Подразделения на автомобилях порошкового тушения. Пожарный автомобиль порошкового тушения Автомобили порошкового тушения назначение виды

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

При их использовании следует учитывать, что время работы порошковых установок невелико и что максимальная площадь пожара, которая может быть потушена, также ограничена расходом порошка из лафетных и ручных стволов.

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого ОПС. Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой.

Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов должно быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75 о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

1. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище).

2. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.

3. С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа).

В установках первого типа (рис. 9.29) псевдоожижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде.

Установки второго типа (рис. 9.30) по режиму введения газа в сосуд аналогичны первому типу и отличаются только устройствами для псевдоожижение порошка, представляющими собой форсунки.

Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом.

В установках треть-
его типа (рис. 9.31) порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.

Принцип работы порошковых установок первого и второго типов рассмотрим на примере принципиальной схемы порошковой установки первого типа (см. рис. 9.29). Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 – 20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе. После этого открывают шаровые краны и порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость.

7
4
5
6
8
1
2
9
3


Рис. 9.31. Схема порошковой установки с совместным хранением сжатого газа
и порошка в сосуде (установка закачного типа):

1 – малогабаритный компрессор; 2 – обратный клапан;3 – порошок; 4 – сифон;
5 – шаровой кран; 6 – лафетный ствол; 7 – фильтр; 8 – датчик давления;
9 – блок автоматики

Аналогичным образом работает и порошковая установка второго типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.

Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других. Сжатый воздух и порошок массой 5000 кг хранятся в сосуде под высоким давлением, например, 3,2 МПа. Иногда вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается. Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. В результате работы порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.

Расчет порошковой установки первого и второго типов сводится к определению объема сосуда при заданной массе порошка, запаса транспортирующего газа, объемов баллонов для его хранения, диаметров трубопроводов. Также рассчитываются диаметры проточных частей лафетного и ручного стволов, обеспечивающих заданные расходы порошка.

Объем сосуда W с, м 3 , для порошкового состава определяется по формуле

где G опс – масса вывозимого ОПС, кг; ρ опс – насыпная плотность порошка, кг/м 3 .

Количество сжатого газа G г для работы порошковой установки определяется по формуле

G г = G р + G тр + G пр , (9.7)

где G р – масса газа для создания рабочего давления в сосуде с ОПС, кг;
G тр – масса газа для транспортирования ОПС и его выдачи из сосуда, кг; G пр – масса газа для продувки трубопроводов от остатков ОПС, кг.

Количество газа для создания рабочего давления

G р = W с ρ р , (9.8)

где ρ р – плотность сжатого газа при расчетном рабочем давлении Р р и температуре Т в сосуде; W c – объем свободного пространства, м 3 , принимается 10 % от объема, занимаемого порошком.

Значение ρ р определяется по формуле

где R – газовая постоянная, Дж/(кг×К); Т – температура, К, при расчете принимается 273 К.

Количество газа G тр для транспортирования ОПС и его выдачи определяется по формуле

где G ОПС – масса вывозимого огнетушащего порошка, кг; μ– концентрация газопорошковой смеси, кг порошка/ кг газа.

Для порошковых составов марки ПСБ μ к принимается по рис. 9.32.

Количество газа для продувки трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка принимается 0,2 G р .

Число баллонов для хранения сжатого газа определяется по формуле

где W б – вместимость баллона, м 3 ; r б – плотность сжатия газа в баллоне при расчетном давлении и температуре, кг/м 3 .



Рис. 9.32. Зависимость концентрации газопорошковой смеси от абсолютного давления в сосуде порошковой установки при различных условиях транспортировки:

1 – сплошной поток (установка третьего типа); 2 – средняя концентрация (установка первого типа); 3 – (установка второго типа)

Рабочее давление сжатого газа (воздуха) в сосуде для хранения порошка должно обеспечивать получение порошковых струй с максимально возможной огнетушащей дальностью. Под огнетушащей дальностью понимается дальность, при которой концентрация порошка в струе обладает огнетушащим действием.

Потери давления при транспортировании смеси определяются по формуле

ΣΔP = Δp в + Δp п + Δp р + Δp м + Δp верт, (9.12)

где – потери транспортирующего газа, МПа; – потери давления от транспортирования порошка, МПа; – потери давления на начальный разгон частиц порошка, МПа; – местные потери давления, МПа; – потери давления на вертикальном участке, МПа.

Если к потерям, рассчитанным по формуле (9.12), прибавить давление перед насадком лафетного или ручного ствола, то суммарное давление принимается в качестве расчетного рабочего давления. Величина его уточняется по результатам приемочных испытаний. Следует иметь в виду, что увеличение давления в сосуде сверх расчетного давления ведет к увеличению металлоемкости порошковой установки. Огнетушащая дальность порошковых струй при этом не увеличится.

Насадки лафетного и ручных стволов должны обеспечивать геометрические размеры порошковой струи, чтобы её огнетушащая дальность была максимально возможной. Поэтому конструкция стволов должна быть такой, чтобы статическое давление на их срезе равнялось атмосферному.

Так как работа установки третьего типа происходит при снижении давления в сосуде, то ее расчет сводится к определению начального рабочего давления, чтобы в конце работы установки давление составляло величину, обеспечивающую получение струи со значительной огнетушащей дальностью.

Установки первого типа применялись в конструкции ПА порошкового тушения АП – 3 (130) – 148А и АП-5 (23213) – 196. Рабочее давление в сосудах составляло 0,4 МПа.

Установка второго типа использована в конструкции ПА АП –5000-40 (53213)ПМ-567. Принципиальная схема установки приведена на
рис. 9.33. На схеме показан один порошковый сосуд из имеющихся трех. Работа порошковой установки происходит следующим образом. Сжатый газ, хранящийся в баллонах 1 под высоким давлением, после открытия запорных вентилей поступает к манометру 4 , понижающему редуктору 17 и далее через открытый кран 15 и форсунки 13 в сосуд с огнетушащим порошком. Проходя через отверстия форсунок, сжатый газ переводит порошок в псевдоожиженное состояние. После достижения рабочего давления в сосуде ОПС может подаваться в очаг пожара лафетным стволом 8 и ручными стволами 12 , которые формируют порошковые струи. Продувка трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка осуществляется сжатым газом, оставшимся в баллонах после работы установки. При этом закрываются краны 7 и 10 и открываются краны 14 . Оставшийся в сосуде газ после работы установки выпускается в атмосферу через кран 16 . Этот же кран используется при сбросе газа при периодическом рыхлении порошка. Кран 2 используется для зарядки сжатым газом батареи баллонов.



Рис. 9.33. Принципиальная схема порошковой установки пожарного автомобиля
порошкового тушения. АП-5000-40(53213)ПМ-567:

1 – батарея баллонов с коллектором; 2 – кран для зарядки баллонов сжатым газом;
3 – кран для выпуска сжатого газа; 4 – манометр; 5 – фильтры; 6 – предохранительный клапан; 7 – кран для подачи порошка к пожарному стволу; 8 – лафетный ствол;
9 – сосуд; 10 – краны подачи порошка к ручным стволам; 11 – рукавные катушки
с рукавами; 12 – ручные стволы; 13 – форсунки; 14 – кран продувки линий лафетного
и ручных стволов; 15 – кран подачи сжатого газа в сосуд; 16 – кран для выпуска
сжатого газа из сосуда; 17 – редуктор; 18 – кран подачи газа к редуктору

Порошковая установка смонтирована на шасси КамАЗ-53213 и имеет одинарную кабину, поэтому боевой расчет, включая водителя, составляет 3 человека. К раме шасси крепится подрамник, на котором установлены три сосуда для порошка и отсеки. Объем сосуда составляет 1,9 м 3 и вмещает 1667 кг порошка. Секция 40-литровых баллонов в количестве 15 шт. для хранения сжатого газа при давлении 15 МПа установлена на лонжероны шасси. На крыше каркаса секции закреплен лафетный ствол с расходом порошка 40 кг/с. Управление стволом ручное. Все узлы установки порошкового тушения связаны между собой и со щитом управления трубопроводами.

Передний и задний отсеки оборудованы шторными дверями. Сосуды для хранения порошка закрыты панелями. Сверху отсеков и панелей установлен настил с поручнями. По бокам и сзади кузова устроены 4 лестницы для подъема к лафетному стволу и для обслуживания установки порошкового тушения.

В отсеках размещены две рукавные катушки с рукавами длиной 40 м и условным проходом 20 мм. Максимальная подача порошка через ствол составляет 5 кг/с.

Для заполнения сосудов порошком предусмотрена вакуумная система, состоящая из газоструйного вакуум-аппарата и пневмоцилиндра. Заправка каждого сосуда происходит в отдельности через штуцер горловины. Каждый сосуд может включаться в работу автономно.

При эксплуатации ПА большое значение имеет своевременное техническое обслуживание. Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах.

Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют ежедневные проверки состояния оборудования, ежегодные проверки количества газа в баллонах и качества огнетушащего порошка, периодические проверки сосудов, работающих под давлением.

Ежедневно проводится осмотр и проверка порошковых установок дежурным караулом.

Периодические проверки прочности и герметичности порошковых установок (сосудов, трубопроводов) проводятся согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Загрузка порошковых сосудов может производиться механизированным способом или вручную через горловину с установленной сеткой.

Автомобиль порошкового тушения пожарный АП 5000-40 на шасси КАМАЗ-65115 предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, запаса огнетушащего порошка.

Модель АП 5000-40 (65115)
Шасси КАМАЗ-65115
Колесная формула 6х4
Двигатель дизель, номинальная мощность, кВт/
удельная мощность кВт/т
221/11,6
Боевой расчет включая водителя 3
Емкость для порошка, куб.м. 5
Масса порошка, кг 5000
Рабочее давление воздуха в емкости, МПа 1
Ствол лафетный стационарный ЛС-С40У
Расход порошка через лафетный ствол, кг/с 40
Дальность подачи порошка через лафетный ствол, м 40
Углы поворота лафетного ствола: гор./верт., градус 360/ -15…+75
Макс. скорость, км/ч 90
Габаритные размеры, м 8,94х2,5х3,6

Применяемость

Применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров на предприятиях нефтехимической, газовой, нефтеперерабатывающей промышленности и электрических подстанциях. Может эксплуатироваться в районах умеренного климата с годовым перепадом температур в пределах от -45°С до + 40°С по дорогам всех видов.

Конструктивные особенности

  • Кузов каркасно-сварной выполнен по модульной схеме и состоит из 3-х частей: переднего отсека для ПТВ и баллонов со сжатым воздухом, емкости для порошка и отсека для ПТВ.

По требованию заказчика завод может выполнить следующее:

  • Подогрев: топливозаборников, топливопроводов, фильтра тонкой очистки и фильтра грубой очистки.
  • Утепление аккумуляторного отсека.
  • Установить шторные двери отсеков.

Откидные двери отсеков выполнены с телескопическими опорами для подъема. В задней части кузова откидные подножки. Лафетный ствол может располагаться на крыше кузова. Пожарно- техническое вооружение размещено в отсеках с учетом удобного доступа и быстрого съема. Надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления.

Пожарные автомобили порошкового тушения


Пожарные автомобили порошкового тушения используются для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. В последнее время автомобили порошкового тушения начинают применять для ликвидации горения нефтяных и газовых фонтанов. Огнетушащим средством на этих автомобилях являются порошки, в состав которых входят в зависимости от марки кальцинированная сода, бикарбонат натрия, графит, стеариты железа и алюминия. Некоторые порошки состоят из мелкоразмельченного селикагеля, насыщенного легкоиспаря-ющимся фреоном.

Огнетушащий порошок на автомобилях хранится в герметичных резервуарах, которые при помощи трубопроводов и запорной арматуры соединены с лафетными или ручными стволами. Транспортирование порошка по трубопроводам осуществляется сжатым газом, который подается в емкость с порошком от компрессора или баллонов.

На вооружении пожарной охраны наибольшее распространение получил пожарный порошковый автомобиль АП-3(130)-148, который в настоящее время заменен модернизированной моделью АП-3(130)-148А. В отличие от ранее выпускавшегося автомобиля модернизированный автомобиль не имеет компрессора, а вместо него установлено пять баллонов с воздухом вместимостью 50 л и давлением 15-16 МПа, что дало возможность увеличить рабочее давление транспортирования порошка до 0,39-0,41 МПа и улучшить тактические свойства автомобиля.

Автомобиль порошкового тушения смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Кабина водителя и боевого расчета имеет три места, а в крыше ее два вентиляционных люка с крышками. На раме автомобиля закреплены стремянками два ложемента для крепления цистерны и кузова. Цистерна представляет собой сварную конструкцию из обечаек и эллиптических днищ. Внутри цистерны установлены аэродннща, улучшающие аэрацию порошковых составов; воздухопроводы, подводящие сжатый воздух под аэроднище, и сифонные трубы для транспортирования порошков к лафетному и ручным стволам. Огнетушащие порошковые составы засыпаются в цистерну через верхний люк, имеющий сетку. В нижней части цистерны имеются люк для очистки цистерны и два отверстия с пробками для слива конденсата из-под аэроднища. С левой и правой сторон цистерны на кронштейнах, выполненных заодно с ложементами, установлен кузов, имеющий отсеки, в которых размещается пожарное оборудование, запасное колесо и щит управления.

Щит управления порошковой установкой размещен в переднем отсеке кузова с левой стороны. Рычаги управления и краны щита управления предназначены для подачи сжатого воздуха в цистерну с огнетушащим порошком, подачи порошка в лафетный и ручные стволы и продувки рукавов и стволов сжатым воздухом от остатков порошка после окончания работы.

Общая схема установки для подачи огнетушащего порошкового состава показана на рис. 9.7. Порошковый состав подается в очаг пожара через лафетный ствол или ручные стволы. При открытых вентилях баллонов сжатый воздух с давлением до 15-16 МПа по трубопроводу через открытый вентиль поступает в редуктор, который понижает давление воздуха до 0,39- 0,41 МПа. Далее сжатый воздух поступает под аэроднище. Проникая через поры аэроднища, имеющего угол наклона больше, чем угол откоса для порошка, сжатый воздух приводит порошковый состав в состояние движения. Это происходит в том случае, когда кинетическая энергия сжатого воздуха больше силы тяжести частичек порошка. Угол наклона аэроднища способствует движению порошка и его распылению. Такое состояние порошка называется псевдосжиженным. Если открыть кран лафетного ствола, то псевдосжиженный порошковый состав через заборник сифонной трубы поступит в лафетный ствол. Если открыть кран, то порошковый состав поступит в ручные стволы (пистолеты). Для продувки трубопроводов, рукавов и стволов от порошка после работы необходимо закрыть краны и открыть краны. При этом сжатый воздух выдавит из трубопроводов оставшийся порошок.

Рис. 9.7. Схема коммуникаций:
I - клапан предохранительный высокого давления; 2 - манометр; 3 - вентиль запорный Ду-8; 4 - баллон; 5 - кран Ду-25; 6 - ствол лафетный; 7 - мановакуумметр; 8 - штуцер; 9 - клапан предохранительный низкого давления; 10 - кран Ду-100;
II - цистерна; 12 - заборник; 13 - кран Ду-40; 14 - пистолет для распыления порошка (ствол ручной); 15 - рукав; 16 - редуктор давления; 17 - вентиль баллонный

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

Продолжительность работы порошковых установок невелика, максимальная площадь пожара, которая может быть потушена, также ограничена расходом порошка из лафетных и ручных стволов.

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого огнетушащего порошкового состава (ОПС). Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно-пусковой и предохранительной арматурой.

Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов может быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара подается через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75 о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам и рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам к лафетным и ручным стволам. Истекающая от них под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

1. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище) или форсунки.

2. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.

3. С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа).

Подразделения на автомобилях порошкового тушения

(табл. 3.10) предназначены для тушения пожаров на промышленных объ­ектах химической и нефтехимической промышленности. Автомобили служат для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета, пожарного оборудования и порошковых огнетушащих составов ПС и ПСБ для тушения щелочных металлов, горящих нефтепродук­тов, горючих газов и электроустановок. Подразделения на автомобилях порошкового тушения обеспечивают работу одного стационарного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или двух ручных порошковых стволов по рукавным линиям длиной 40 м. Автомобили используют как самостоятельные тактические единицы, а также во взаимодействии с аэродромными автомобилями при ту­шении пожаров на самолетах и вертолетах. Автомобили порошково­го тушения не предназначены для использования во взрывоопасной среде. Основные схемы боевого использования подразделений, во­оруженных автомобилями порошкового тушения, приведены на рис. 3.8.

Автомобиль комбинированного тушения

Автомобиль комбинированного тушенияпредназначен для ту­шения комбинированным способом пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышлен­ности, на авиационном и автомобильном транспорте, а также на других объектах промышленного назначения. Подразделения, во­оруженные автомобилями комбинированного тушения, обеспечивают работу стационарного сдвоенного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или ручных сдвоенных стволов при подаче по­рошка, а также порошка и пены одновременно.

Автомобиль комбинированного тушения в зависимости от охра­няемого объекта используют в трех вариантах: порошковом, пенном и комбинированном без переоборудования конструкции огнетушащей установки. Лафетный сдвоенный ствол может работать с насадками для подачи порошка или пены, или один пенный, а второй - порошковый в комбинированном варианте.

Сосуды в разных вариантах работы автомобиля комбинирован­ного тушения заполняют следующим образом:

· в порошковом варианте - все четыре сосуда по 250 л заполняют порошком;

· в пенном варианте - водным раствором пенообразователя;

· в комбинированном варианте - два сосуда заполняют водным раствором пенообразователя и два порошком.

Автомобиль может эксплуатироваться при температуре наруж­ного воздуха от - 35 до +35°С при условии хранения в зимнее вре­мя в гаражах с температурой воздуха не ниже 10 °С и времени следования на пожар не более 20 мин, если емкости заполнены водным раствором пенообразователя. При заправке только порошком и со­блюдении специальных правил, машина может эксплуатироваться и при более низких температурах воздуха.

Рис. 3.8. Схемы боевого использования автомобилей порошкового тушении

ТАБЛИЦА 3.10. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

Показатели

АП-3 (130) (модель 148А)

АП-5 (53213)

(модель 196)

Тип шасси

ЗИЛ-130

КамАЗ-53213

3

3

Габаритные размеры, мм:

Длина

6650

8600

Ширина

2500

2500

Высота

2900

3325

Масса с полной нагрузкой, кг

9270

17500

Наименьший радиус поворота, м

8

9

Максимальная скорость, км/ч

90

100

110 (150)

154 (210)

Контрольный расход топлива, л/100 км

28

25

Полезная емкость цистерны для порошка, м 3

3-3.5

5.5

Масса вывозимого порошка, кг

3000-3200

5500-6000

Неиспользуемый остаток, порошка, кг

300

600

Ствол лафетный, шт.:

1

1

пропускная способность, кг/с

40

30-60

Дальность центра зоны эф­фективной части порошковой струи, м

30-35

30

Угол поворота в горизонтальной плоскости, град ­

360

270

Угол поворота в вертикальной плоскости, град:

Вверх

45

45

Вниз

15

15

Способ выдачи огнетушащего по­рошка

Сжатым воздухом

Ствол ручной:

Число, шт.

2

2

Пропускная способность с рукавом длиной 40 м, кг/с

4

3-6


Дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м

10

8

высота подачи порошка по рукавной линии длиной 40 м, м

внутренний диаметр рукава, мм

рабочее давление у порошковой остановки, МПа (кгс/см 2)

12 –15

51

0.4 (4)

12 – 15

61

0.43 (4.3)

ТАБЛИЦА 3.11. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАЦИОНАРНЫХ ЛАФЕТНЫХ СТВОЛОВ МОРСКОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО СУДНА ПРОЕКТА 1893Н

Показатели

Стационарный

ла­фетный ствол ПЛС-С69

Гидропушка

Диаметр насадка, мм

50/65

95/110

Напор у спрыска, м

100

100

Расход воды, м/ч

300/530

1100/1400

Длина струи, м

100/110

130/145

Автомобиль комбинированного тушения нельзя использовать во взрывоопасной среде. Тактико-техническая характеристика автомо­биля комбинированного тушения (по данным опытного образца) при­ведена ниже.

Тактико-техническая характеристика пожарного автомобиля комбинированного тушения АКТ-05/05 (66) - модель 207 (по данным опытного образца)

Тип шасси

ГАЗ-66.01

Число мест для боевого расчета

2

Габаритные размеры, мм:

длина

6000

ширина

2500

высота

3000

Масса с полной нагрузкой, кг

6970

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

9,5 86(115)

Контрольный расход топлива, л/100 км,

24

Запас:

хода по топливу

870

порошка, кг

500

раствора пенообразователя

500

Число огнетушащих установок, шт.

4

Рабочее давление воздуха в сосудах огнетушащих установок, МПа (кгс/см 2)

0,6 – 1 (6 – 10)

Емкость баллонов со сжатым воздухом, л

40

Число баллонов

2

Время работы огнетушащих установок, с, при подаче огнетушащих средств:

Через сдвоенный лафетный ствол

120

через сдвоенный ручной ствол

240

Дальность подачи струи, м:

Из лафетного ствола

20-25

Через сдвоенный ручного ствол

8-10

Длина рукавной линии, м

30

Кратность воздушно-механической пены у среза ствола

7-10

Рабочая зона лафетного ствола от продольной оси автомобиля, град

вправо

влево

60

60

Рабочая зона лафетного ствола от горизонтали, град:

45

вверх

вниз

45

15

© 2024 magncompany.ru
Автомобильный портал