Методические рекомендации как читать лекцию. Лекции как проводить лекции Как построить лекцию

Интервью Наталии Деминой с Александром Марковым, Сергеем Поповым, Алексеем Водовозовым, Александром Пиперски, Дмитрием Вибе
«Троицкий вариант - Наука» №2(271), 29 января 2019 года

Кстати говоря, культурно-просветительский центр «Архэ» проводит конкурс начинающих лекторов «Первая кафедра» .

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков , палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса («Введение в эволюционную биологию», «Эволюция человека», «История жизни на Земле»). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь-декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).

В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая - уходит в два-четыре раза больше времени.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

Могу еще посоветовать «Школу лекторов» , организованную фондом «Эволюция». Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам

Сергей Попов , астрофизик, лауреат премии «За верность науке»

Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библиотеке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.

Формальный ответ - «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале - по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить - не дом построить».

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция - только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

- Какие

Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»

Алексей Водовозов , медицинский журналист

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель - очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Первое - не налажать в фактуре. Второе - найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то - уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

При желании можно взять за основу опыт проекта «15×4», там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное

Александр Пиперски , лингвист, лауреат премии «Просветитель»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, - так что, наверное, раз в полтора месяца.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» - я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару - и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы - по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет - но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции - это непрерывный процесс

Дмитрий Вибе , астрохимик

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем с нуля - не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции - это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Я бы выделил две вещи. Первое - адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе - четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций - хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

- Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Первый совет - крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой - интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».

Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.

И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.

1. Личность лектора

1. Личность человека иногда играет значительно большую роль его деловых успехах, чем глубокие знания.

2. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что Вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.

3. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что Вы рады находиться перед ними. «Подобное рождает подобное...»

4. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.

5. Не стойте на возвышении, а опуститесь на один уровень с ними.

Сделайте Ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.

6. Позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим.

7. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал Вам прямо в лицо, и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.

8. Не становитесь за каким-либо предметами мебели.

2. Как начать лекцию

1. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, т. к. в этот момент ум слушателя свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

2. Покажите, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

3. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.


3. Как закончить лекцию

Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте, почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Не оставляйте незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Семь вариантов концовок:

Резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые Вы затрагивали в своем выступлении;

Призвать к действию;

Сделать слушателям подходящий комплимент;

Вызвать смех;

Процитировать подходящие поэтические строки;

Использовать цитату из Библии;

Создать кульминацию.

3. Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и сделайте гак, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого. Помните: «После пика популярности очень скоро наступает пресыщение»

4. Как сделать ясным смысл Вашего выступления и заинтересовать слушателя

1. Очень важно, но и очень трудно быть ясным.

2. Делать незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Если вы хотите дать ясное представление о величине России, то на надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите страны, которые можно было бы поместить на ее территории.

3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. Излагайте свои мысли настолько простым языком, чтобы они были понятны каждому.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте экспонаты, картинки, иллюстрации.

5. Будьте определенными. Не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «фокстерьера с черным пятном под правым глазом».

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводите их конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. Достаточно одного-двух разделов большой темы.

8. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных Вами положений.

9. Слушателя интересуют необычные факты об обычных вещах.

10. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрированное их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.

11. Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы, а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

5.Как улучшить свой слог.

1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим Необходимая часть образования - точное и изысканное употребление родного языка.

2. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.

3. Читайте со словарем. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы Вы могли запечатлеть их в своей памяти.

4. Изучайте происхождение слов, которые Вы употребляете.

5. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Используйте синонимы.


6. Как развить уверенность в себе.

1.Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя

потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хороню подготовленная речь - это на 9/10 произнесенная речь.

1. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.

2. Речь должна вызреть. Выберите тему на начале недели, обдумайте ее в свободное время , вынашивайте ее, не забывайте о ней на днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли

И примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в различное время - когда Вы принимаете ванну, едите в центр города, когда Вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

3. После того, как Вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему.

4. Наполеон говорил, что «искусство войны - это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем военные действия. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.

7. Методы оптимизации лекции.

1. Представление информации.

Объявление темы

Обоснование темы

Постановка целей

Сообщение плана лекции

Изложение материала лекции

Подчеркивание связи с практикой

Установление связи с материалом других дисциплин

Высказывание собственного отношения к излагаемому материалу

Повторение сказанного

Выделение главного

Обобщение

Проблемная ситуация

Анализ конкретной ситуации

Размышления вслух Вопрос, активизирующий память

Вопрос, активизирующий мышление Диалог Дискуссия

Подчеркивание важности информации

Ответы студентов на вопросы

Создание необходимого эмоционального настроя

Проявление доверия к слушателям

Отступления

Одобрение

Похвала

Изменение интонации

Проявление не удовольствия

Организация поведения студентов

Использование приемов для активизации внимания

Управления самостоятельной работой слушателей:

Указания для записи повторения

Замечания отдельным студентам

Нерабочий шум

Использование средств наглядности

Общая оценка качеств речи

- 8. Методы оптимизации семинара

1. Объявление темы

Обоснование темы

Формулировка целей

Сообщение плана практической деятельности

Подчеркивание практической значимости представляемой - информации

Проявление собственного отношения к излагаемому материалу

Обобщение

Выделение главного

Выдача инструкций к деятельности

Ответы на вопросы студентов

Выполнение групповых практических заданий

Выполнение индивидуальных практических заданий

Помощь со стороны преподавателя

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков (mozgovoyshturm.ru)

Александр Марков , палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса (введение в эволюционную биологию, эволюция человека, история жизни на Земле). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь - декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).

В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая - уходит в два-четыре раза больше времени.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

Могу еще посоветовать «Школу лекторов», организованную фондом «Эволюция» . Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам


Сергей Попов.
Фото А. Паевского

Сергей Попов , астрофизик, лауреат премии «За верность науке»

Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библио­теке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.

Формальный ответ - «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале - по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить - не дом построить».

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?


Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция - только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

- Какие

Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»


Алексей Водовозов.
Фото И. Ефремовой

Алексей Водовозов , медицинский журналист

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель - очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Первое - не налажать в фактуре. Второе - найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то - уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

При желании можно взять за основу опыт проекта 15х4, там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное


Александр Пиперски.
Фото И. Соловья

Александр Пиперски , лингвист, ­лауреат премии «Просветитель»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, - так что, наверное, раз в полтора месяца.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» - я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару - и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы - по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет - но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции - это непрерывный процесс


, астрохимик

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем с нуля - не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции - это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Я бы выделил две вещи. Первое - адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе - четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций - хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

- Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Первый совет - крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой - интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».

Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.

И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.

Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.

Подготовила Наталия Демина

Встаньте таким образом, чтобы иметь возможность видеть всех слушателей. Уберите лишние предметы, создающие преграды для передвижения. Используйте трибуну только как место для складирования записей, а также во вступительной и заключительной частях лекции: лектор, который на протяжении всей лекции прячется за трибуной, не владеет пространством.

Шаг 2: Соблюдайте регламент


Не ждите опаздывающих, но и не акцентируйте свое внимание на тех, кто пришел позже. Это отвлекает аудиторию от темы.

Шаг 3: Начните интересно


Расскажите интересную историю, анекдот, случай из жизни, любопытный факт.

Подcказка

Если вы завоевали внимание слушателей в самом начале, то вам будет что удерживать и впоследствии.

Внимание

Переход от начала к основному содержанию должен быть логичным.

Шаг 4: Используйте демонстрационные материалы


Если есть проектор – используйте презентации, если есть видеоаппаратура – короткие видеоролики, если ресурсы ограничены – демонстрируйте плакаты, отправляйте «по рукам» рисунки, предметы (образцы), фотографии, раздаточные материалы и пр.

Шаг 5: Используйте метафоры и цитаты


Образно насыщенная речь лучше воспринимается на слух, нежели прямой поток информации. Подберите для ключевых мыслей вашей лекции удачные высказывания.

Подcказка

Не используйте «заумные» цитаты, это приведет к обратному эффекту.

Шаг 6: Используйте голос, мимику и жесты


Разнообразьте интонацию, меняйте громкость и темп речи, подчеркивайте мимикой и жестами содержание лекции.

Шаг 7: Стойте лицом к аудитории


Не поворачивайтесь к слушателям спиной. Если вы пишете на доске, стойте вполоборота и поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.

Подcказка

Меняйте свое положение относительно доски или флипчарта с позиции слева/справа. В противном случае половина аудитории будет обделена вашим вниманием.

Шаг 8: Рассказывайте, а не читайте


Чтение по конспекту – самый занудный тип лекции. Потеря зрительного контакта с аудиторией приводит к утрате интереса слушателей. Если вы не уверены в своих силах, подготовьте шпаргалку: краткий план, куда вы будете иногда подглядывать.

У меня не очень большой стаж преподавателя, но все-таки я учился в академии пять лет получая высшее образование и еще посещал кое-какие лекции в аспирантуре. Поэтому есть представление о том, чем отличается интересная лекция от неинтересной лекции.

На самом деле нет ничего хуже, чем преподаватель, читающий лекцию по какому-нибудь учебнику и заставляющий это писать под диктовку. Иногда лекции превращаются в крайний случай - когда студенты 90 минут пишут буквально без остановки. После таких занятий дымятся руки, ручки и тетради.

В частности у нас были пары по истории отечества. И нам там ничего не рассказывали, а попросту зачитывали некий сжатый вариант учебника по истории. Насколько я помню, 80 страничной тетради мне не хватило, хотя я писал в каждой клетке без пропуска строк и довольно мелким почерком.

Прошло больше пяти лет. Спросите меня что-нибудь об истории отечества и я вспомню возможно только несколько ключевых исторических персонажей и несколько важных исторических событий. То есть такие монотонные лекции и плюс зубрежка в ночь перед экзаменом не сильно помогают повышению эрудиции.

Так вот, я к чему веду. Если вы хотите сделать лекцию интересной, вы должны отказаться от зачитывания монотонных монологов. Вы должны не просто рассказывать на память свою лекцию, но вы также обязаны придумать как минимум десяток захватывающих и по-настоящему интересных примеров на лекцию, чтобы у кого-то из студентов что-то осталось в голове. Хорошо запоминаются вещи, которые вызывают какие-то эмоции. А кроме того, среднему человеку сложно фокусировать внимание на чем-то одном дольше 10 минут. То есть в каждой лекции должно быть множество захватывающих поворотов, от которых шерсть дыбом встает. Например, если вы преподаете медицину, то вы можете рассказать про какие-то яркие случаи из практики, а если вы ведете финансы и кредит, расскажите как в вашем городе украли банкомат.

Чтобы читать часовую лекцию, нужно серьезная подготовка. То есть вам нужен развернутый план выступления. Естественно, в каждом пункте плана вы должны разбираться достаточно хорошо. И, конечно, вы должны не только говорить, что говорят студенты, но также - слушать их. Не со всеми группами это легко. Но если удастся построить лекцию в виде диалога, то это будет по меньшей мере круто! Задавайте вопросы, слушайте ответы. Иногда ответы группы неплохо дополняют ваш основной материал.

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал