической авиации ВВС США, экипированные ядерными бомбами. Эта блокада долж­на была обеспечить «карантин» на поставки вооружения на Кубу путем задержания и досмотра судов других стран. Куба и СССР отказались признать подобный «карантин». Назревала опасность прямой военной конфронтации СССР и США, чело­вечество оказалось на грани мировой термоядерной войны.

Так начался карибский кризис. США привели в повышенную боевую готовность все вооружен­ные силы. Аналогичные мероприятия провели СССР и страны Вар­шавского Договора. Ф. Кастро отдал приказ всем вооруженным силам Кубы занять свои позиции по боевой тревоге. Куба была приведена в состояние полной боевой готовности, превратившись в высокоорганизованный и четко управляемый военный лагерь.

Ввиду непосредственной и реальной угрозы миру Председа­тель Совета Министров СССР и президент США Дж. Кеннеди начали переговоры. Советская сторона подчерки­вала, что какое-либо случайное использование наступательно­го оружия, которое беспокоит США, исключено. Советское ору­жие поставлено Кубе по просьбе ее правительства и только в целях обороны. К поискам мирного компромисса подключи­лась ООН и ее Генеральный секретарь У. Тан, прилетавший на Кубу для переговоров с Ф. Кастро и советским послом. Прези­дент США Кеннеди, несмотря на сильное давление сторонни­ков силового подхода, все же занял реалистическую позицию и к концу октября американская и советская стороны догово­рились о мирном окончании кризиса. СССР соглашался вывес­ти свои ракеты с Кубы при условии, что США обязуются ува­жать неприкосновенность Кубы и не осуществлять против нее актов агрессии. 20 ноября 1962 г. президент Кеннеди объявил о снятии военной блокады Кубы.

Страна вернулась к мирной жизни, продолжая объявленный в 1960 и 1961 гг. курс на построение социализма. Были нацио­нализированы мелкие предприятия в промышленности, роз­ничной торговле и сфере обслуживания. В 1963 г. началась вто­рая аграрная реформа, согласно которой хозяйства свыше 67 га экспроприировались и преобразовывались в народные имения для производства животноводческой продукции. На Кубе осталось 2 обще­ственно-экономических уклада - го­сударственный социалистический и мелкотоварный. Формировалась ад­министративно-командная система.

Особое значение для Кубы приобрел вопрос формирования оптимальной модели национальной экономики, так как революция произошла в монокуль­турной стране, экономика которой пол­ностью зависела от конъюнктурных колебаний мирового и американского рынков сахара. Куба занимала первое место в мире по производству тростни­кового сахара, на острове было около 200 сахарных заводов, из них 4 было построено еще в XVIII в., более поло­вины - в XIX в. Кроме того, построе­ние социализма на Кубе началось в обстановке экономической блокады. Первоначальная программа экономического разви­тия, которая реализовывалась в гг., предусматрива­ла форсированную индустриализацию и создание многоотрасле­вого сельского хозяйства. Но она не учитывала внутренних возможностей и особенностей страны. Внутренние накопления быстро истощились, дорогостоящее импортное сырье, низкая производительность труда и недостаточная квалификация ку­бинских рабочих делали промышленное производство малорен­табельным (дешевле было импортировать из-за границы). Кубе пришлось отказаться от этого курса. Начатый в 1964 г. новый курс взял за основу экономики те отрасли, для развития кото­рых на Кубе были все условия, т. е. производство сахара и про­дуктов животноводства. Рост доходов от экспорта сахара позво­лил бы сделать солидные внутренние накопления для перехода в будущем к более эффективной и рациональной структуре на­родного хозяйства.

Трудности аграрных преобразований и индустриализации, финансирование обороны, ликвидация мелкого кустарного и ин­дивидуального производства, отмена розничного рынка, разрыв внешних связей с традиционными партнерами заставили прави­тельство перейти к карточной системе снабжения кубинцев.

Курс на построение социализма вызвал размежевание сил в трех ведущих политических организациях - «Движение 26 июля», НСП и «Революционный директорат» - и сделал необхо­димым их сближение на базе официальной идеологии марксиз­ма-ленинизма. В 1961 г. эти организации сплотились в «Объеди­ненные революционные организации» (ОРО), спустя два года (1963) ОРО преобразовались в Единую партию социалистической революции, которая в 1965 г. была переименована в Коммуни­стическую партию Кубы. Ее возглавил Ф. Кастро.

Спустя 10 лет, в декабре 1975 г., был созван I съезд воссоз­данной компартии. На съезде были приняты не только партий­ные (программа и устав), но и государственные документы, в частности проект конституции. В феврале 1976 г. проект был одобрен на общенародном референдуме и конституция вступи­ла в силу. В том же году, согласно конституции, были проведе­ны выборы в новые органы власти - Национальную ассамблею народной власти (парламент), провинциальные и муниципаль­ные ассамблеи (местные органы власти). Председателем Госу­дарственного совета (высший орган Национальной ассамблеи в промежутках между ее сессиями) и премьер-министром стал Ф. Кастро, занимавший также пост первого секретаря ЦК ком­партии. Заместителем на всех трех ведущих постах был утвер­жден его брат - Рауль Кастро.

-Куба в 1970 -1980 годы-

К середине 70-х годов улучшилось внешнеполитическое по­ложение Кубы. Она продолжала участвовать в международном социалистическом разделении труда и активно сотрудничала с Советским Союзом. С ней наладили экономические и дипло­матические отношения многие страны Латинской Америки.

Огромное значение для экономического развития Кубы - бо­лее того, для ее существования - имела всесторонняя помощь Советского Союза (в меньшей степени - других соцстран). По гарантированным ценам выше мировых рыночных Куба про­давала СССР сахар, цитрусовые, табак. Она поставляла одну треть потреблявшегося в СССР сахара, 2/3 кубинского экспор­та приходилось на СССР. Советская сторона поставляла на Кубу сырье, технику, продовольствие и промышленные товары - нефть, трактора, грузовые автомобили, зерно и др. СССР гото­вил кадры для кубинской экономики и культуры, помогал стро­ить различные предприятия, вплоть до атомной электростан­ции . Благодаря этой помощи и напряженному труду самих кубинцев росли отдельные экономические показатели, увели­чивалась мощность электростанций и производство электро­энергии, возросли выплавка стали и выпуск продукции маши­ностроения, в том числе сельскохозяйственного, что позволило механизировать чрезвычайно трудоемкую рубку сахарного тро­стника (до 2/3 урожая).

Еще более ощутимыми и привлекательными для других раз­вивающихся стран были успехи в социальной и культурной об­ластях: ликвидация безработицы, жилищное строительство, отмена квартплаты, всеобщая грамотность, всеобщее бесплатное и обязательное 6-летнее образование, создание Академии наук; бесплатное здравоохранение, снижение детской смертности и увеличение средней продолжительности жизни до 74 лет.

Чили в 1970-1990-е годы

В сентябре 1970 г. на президентских выборах в Чили победил кандидат от блока Народное единство сенатор-социалист Сальвадор Альенде. В сформированное им правительство вошли представители социалистов, коммунистов и других левых партий. Левые силы стремились к революционным преобразованиям в стране. В 1971 г. были национализированы медная и другие отрасли добывающей промышленности, банки, внешняя торговля, многие крупные предприятия . Доля государственного сектора в производстве промышленной продукции превысила 60%. На частных предприятиях устанавливался рабочий контроль. Взявшись за начатую еще в конце 1960-х годов, но незавершенную аграрную реформу, правительство провело экспроприацию практически всех латифундий. На переданных крестьянам землях (около трети земельного фонда страны) организовывались производственные кооперативы.

Особое место в деятельности правительства Альенде занимала социальная политика. Была повышена заработная плата трудящихся . Развитие производства способствовало сокращению безработицы с 8,3 до 3,8%. Расширялись права рабочих и служащих на производстве, их роль в управлении предприятиями. Государство увеличило расходы на пенсионное обеспечение , образование, здравоохранение. Выборы в местные органы власти весной 1971 г. свидетельствовали о значительно возросшей поддержке правительства Народного единства, особенно увеличилось количество голосов, поданных за социалистов.

По мере углубления преобразований действия правительства встречали все большее сопротивление правых сил. Имея большинство в конгрессе, значительные позиции в государственном аппарате , они препятствовали принятию и осуществлению отдельных решений. К критике правительства привлекались средства массовой информации. Устраивались забастовки мелких предпринимателей, демонстрации домохозяек и т. д.

Разногласия существовали и среди левых сил. Активизировались левацкие группы, которые считали проводившиеся мероприятия недостаточными, критиковали правительство за «реформизм». Внутри Народного единства велись споры об отношении к средним слоям, о дальнейших преобразованиях. Коммунисты и часть социалистических деятелей считали необходимым установление «диктатуры трудящихся» (пример Кубы был рядом). С. Альенде придерживался умеренных позиций, выступал за сотрудничество с левым крылом оппозиционной Христианско-демократической партии.

Не добившись успеха в своих попытках отстранить правительство С. Альенде конституционным путем, руководители оппозиции сделали стайку на военный переворот. 11 сентября 1973 г. армия подняла мятеж, во главе которого встал главнокомандующий сухопутными войсками генерал А. Пиночет. Части мятежников штурмовали президентский дворец Ла-Монеда. Альенде предложили ему покинуть дворец. Президент отказался и погиб при взятии дворца мятежниками.

После переворота в Чили установилась власть военной хунты. Было введено осадное положение, отменено действие конституции, распущен парламент, объявлены вне закона партии Народного единства (в 1977 г. запрещена деятельность любых партий вообще). Профсоюзы частично распускались, а те, что оставались, оказались под государственным контролем . С первого дня переворота начались аресты, пытки, уничтожение десятков тысяч людей – деятелей партии Народного единства, профсоюзов, демократически настроенной интеллигенции. Страшную известность приобрёл Национальный стадион в Сантьяго, превращенный в концлагерь, где без суда и следствия были убиты тысячи людей. Созданная вскоре тайная военная полиция стала органом тотального надзора за населением и расправ с инакомыслящими.

Экономическая политика диктатуры предусматривала денационализацию большей части того, что при правительстве Альенде перешло к государству. Возвращалась к прежним владельцам часть экспроприированных и переданных крестьянам земель, В страну был допущен иностранный капитал. Важнейшим направлением деятельности правительства стала модернизация промышленности. При этом большое значение придавалось развитию экспортных отраслей (медной, деревообделочной, пищевой и др.). Социальные последствия модернизации состояли как в росте городского населения страны (от 75% всего населения в 1970 г. до 84% в 1985 г.), так и в значительном повышении уровня безработицы (от 3,8% в 1972 г. до 30,5% в 1982 г.).

Закреплению политических основ пиночетовского режима служила конституция 1980 г. Согласно ей, Пиночет без проведения выборов назначался президентом на 8 лет. В то же время было отсрочено выполнение статей конституции о деятельности парламента и политических партий. В 1988 г. хунта объявила плебисцит, с тем чтобы продлить президентские полномочия А. Пиночета еще на 8 лет. Однако более половины голосовавших ответили «нет». Пришлось назначать президентские выборы. На выборах в декабре1989 г. (победил кандидат от оппозиции, руководитель христианско-демократической партии П. Эйлвин. После 16-летнего правления военной хунты к власти конституционным путем пришло гражданское правительство.

Страны Латинской Америки в е гг.

В концех - 1980-е годы в латиноамериканских государствах активизировалась борьба против диктаторских режимов. В странах Центральной Америки она вылилась в революцию в Никарагуа и повстанческие движения в Сальвадоре и Гватемале. Произошла смена военных режимов гражданскими в южноамериканских государствах - Эквадоре (1979), Перу (1980),

Боливии (1982), Аргентине (1983), Бразилии (1985). Историки подчеркивали, что «в последнее десятилетие ХХ века Латинская Америка вступила впервые за свою историю практически без диктатур».

В экономической сфере латиноамериканские страны столкнулись со значительными трудностями. В 1980-е годы, названные впоследствии «потерянным десятилетием», произошел значительный спад производства (к началу 1990-х годов объем производства на душу населения в большинстве стран был ниже уровня 1980 г.). Почти до нуля снизился рост ВНП. Доля региона в мировом экспорте в 1987 г. сократилась до 3,9% (в 1970 г. она составляла 5,5%). Усилился отток частных капиталов за границу. Инфляция составила в 1986 г. 65%, в 1988 г. 470%, в 1989 г. 1200%. Ухудшение положения населения привело к массовым забастовкам, стихийным уличным выступлениям.

На рубеже 1980-1990-х годов во многих странах региона началось проведение макроэкономических реформ «по неолиберальным рецептам». Они предусматривали приватизацию части национализированных в предшествующие десятилетия предприятий, ограничение государственного вмешательства в экономику, установление режима жесткой экономии (в том числе в расходах на бюрократический аппарат), ориентацию производства на экспорт продукции, содействие «транснационализации» экономики.

В результате удалось несколько увеличить рост ВНП - до 3-3,5% в год, снизить инфляцию. Возрос объем капиталовложений из-за рубежа. Поскольку «либерализация» латиноамериканской экономики создавала благоприятные условия для деятельности транснациональных корпораций, США и другие государства-кредиторы пошли на списание латиноамериканским странам части внешних долгов , сокращение их выплат по процентам. Плодами неолиберальной модернизации воспользовалась прежде всего верхушка латиноамериканских обществ. В начале 1990-х годов доходы 20% богатейших и 20% беднейших граждан различались в 19 раз, тогда как в развитых странах мира - в б раз, почти половина населения находилась ниже черты бедности. Это свидетельствовало о сохранении значительных экономических и социальных проблем.

Заключение-

Таким образом, были рассмотрены, на наш взгляд, самые важные моменты в истории развития Латинской Америки в наше время, вопрос Кубинской революции.

Причинами ее была жесткая военная диктатура Батисты, но что самое важное, это участие (а фактически засилье) США в политической, культурной и экономической жизни Кубы.

Батиста был марионеткой в руках США, и он делал все возможное и невозможное, чтобы угодить своему хозяину и удержаться у власти.

Неудивительно, что ненависть к правительству Кубы и правительству США, жажда свободы копилась у Кубинского народа. Эта смесь взорвалась в национально освободительную революцию во главе, которой стоял Ф. Кастро, человек честный, волевой, целеустремленный. Он быстро нашел массу сторонников, и это есть причина столь достаточно быстрой смены власти.

Придя к власти свергнув клан Батисты и разорвав все экономические связи с США Ф. Кастро получает мощного врага.

Следовательно, т. к. в то время было две сверх державы США и СССР, Куба не могла развиваться самостоятельно, она вынуждена пойти по пути социализма и сблизиться в СССР. Советский Союз был заинтересован в существовании «форпоста социализма» на Кубе и всесторонне поддерживает ее. Естественно США были недовольны таким раскладом и всячески пытались вернуть себе «Остров Свободы».

Противостояние двух сверхдержав вылилось в поразивший весь мир карибский кризис, после которого США обещали не нападать на Кубу.

После распада СССР и, следовательно, краха соцлагеря Куба осталась «одна» в своем экономическом развитии.

Сегодня США по прежнему занимают непримиримую позицию по отношению к Кубе и это связано с личностью Ф. Кастро, который в свою очередь занимает непримиримую позицию к США.

В этом споре, скорее всего, одержат победу США и Куба снова, наверное, окажется под экономической и политической зависимостью от США. Однако, если это случится, то произойдет только после смерти Ф. Кастро.

Список используемой литературы

1) «Новейшая история стран XX века» (под редакцией) – 1998 Москва

2) «Новейшая история стран Латинской Америки» - 1995 Москва

3) «Всемирная история» (Главный редактор М. Аксёнова) – 1997 Москва

4) «История новейшего времени стран Европы и Америки. » (под редакцией) – 1993 Москва

5) «Всеобщая история. Справочник школьника» (Научный редактор)

6) «Новейшая история»(под редакцией) – 2005 Москва

Основные тенденции развития во второй половине XX века

Для стран Латинской Америки во второй половине XX века характерны те же самые тенденции развития. Которые определяли историю всего мирового сообщества .

К ним можно отнести:

  • ускоряющийся научно-технический прогресс;
  • практически непрекращающиеся локальные войны;
  • периодически возникающие структурные кризисы;
  • перемены в демографическом положении;
  • развязанная великими державами «холодная война»;
  • последующая разрядка мировой напряжённости;
  • углубление интеграции;
  • усиление глобальных проблем.

При общем развитии стран Латинской Америки с мировым развитием внутри этих государств сохранялись патриархальные черты давно ушедших эпох.

Определение 1

Латинская Америка – это объединяющее название для государств, расположённых южнее США. Эти страны когда-то являлись колониями Испании и Португалии, чьи языки произошли от латинского. Ещё одно их название – Иберо-Америка.

В 1950-1990-е годы страны Латинской Америки осуществляли различные попытки вырваться из вечной отсталости и преодолеть зависимость. Эти попытки можно отнести к категории политических и социальных экспериментов.

Пути модернизации государств Латинской Америки

Замечание 1

В годы второй мировой войны военные действия на территории латиноамериканских государств не проводились. Эти ужасные, особенно для европейских стран, годы Латинская Америка использовала с выгодой для себя. Регион превратился в главный источник сырья для воюющей Европы. Поставки сырья подняли экономику и способствовали общему развитию латиноамериканских государств

История всех государств Латинской Америки в послевоенный период можно разделить на несколько групп, для которых характерны общие черты в проведении модернизации. Один из путей предполагает создание союза национально-патриотических сил для достижения более высокого уровня развития. Популистская политика, направленная на получение социальной поддержки населения, приводила к власти популистских лидеров. Они проводили модернизацию за счёт мобилизации всех внутренних резервов и формировали импортозамещающую промышленность. На такой путь развитии встали Аргентина и Бразилия.

Бразилия и Чили пошли по иному пути: они решились на установление военных диктатур. Диктаторы привлекали иностранные инвестиции для осуществления модернизации, использовали новейшие технологии.

В Никарагуа и Кубе при проведении модернизации власти опирались на помощь Советского Союза. Соответственно, в этих странах к власти пришли левые силы. Они установили жёсткий контроль над всеми сферами жизни общества, строили плановую экономику и проводили преобразования по образцу СССР.

Но в массе своей государства Латинской Америки избрали демократический путь развития. Они проводили модернизацию постепенно, осуществляли гарантированную социальную политику. Демократические режимы формировали экономику, ориентированную на экспорт.

Особенности развития латиноамериканских стран

Для латиноамериканских стран характерно установление военных диктатур (хунт). Например, для Аргентины установление хунты проявилось в виде перонизма. Правительство Перона проводило реформы через создание обширного государственного сектора в экономике. Для этого были национализированы предприятия, владельцами которых были иностранцы. Перрон пользовался поддержкой широких слоёв населения. Причиной массовой поддержки явилось принятие трудового законодательства, что улучшило положение трудящихся.

Важное место в истории стран Латинской Америки занимает революция на Кубе. Выступление революционеров под руководством Фиделя Кастро завершилось в 1959 году свержением режима Батисты. К власти пришли коммунисты, которые занялись строительством социализма.

Замечание 2

Политика хунт к концу XX века заставила общество признать их непригодность для демократического пути развития. В 1980-1990-е годы происходит свержение военных режимов в Бразилии, Уругвае, Парагвае и Чили.

Статья содержит информацию о регионе. Приводится перечень стран Латинской Америки и указываются особенности экономического и политического развития государств. Рассматривается экономический вектор, по которому происходит процесс возникновения развивающихся стран.

Территориальное деление Латинской Америки

Под Латинской Америкой понимается группа стран, которые находятся в западном полушарии между южными рубежами США и Антарктидой.

Рис. 1. Латинская Америка на карте.

Площадь региона составляет 20,1 млн. км. кв. Население около 545 млн. человек.

В список стран Латинской Америки входят:

  • Аргентина;
  • Антигуа;
  • Багамы;
  • Барбуда;
  • Белиз;
  • Бразилия;
  • Барбадос;
  • Венесуэла;
  • Гайана;
  • Гаити;
  • Гондурас;
  • Гватемала;
  • Гренада;
  • Гренадины;
  • Гвиана;
  • Доминиканская Республика;
  • Доминика;
  • Колумбия;
  • Куба;
  • Коста-Рика;
  • Мексика;
  • Никарагуа;
  • Невис;
  • Парагвай;
  • Панама;
  • Пуэрто-Рико;
  • Перу;
  • Сальвадор;
  • Сент Китс;
  • Сент Винсент;
  • Сент Люсия;
  • Суринам;
  • Уругвай;
  • Чили;
  • Эквадор;
  • Ямайка.

Многие страны и столицы Латинской Америки сегодня претендуют на роль ведущих игроков на мировой экономической и политической арене. Это обусловлено тем, что в большинстве государств произошла смена политического режима. Об этом свидетельствуют данные приведенные в таблице. Часть стран региона сегодня активно завязывает международные отношения без возможности стать зависимыми от более мощного по уровню экономического развития партнера.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Фидель Кастро.

Таблица «Особенности развития стран Латинской Америки»

Вектор развития

Результат

Протест против диктатуры, отстаивание демократических прав, взглядов и направлений.

Преобразование аграрной направленности. Интенсификация сельхоз сектора. Зарождение индустриального общества.

Рост крестьянского и фермерского хозяйства. Переход от статуса аграрно-сырьевой окраины мира к статусу региона с мощной индустрией и инфраструктурой в области производства.

Отстаивание суверенитета на мировой политической арене. Уход от отсталости и зависимости от развитых государств. Отказ от навязываемой политики США.

Интеграционный вектор дает возможность противостоять диктату США, но сохраняются условия для зависимости.

Социальная защищенность населения. Улучшение положения трудящихся.

Соблюдение гражданских прав населения. Сохранение низкого уровня жизни, экономической и научно-технической отсталости.

Развитие аутентичной культуры.

Повышение уровня грамотности населения. Усиление культуры самоопределения народов. Высокий уровень политической грамотности.

Модели модернизации стран Латинской Америки

Ярким примером модернизации является Куба.

В 1961 году глава США Дж. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу помощи «Союз ради прогресса». Программа была принята, но демократию не укрепила.

Рис. 3. Дж. Кеннеди.

Модернизация стала основным лозунгом военных режимов. Такие действия часто имели положительный результат для экономики.

Что мы узнали?

Выяснили, какие причины оказали наибольшее влияние на стремительный экономический рост отдельных стран региона. Узнали, какие исторические события были путем к поддержанию демократии в ряде стран Латинской Америки. Получили представление о том, какая из стран региона является примером модернизации. Дополнили знания по учебной программе за 11 класса географии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 114.

Ответственный редактор В коллективной монографии исследуются процессы экономической модернизации в Латинской Америке, на примере Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и Чили.

Ответственный редактор Л.Н. Симонова

В коллективной монографии исследуются процессы экономической модернизации в Латинской Америке, включая макроэкономические, структурные, технологические и институциональные изменения, произошедшие в регионе за последние два десятилетия. В работе представлен анализ основных направлений модернизационной политики Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и Чили, обладающих разными экономическими и научно-техническими потенциалами.

Основной акцент при анализе направлений модернизационной практики латиноамериканских государств сделан на инновационной составляющей, которая является одним из определяющих элементов в стратегии повышения конкурентоспособности и ускорения социально-экономического развития ведущих стран региона. В работе отражены результаты реформ институционального характера, направленных на укрепление национальной инновационной системы и повышение эффективности научных исследований и разработок.

Особое внимание уделено выявлению проблем и противоречий, с которыми сталкиваются страны Латинской Америки на пути построения инновационной экономики.

Введение

Глава 1. Этапы экономической модернизации в странах Латинской Америки

Глава 2. Аргентина. В поисках экономической стабильности

2.1. Свет и тени модернизационной политики
2.2. Разворот в сторону экономики знаний
2.3. Уровень и тенденции развития инновационной экономики

Глава 3. Инновационные аспекты макроэкономической стратегии Бразилии

3.1. Бразильский проект экономической модернизации
3.2. Экономические реформы 2003-2010 годов
3.3. Успехи и трудности промышленного и научно-технического развития
3.4. Новые приоритеты модернизационной политики

Глава 4. Мексика. Ассоциативная модель модернизации

4.1. Макроэкономическая политика в условиях либерализации
4.2. Особенности инновационной траектории модернизации
4.3. Императивы формирования национальной инновационной системы

Глава 5. Колумбия. Рывок в информационную экономику?

5.1. Становление политики конкурентоспособности как основы модернизации
5.2. Стратегия научно-технического развития
5.3. Достижения и перспективы трансформации экономики

Глава 6. Перуанская модель «догоняющего» развития

6.1. Проблемы «догоняющей» модернизации
6.2. Модернизация и структурные диспропорции
6.3. Роль научно-технического комплекса в экономической политике

Глава 7. Чили. Экспорториентированная модель развития

7.1. Приоритеты модернизационной стратегии
7.2. Инновации в системе государственной политики
7.3. Потенциал и пределы экспорториентированной модели

Заключение
Статистическое приложение
Список принятых сокращений

Латинская Америка на пути экономической модернизации. М.: ИЛА РАН, 2013. - 256 с.

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал